УВЕРЕННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УВЕРЕННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Победа О.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема уверенности в себе на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных. Интерес к ней растет не только в рамках психологии, но и других дисциплин таких как экономика, политика и многих других. Каждый исследователь имеет свою точку зрения по поводу того, что же такое «уверенность» [1]. Для того чтобы разобраться в этом феномене мало знакомства с мнением одного исследователя, необходимо изучить несколько различных суждений. Прежде чем перейти к ним, обратимся к истории возникновения этого определения.

Возникновение феномена уверенности связано с появлением так называемых «тренингов» в специализированных клиниках и обычных больницах. Они способствовали зарождению интереса психологов к этой проблеме. И вот уже на протяжении более 50 лет «уверенность» как психологический феномен изучается зарубежными и российскими психологами. Впервые в виде оформленного понятия это понятие появилось в специализированной научной литературе в связи с «задачами психологической коррекции и психотерапии» [1]. В первой половине XX века психологи и психотерапевты пришли к выводу, что существует связь между неуверенностью в себе, неврозами и соматическими заболеваниями. Дальнейшие исследования были направлены на определение причин неуверенности, пути ее преодоления, коррекции и лечения.

Несмотря на огромное количество исследований, посвященных феномену «уверенности» [1], необходимо признать, что четкого и понятного определения так и не было выведено. Для того чтобы составить целостное понимание явления уверенности «необходимо изучить различные точки зрения исследователей на природу и сущность данной проблемы» [1].

В настоящее время существует несколько подходов к изучению уверенности в себе:

– бихевиоральный;

– когнитивно-бихевиоральный;

– социально-когнитивный;

– системный;

– многомерно-функциональный.

В основе этих подходов – те или иные аспекты проявления уверенности или неуверенности. Рассмотрим подробно каждый из них.

Так, в основу бихевиорального подхода положен поведенческий аспект. Возникновение неуверенности связывается с «социальными страхами и недостатками социальных навыков» [1]. Одним из представителей бихевиорального подхода был Андре Сальтер1. Ознакомившись с теорией известного российского ученого И. П. Павлова он предположил, что одной из причин появления у человека неуверенности в себе может быть «преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, что приводит к формированию личности, которая не способна открыто и спонтанно выражать свои чувства, желания и потребности, ограниченна в самореализации и испытывающей, в результате, сложности в общении с другими людьми» [1]. А. Сальтер создал собственную систему «преобразования личности», согласно которой у человека преобладают «процессы торможения». Он также описал шесть характеристик уверенной, здоровой «эксцитаторной2 личности», среди которых эмоциональность речи, экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи», прямое и честное выражение собственного мнения, использование местоимения «Я» в речи, способность выслушивать похвалу, умение импровизировать [1]. Эти качества присущи детям дошкольного возраста, которые эмоциональны, спонтанны, экспрессивны, открыты, веселы.

Ученик Сальтера Джозеф Вольпе3 пришел к совершенно другому выводу. Он отметил, что важную роль в возникновении неуверенности играет «социальный страх», который возникает в тех или иных жизненных ситуациях. Возникнув единожды он «намертво» закрепляется за определенными ситуациями и уменьшает шансы человека на успешное выполнение задач. Страх формируется в результате неудач в социальной жизни. Накопление этих неудач способствует увеличению страха. Таким образом, испытав страх в какой-то социальной ситуации, человек программирует себя на подобное поведение в схожих ситуациях. Страх «подкрепляет себя сам» [1]. Социальный страх проявляется в различных формах и различных ситуациях. Дж. Вольпе выделил и подробно описал восемь видов страха. Каждый из них в той или иной мере присутствует в психике каждого человека. Однако необходимо отметить, что у неуверенных в себе «социальных страх» становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность [1].

«Представители когнитивно-бихевиорального подхода изучают, прежде всего, когнитивный аспект уверенности» [1]. По их мнению, как уверенность, так и неуверенность связаны со способом самовосприятия человека, то есть с тем как он оценивает себя, свои поступки и т.д. Так, Р. Зигмунд говорит, что, «испытывая любой социальный страх человек мысленно говорит себе, что он не сможет его преодолеть, у него не хватит сил и т. п.» [1]. В итоге, концентрируя внимание на подобных установках, человек начинает вести себя неуверенно [1]. Неуверенность по Зигмунду возникает в результате негативных оценок себя, своего образа, собственных достижений.

«С точки зрения социально-когнитивного подхода А. Бандуры4 уверенное или неуверенное поведение связано с тем, что человек использует так называемые «модели поведения» преобладающие в его социальной среде» [1]. Очень хорошо этот метод работает на примере детей. Ребенок копирует шаблоны поведения, которые наблюдает вокруг себя. В результате этого подражания возникают новые навыки (агрессивного, уверенного или неуверенного поведения). Родители, родственники, друзья служат «моделями» для копирования. Личность, лидирующая в группе, непременно станет прототипом будущей личности ребенка. Данный подход нацелен на «изучение социального плана уверенности» [1].

С точки зрения представителей в отечественной психологии системного подхода, уверенность представляет собой системное психическое образование. Но наиболее целостный подход к изучению уверенности – это многомерно-функциональный, предложенный А. И. Крупновой и М. А. Селивестровой. Он связывает «все аспекты изучения уверенности и позволяет более детально изучить психологическую структуру уверенности, ее индивидуально-типические особенности, внутренние механизмы взаимодействия и взаимообусловленности различных компонентов, что создает основу для дальнейших более глубоких и комплексных исследований» [1].

Список литературы:

1. Наговец Л. Ю. Уверенность личности как психологический феномен. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/uverennost-lichnosti-kak psihologicheskiy-fenomen

2. Паттерсон С. Г. Теории психотерапии. – Режим доступа: http://bookap.info/genpsy/psyteor/gl10.shtm

3. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб. : Речь, 2003. – 175 с.

4. Тайболева О. Е. Уверенность в себе. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/87144

1Андре Сальтер (1914–1996) – американский психолог и психотерапевт, один из пионеров поведенческой психотерапии, тренинга ассертивности, создатель «условно-рефлекторной психотерапии.

2От латинского «эксцитате» – возбуждение.

3Джозеф Вольпе (род. в 1915 г.) – южноафриканский психолог, специалист по проблемам клинической психологии, психиатрии и психотерапии, один из основателей бихевиоральной психотерапии, автор метода систематической десенсибилизации.

4Альберт Бандура – канадский и американский психолог украинского происхождения, известный своими работами по теории социального научения (или социального когнитивизма).

Просмотров работы: 267