ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ФОЛЬКЛОРНОЙ МУЗЫКЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ФОЛЬКЛОРНОЙ МУЗЫКЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Акулина Н.Н. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что поставленная школой и педагогом цель порождает и содержание обучения с определёнными уровнями усвоения знаний (знакомство, воспроизведение, типовые умения, творчество), влечёт выбор его методов, форм, средств. Это требует от учителя в конкретных условиях работы создания плана, программы, в которых бы учитывались и использовались свойства и возможности самого фольклора.

При формировании учебной программы необходимо учитывать предшествующий и имеющийся как российский, так и зарубежный педагогический опыт. Так например, в опыте Российской Федерации сложились три варианта введения народной музыки в музыкальное воспитание школьников. Эти варианты отражают различное отношение к пониманию самостоятельной художественной и воспитательной значимости фольклора.

В одних программах материал музыкального фольклора рассредоточен по всему объёму предмета «Музыка» соответственно его тематическому построению и определённым методическим установкам, как, например, в программе «Музыка», разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В других выделялась тема, специально посвящённая народной песне (Попов; с. 14). И наконец, в настоящее время разработана программа освоения народного творчества как самостоятельного предмета. (Ширяева; с. 38, 42). В программах неодинаково решается и вопрос включения в учебный предмет фольклора разных народов.

Основные задачи уроков музыки в общеобразовательной школе - привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству (в том числе фольклору), сформировать у них эстетические критерии национальной музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения различных жанров. Выполнить эти задачи очень непросто, так как на урок музыки в школе отводится всего 1,5 астрономических часа в неделю, тем не менее, ребёнка нельзя лишать возможности развивать голос, музыкальный слух, чувство ритма, лишать его радости созидания художественных образов музыкальными средствами. Урок музыки не требует особой одарённости детей, достаточно «средних способностей» обучаемого, тем не менее результатом этой работы должны стать позитивные изменения в каждом ученике, что предусмотрено образовательным стандартом и учебной программой.

Поэтому сегодня задачи школьного образования (музыкально-эстетические, духовно-нравственные, общекультурные и др.) центрируются вокруг «ученика», раскрытия его индивидуальности на основе личностно-ориентированного подхода, психолого-педагогического изучения каждой личности в отдельности и в плане общения в коллективе, бережного отношения к каждому ребёнку с тем, чтобы найти ему соответствующее место в обучении. Очень важно в музыкальном воспитании обращение к родной, традиционно-певческой культуре. Не менее важен и учёт принципов, которые заложены в фольклоре:

  • участие и нахождение своего места в творческом процессе всех, независимо от степени одарённости;

  • тесная связь творчества с повседневной жизнью, семьёй, бытом;

  • взаимосвязь искусств (пения, танца, игры и т.д.);

  • связь с художественной традицией своего края, села;

  • свободное варьирование интонационного материала;

  • слуховое ощущение лада и стиля многоголосия.

На основе музыкального фольклора процесс обучения направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Учащийся выступает здесь источником движения и «создателем» самого процесса, а фольклорная музыка - источником содержания и условием существования его музыкально-творческой деятельности. Таким образом, каждый ребёнок имеет возможность воспитать в себе творческую личность.

По мнению В.В. Андреева, творческая личность - такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности. Украинский психолог В.А. Моляко считает, что творческая личность обладает такими качествами, как: стремление к оригинальности, отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определённой работе, сравнительно быстрое и лёгкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность и самостоятельность в работе.

В.Ф. Одоевский в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в процессе обучения детей. Простота, доступность песни, её высокая художественность, глубина мысли, своеобразие её мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным учебно-воспитательным средством. Мы находим в работах учёного мысли об эстетическом воспитании детей на основе фольклора, созвучные проблемам обучения - воспитания детей в XXI веке «… в области духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа выражает себя или посредством слова, или посредством телодвижений, очертаний, красок, или посредством ряда звуков, образующих пение, или «игры на музыкальном инструменте».

Структура музыкальной деятельности учащегося содержит следующие элементы: цель-средства-процесс-результат. Это условие является своего рода ориентиром, позволяющим организовывать музыкальную деятельность учащихся как продуктивную. Это, прежде всего, активность учащихся на уроке, которая достигается интерактивными методами.

В общем виде на уроках музыки цель может быть представлена как: обучающая - сформировать представление о фольклорных образцах музыки различных регионов России; развивающая – на основе чувственных ощущений научить различать жанры народной музыки, их ладовую основу; воспитывающая – пробудить интерес к исполнению фольклорных произведений.

Выбирая ту или иную песню, мы предварительно оцениваем её художественные достоинства: определяется тема, идея, мысленно проецируется музыкальная структура на коллектив учащихся, выявляется таким образом, соответствует ли данная песня художественному направлению и техническим возможностям того или иного учебного класса. Точно найденная репертуарная линия обеспечивает единство формы и содержания учебно-воспитательного процесса, придает ему целенаправленный характер. Чрезвычайно богатым в учебно-воспитательном плане источником содержания уроков музыки является местный песенный фольклор, которому принадлежит большая роль в воспитании художественного вкуса. Пути и формы освоения песенного фольклора различны. Так, например, исполнение песен, в которых отражены местные певческие традиции, всегда подкупает свежестью и неповторимостью. Многообразие фольклорных жанров всегда позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, способствует развитию необходимых исполнительных качеств голоса, интонации, пластики, ритмичности. Если произведение имеет сценическую направленность, то занятие включает воспитание у участников ансамбля артистичности, умения перевоплощаться в соответствии с художественным образом произведения. Это, в первую очередь, проявляется в мимике лица, движениях рук и корпуса, носит не формальный характер, а исходит от местной традиции, от «игры» песни: осмысления текста, музыки, жанра.

В подборе репертуара для уроков музыки мы руководствуемся семейными традициями, перечнем школьных мероприятий, а также возможностями использования репертуара в повседневной жизни. Так, например, исполняя частушки, учащиеся вполне могут аккомпанировать себе на балалайке, гармошке, гитаре. Совместная семейная музыкально-эстетическая среда является предметом нашего особого внимания. На таких занятиях всячески поощряется творчество учащихся в сочинении текстов частушек, песен, а также инструментальной музыки, подбора песен по слуху.

В программный материал для уроков музыки, помимо традиционной песни, можно включать и оригинальные обработки народных песен, авторские сочинения, близкие по музыкальному языку к народным песням.

Таким образом, освоение музыкального фольклора на уроках музыки в школе определяется его доступностью, разножанровостью, абсолютной эстетичностью и педагогической целесообразностью. К формированию репертуара, на наш взгляд, необходимо подходить с позиции нескольких составляющих:

- идейно-художественной, эстетической значимости произведений народной музыки;

- учёта региональной специфики, то есть освоение традиционных песен.

Литература:

  1. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.

  2. Попов, В.С. Русская народная песня в детском хоре. / В.С. Попов. - М.: Музыка, 1985. - 80 с.

  3. Шацкая, В.Н. Развитие детского голоса / В.Н. Шацкая. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1963. - 344 с.

  4. Ширяева, Н.С. В поисках красоты // Музыка в школе. Научно-методический журнал. - ¬1990. - № 1.

Просмотров работы: 158