ПРОБЛЕМА САМОКОНТРОЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА САМОКОНТРОЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность работы обусловлена тем, что в современной системе дошкольного образования основной трудностью процесса обучения является недостаточная сформированность навыков саморегуляции, волевых усилий, а также навык самоконтроля у воспитанников. Одним из главных вопросов исследования приходится роль самоконтроля в развитии речевой деятельности дошкольников.Это обусловлено тем, что самоконтроль выступает как важнейшая функция в своевременном обнаружении и предотвращении ошибок. Поэтому несформированность данной функции ведет к стойкой неуспеваемости и задержке развития.

В научных психологических исследованиях П.К. Анохина, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломоваи др.самоконтроль рассматривается не только как компонент саморегуляции, но и как условие развития адекватной и целенаправленной психики.

Изучение самоконтроля в процессе обучения начинается в работах отечественных педагогов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Ф. Каптеров, К.Д. Ушинский). Трактуя самоконтроль как условие повышения эффективности обучения, они считали его одним из проявлений личности в процессе самопознания. По мнению учёных, выделение саморегуляции и самоконтроля как компонента учебной деятельности заключается в анализе и регулировании ее хода и результатов.

С.А. Дудникова исследовала формирование навыка самоконтроля в поведении дошкольников, Н.М Гнездова в процессах запоминания.

Операции самоконтроля речевой деятельности являются включенными в структуру всех речевых действий, играют существенную роль в осознанном усвоении языковых и речевых средств, формировании языковой компетентности и речевой коммуникации (П. К. Анохин, Т. В. Ахутина, П. Я. Гальперин, Ж. М. Глозман, С. Н. Карпова, А. Р. Лурия, М. И. Лисина, Л. С. Цветкова).

В ряде работ указываются особенности психофизического развития дошкольников с ОНР, среди которых выделяют быструю утомляемость и низкую работоспособность, а также состояние повышенной возбудимости, импульсивности, неусидчивости и наличие фоновых движений. В результате снижается внимание и задерживается формирование самоконтроля речевой функции.

И. Т. Власенко и Р. И. Мартынова указывают на ослабление мыслительной деятельности по типу астенизации, снижение функций внимания, речеслуховой памяти, саморегуляции, самоконтроля у детей с легкими формами дизартрии. Они отмечают, что при сохранности познавательного интереса и предметно-практической деятельности у этой категории детей наблюдается своеобразие отдельных сторон психического развития, несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, незрелость самоорганизации, недостаточность саморегуляции, несформированность самоконтроля речевой деятельности.

В исследованиях С. В. Дьякова, С. П. Кондрашова, Е. М. Мастюковой, Т. С. Овчинниковой, Л. И. Ростягайловой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной отражены специфические особенности произвольной деятельности у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: снижение познавательных интересов, целенаправленности и мотивации в деятельности, недостаточность различных сторон внимания, саморегуляции деятельности, несформированность операциональных компонентов, недостаточная сформированность произвольной регуляции деятельности. Исследователиотмечают, что на процесс и результаты решения мыслительных задач у таких детей влияет недостаток знаний и нарушение самоорганизации, эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность, отвлекаемость, негативизм (чаще речевой). Для детей характерно замедление темпа мыслительной деятельности, большее по сравнению с нормой число попыток при выполнении операций мышления.

Таким образом, проблема состояния самоконтроля у дошкольников с общим недоразвитием речь остается актуальной и является темой психолого- педагогических исследований и по сей день. Анализ научной литературы показал, что уровень способности к саморегуляции у детей с ОНР характеризуется неумением планировать деятельность, принимать и сохранять инструкцию, а также характеризуется импульсивностью действий, тем самым ведя к низкому уровню развития предпосылок к учебной деятельности. Многочисленные исследования в этой области привели к выводу о том, что основным движущим механизмом речевой деятельности является самоконтроль.

Список литературы:

1. Батоцыренов В.Б. Понятие «Саморегуляция»: терминология и основные подходы: Вестник ЧитГУ.– 2011. – № 6 (73). – С. 67-72.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.

3. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. -М.: Астрель, 2005. – 351 с.

4. Ильин Е.П. Психология воли. СПб: Питер. – 2009. – 368 с.

5. Криницына Г.М. Формирование самоконтроля речевой деятельности у детей с нарушениями речи: учеб. пособие. – Тюмень: ТГУ, 2011.

6. Лурия А.Р. Нейропсихологический анализ предикативной функции высказывания – М.: Наука, 1968. – С. 219-229.

7. Сотова И.А. Теория и практика самоконтроля в письменной речевой деятельности школьников на русском языка – М.: Наука, 2008. – 338 с.

8. Сырвачева Л.А., Куцепалова К.А. Изучение саморегуляции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: РИЦ БашГУ, 2014. - С.104-106.

9. Филиппова М.П. К вопросу о формировании самоконтроля личности в филосовской и психолого- педагогической литературе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 74-2. – С. 279-282.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.

Просмотров работы: 262