Сегодня общество столкнулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании детей оказались претеснёнными современными урбанистическими идеалами, среди которых потребительство, меркантильность, тяга к развлечениям, из-за чего страдают дети, теряя связь с природой, семьей, национальными основами культуры. Всё это ставит перед педагогикой задачу по переосмыслению ценностных ориентиров в воспитании подрастающего поколения.
Согласно ФГОС дошкольного образования воспитание и развитие детей должно осуществляться в основном в процессе общения, игры, творческой и познавательной деятельности, нежели в «чистой» учебной деятельности, поскольку достижения детей дошкольного возраста определяются не знаниями в целом, или навыками и умениями, а совокупностью сформированных у них личностных качеств, дающих возможность ребёнку успешно социализироваться при подготовке к очередной ступени образовательной лестницы.
Сегодняшняя система образования, транслирующая принцип унификации учебно-воспитательного процесса, не приводит ко всестороннему развитию личности, и здесь особое значение приобретает овладение основами национальной культуры, естественным путём приобщающей ребенка к общечеловеческим ценностям.
Народная культура и традиции как проявление национального искусства привлекала и продолжает привлекать внимание педагогов и исследователей. Так, теория воспитания на основе народности была разработана в трудах В.В. Зеньковского, П.Ф.Каптерева, B.C. Соловьева, К.Д. Ушинского и др., а духовно-нравственный потенциал народного наследия отмечен в работах Н.А. Бердяева, B.C. Библера, И.А. Ильина, П.А. Флоренского и др. По словам К.Д. Ушинского, «воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [2, c.7].
При этом, в работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам музыкального фольклора, т.к. именно естественные интонации, ритмы, краски, в условиях работы с детьми позволяют наилучшим образом реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г.С. Виноградов) [1, c.15].
Художественное и эстетическое развитие детей на основе музыкального фольклора предполагает формирование у них базовых навыков ценностного восприятия произведений искусства; и эстетического отношения к миру. На примере произведений музыкального фольклора у детей можно сформировать представления об элементарных видах искусства; умение воспринимать музыку в целом, осознавать музыкальный характер, ритмические и мелодические особенности.
Задачи эстетического воспитания дошкольников на основе музыкального фольклора делятся на две основные группы.
Первая группа формирует эстетическое отношение детей к окружающему миру, а именно, развивает умение видеть и ощущать красоту в природе, поведенческих формах, произведениях искусства. Это помогает воспитать у детей основы художественного вкуса, потребности в познании.
Вторая группа задач отвечает за формирование художественных навыков и умений в области разного рода искусств, таких. как танец, пение, иные виды устного творчества, а также, параллельно тематику музыкального фольклора могут отражать и такие виды творческой деятельности, как рисование, лепка и др., с помощью чего ребёнок может более глубоко усвоить знания об окружающем мире и культуре, воплотив их в собственном творчестве.
Основные методы формирования эстетического восприятия мира у дошкольников:
побуждение к сопереживанию (при эмоциональном отзыве на проявление прекрасного и осуждения безобразного);
убеждение (в процессе формирования эстетического отклика и первоначального проявления вкуса);
приучение (в процессе моделирования специальных ситуаций, или разбора спонтанных ситуаций, что направлено на осознание детьми эстетического содержания и совершенствование собственной культуры поведения).
При применении музыкального фольклора в вопросе развития эстетического восприятия мира у дошкольников данные методы могут применяться в процессе изучения образцов устного народного творчества как в процессе работы над ними, так и в воспитательной работе, где эти произведения могут применяться в качестве материала для игры и бытового творчества.
Современная система образования является приоритетной сферой в вопросе формирования общей культуры личности ребёнка, эстетических, нравственных, интеллектуальных его качеств. Концепция модернизации Российского образования отражена в Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования, который был утверждён Министерством образования и науки Российской Федерации «17» октября 2013 года (N 1155), в котором подчёркивается, важность личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия детей и взрослых, как родителей, так и педагогов. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, являющееся первой ступенью общей системы непрерывного образования. А наиболее благодатным материалом в вопросе формирования у детей эстетического восприятия мира является музыкальный фольклор.
Литература
Виноградов Г.С. Народная педагогика. — Иркутск: Изд-во ВСОРГО, 1926. – С. 15.
Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия / Серия «Мир ребенка». - СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамат», 1997. – С. 7.