ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ФОЛЬКЛОРУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ФОЛЬКЛОРУ

Козьменко Н.В. 1, Сушкова Л.Н. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Существующая долгие годы Российская система образования и воспитания, в наше время уже не может полностью отвечать современным требованиям. Т.к. в условиях постоянно изменяющегося мира система воспитания, основанная на освоении социального опыта предшествующих поколений и его передачи следующим поколениям, приводящая к восприятию ребёнка в качестве объекта воздействия, изживает себя. В связи с этим, стал остро ощутим недостаток в обновлении методов и средств воспитания детей.

Сегодня общество столкнулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании детей оказались претеснёнными современными урбанистическими идеалами, среди которых потребительство, меркантильность, тяга к развлечениям, из-за чего страдают дети, теряя связь с природой, семьей, национальными основами культуры. Всё это ставит перед педагогикой задачу по переосмыслению ценностных ориентиров в воспитании подрастающего поколения.

Согласно ФГОС дошкольного образования воспитание и развитие детей должно осуществляться в основном в процессе общения, игры, творческой и познавательной деятельности, нежели в «чистой» учебной деятельности, поскольку достижения детей дошкольного возраста определяются не знаниями в целом, или навыками и умениями, а совокупностью сформированных у них личностных качеств, дающих возможность ребёнку успешно социализироваться при подготовке к очередной ступени образовательной лестницы.

Сегодняшняя система образования, транслирующая принцип унификации учебно-воспитательного процесса, не приводит ко всестороннему развитию личности, и здесь особое значение приобретает овладение основами национальной культуры, естественным путём приобщающей ребенка к общечеловеческим ценностям.

Народная культура и традиции как проявление национального искусства привлекала и продолжает привлекать внимание педагогов и исследователей. Так, теория воспитания на основе народности была разработана в трудах В.В. Зеньковского, П.Ф.Каптерева, B.C. Соловьева, К.Д. Ушинского и др., а духовно-нравственный потенциал народного наследия отмечен в работах Н.А. Бердяева, B.C. Библера, И.А. Ильина, П.А. Флоренского и др. По словам К.Д. Ушинского, «воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [2, c.7].

При этом, в работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам музыкального фольклора, т.к. именно естественные интонации, ритмы, краски, в условиях работы с детьми позволяют наилучшим образом реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г.С. Виноградов) [1, c.15].

Художественное и эстетическое развитие детей на основе музыкального фольклора предполагает формирование у них базовых навыков ценностного восприятия произведений искусства; и эстетического отношения к миру. На примере произведений музыкального фольклора у детей можно сформировать представления об элементарных видах искусства; умение воспринимать музыку в целом, осознавать музыкальный характер, ритмические и мелодические особенности.

Задачи эстетического воспитания дошкольников на основе музыкального фольклора делятся на две основные группы.

Первая группа формирует эстетическое отношение детей к окружающему миру, а именно, развивает умение видеть и ощущать красоту в природе, поведенческих формах, произведениях искусства. Это помогает воспитать у детей основы художественного вкуса, потребности в познании.

Вторая группа задач отвечает за формирование художественных навыков и умений в области разного рода искусств, таких. как танец, пение, иные виды устного творчества, а также, параллельно тематику музыкального фольклора могут отражать и такие виды творческой деятельности, как рисование, лепка и др., с помощью чего ребёнок может более глубоко усвоить знания об окружающем мире и культуре, воплотив их в собственном творчестве.

Основные методы формирования эстетического восприятия мира у дошкольников:

  • побуждение к сопереживанию (при эмоциональном отзыве на проявление прекрасного и осуждения безобразного);

  • убеждение (в процессе формирования эстетического отклика и первоначального проявления вкуса);

  • приучение (в процессе моделирования специальных ситуаций, или разбора спонтанных ситуаций, что направлено на осознание детьми эстетического содержания и совершенствование собственной культуры поведения).

При применении музыкального фольклора в вопросе развития эстетического восприятия мира у дошкольников данные методы могут применяться в процессе изучения образцов устного народного творчества как в процессе работы над ними, так и в воспитательной работе, где эти произведения могут применяться в качестве материала для игры и бытового творчества.

Современная система образования является приоритетной сферой в вопросе формирования общей культуры личности ребёнка, эстетических, нравственных, интеллектуальных его качеств. Концепция модернизации Российского образования отражена в Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования, который был утверждён Министерством образования и науки Российской Федерации «17» октября 2013 года (N 1155), в котором подчёркивается, важность личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия детей и взрослых, как родителей, так и педагогов. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, являющееся первой ступенью общей системы непрерывного образования. А наиболее благодатным материалом в вопросе формирования у детей эстетического восприятия мира является музыкальный фольклор.

Литература

  1. Виноградов Г.С. Народная педагогика. — Иркутск: Изд-во ВСОРГО, 1926. – С. 15.

  2. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия / Серия «Мир ребенка». - СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамат», 1997. – С. 7.

Просмотров работы: 59