ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОЛЬКЛОРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОЛЬКЛОРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С давних времен человек самовыражался в музыкальном творчестве, как в песенном, так и в инструментальном. Фольклорные инструменты играли важную роль в народном искусстве и сопровождали человека в течение многих столетий. На данный момент мы можем наблюдать такое явление, как вытеснение народного искусства из жизни современного человека, поэтому особенно важно понимать всю значимость народной музыки и ее музыкального инструментария.

Сегодня обучение игре на фольклорных музыкальных инструментах таких, как балалайка, гусли, гармонь, баян, жалейка, кугиклы и др., широко представлено в музыкальном образовании. Использование фольклорного инструментария в работе со студентами средне специального образования способствует гармоничному развитию их личностей, более эффективной работе мозга, развитию слуховых и моторных способностей. По мере взросления ребенка, уменьшается его способность впитывать информацию – особенно языковую и математическую, а занятия музыкой позволяют продлить этот процесс и привить интерес к учебе. Поэтому так важно обучать игре на фольклорных музыкальных инструментах студентов 15-18 лет.

Еще одним положительным фактором внедрения такого обучения является то, что таким образом можно воспитать и обучить будущего концертмейстера коллектива. На данный момент руководители фольклорного ансамбля, ансамбля народной песни и т.д., сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие концертмейстера. В результате мы видим, что многие коллективы полностью переходят на фонограммы, но обучение студентов игре на музыкальных инструментах может изменить ситуацию в лучшую сторону. Коллективы, которые используют в своей программе и репертуаре фольклорные инструменты, выглядят очень ярко и интересно.

Из различных источников мы узнаем о разнообразии народного инструментария и о коллективном характере исполнения. Издревле с малых лет каждый владел навыками изготовлениями немудреных инструментов, и знал как на них играть. Так, из куска глины можно было изготовить свистульку или окарину, а из дощечки-трещотку.

Таким образом, практически все исполнители владели секретами изготовления народных инструментов и передавали их из поколения в поколение. В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Многие фольклорные инструменты довольно просты в освоении и изготовлении, и уже на начальном этапе, с минимальными навыками игры, студенты могут использовать свои знания и умения на практике, в фольклорном ансамбле.

На протяжении многих столетий обучение народному инструментальному искусству осуществлялось на эмпирическом уровне, широко распространённым контактным способом, основанном на «игре с рук», по слуху, по памяти, подражании, импровизации и т.д. Таким образом, манера исполнения, приёмы звукоизвлечения передавались народными умельцами из поколения в поколение.

Такие методы обучения, как «игра с рук», по слуху, импровизации, присущи фольклорному искусству. В своей работе я часто прибегаю к таким приемам обучения, и это действительно работает. Особенно метод «игра с рук» подходит для студентов, которые не имели опыта игры на каких-либо музыкальных инструментах. У студентов развивается мышление и память, они легче и быстрее решают поставленные мной задачи. Таким образом, старинный метод обучения игре на фольклорных музыкальных инструментах, выработанный в традиционной народно-инструментальной культуре, до сих пор эффективен.

Русская народная музыка всегда считалась больше песенной, нежели инструментальной, об этом свидетельствуют различные факторы. История возникновения и дальнейшего развития музыки тесно связана с обрядовой, религиозной деятельностью. После принятия христианства в Киевской Руси действовал запрет на использование музыкальных инструментов в храмах. Строгие религиозные каноны не допускали развлекательных песенок, исполняемых скоморохами, которые активно использовали исконно народные музыкальные инструменты. Исполнители народной музыки, песен, сохранявших элементы язычества, обрядовости, преследовались церковью. То, что использовалось средневековыми скоморохами, практически не дошло до наших лет, поэтому традиционно русскими музыкальными инструментами принято считать те, которые использовались пастухами, жителями сел, деревень – гусли и гудки, рожки, дудки, трубы, бубны, охотничьи рога.

На сегодняшний день традиционные музыкальные инструменты России делятся на несколько групп:

1.Ударные инструменты (трещотка, бубен, рубель, ложки, колокол, коса и др.).

2.Духовые инструменты (кугиклы, одинарная и двойная свирель и жалейка, рожок, волынка, калюка и др.).

3.Струнные инструменты (балалайка, гудок, скрипка, домра, гитара и др.).

4.Пневматические инструменты (различные типы гармоник).

Исходя из личного опыта, могу с уверенностью сказать, что полученные навыки при обучении игре на фольклорных музыкальных инструментах в дальнейшем можно использовать в практических целях, непосредственно в фольклорных ансамблях.

Просмотров работы: 275