ПРЕДИКТОРЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА ОФИЦЕРОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРЕДИКТОРЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА ОФИЦЕРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос от чего зависит стиль руководства, от личностных качеств или от ситуации, в которой находится человек, задавался неоднократно разными исследователями, однако четкого объяснения этому так и не дано. Для успешного руководства важно учитывать постоянно изменяющиеся условия жизни и деятельности человека, степень осознанности им себя как личности, уровня образованности, информированности и др. Комплекс названных обстоятельств образует основу того, что можно называть подходом к руководству, под которым понимается совокупность принципов отношения к персоналу, управления им, признанная в данный момент обществом. Подходы к управлению людьми получили определенное выражение в соответствующих его стилях, под которыми понимается совокупность конкретных способов, с помощью которых взаимодействуют руководитель и подчиненный. Военная служба – это один из видов человеческой деятельности с высокой социальной значимостью. Во все времена вооруженная защита Отечества была почетной обязанностью и долгом каждого гражданина. Армия при этом всегда считалась частицей общества, поэтому в ней находят выражение все те социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, а также все закономерности международной обстановки. В конце XX — начале XXI в, возникает ряд очагов военной напряженности, связанных с усилением международного терроризма, но никак не с вопросом взаимоотношений между государствами. В связи с чем и в новом XXI в. необходима вооруженная защита страны, а значит, на сегодняшний день военно-профессиональная деятельность сохраняет свою высокую социальную значимость [1]. Основным личностным качеством, которое способствует формированию авторитета командира, является его способность в критическую минуту, в сложной боевой или служебной обстановке своевременно принять обоснованное решение. Ну а сама способность принимать правильное решение во многом зависит от таких качеств, как твердость, целеустремленность и настойчивость, сильная воля, требовательность к себе и к подчиненным, вдумчивость, стремление понять психологию коллектива. В свою очередь ни подход с позиции личных качеств, ни поведенческий подход так и не выявили логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя и эффективностью. Конечно, это не значит, что для руководства личные качества не имеют значения, вовсе нет, они являются важными элементами успеха. Но более поздние исследования показали, что на успешность руководства могут влиять дополнительные факторы. Это могут быть потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющаяся у руководителя информация. В связи с этим современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные исследователи стараются понять, какие стили поведения и личные качества больше всего соответствуют конкретным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства – в зависимости от характера конкретной ситуации [2]. Это означает, что руководитель – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. В нашем исследовании ставится вопрос, существует ли связь между мотивационно-волевыми качествами, стилем руководства и опытом участия в боевых действиях. Боевая деятельность — это сложная форма целенаправленного взаимодействия между военнослужащими и боевой обстановкой [3]. Военнослужащий при выполнении своих обязанностей должен мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение. Объектом исследования выступают предикторы стиля руководства, предметом исследования является связь мотивационно-волевых качеств со стилем руководства и опытом участия в боевых действиях офицеров командирского состава. В соответствии с объектом и предметом исследования для ответа на интересующий нас вопрос необходимо выполнить следующие задачи:
  1. Рассмотреть стиль руководства, как составляющий элемент управления.
  2. Изучить мотивационно-волевую сферу личности.
  3. Ознакомиться со спецификой управления воинским коллективом в условиях боевой службы.
  4. Провести диагностику мотивационно-волевой сферы.
  5. Определить стили руководства.
  6. Провести статистический анализ с оценкой корреляции мотивационно-волевой сферы, стиля руководства и опыта участия в боевых действиях.
Исследование будет проведено на эмпирической выборке офицеров командирского состава войсковой части 30926. Теоретико-методологическую основу работы составят фундаментальные положения гуманитарных и общественных наук, психологии менеджмента и военной психологии. Интересующие нас вопросы рассматриваются на базе принципа детерминизма, принципа развития психики, принципа единства сознания и деятельности, принципа единства внешних воздействий и внутренних условий. Методологическую основу исследования составят: анализ научных источников. Эмпирические методы: 1) психодиагностические методы сбора фактического материала, тестирование, анкетирование; 2) статистические методы. Для диагностики мотивационной сферы офицеров будут использованы следующие методики:
  • Мотивационный профиль (Ричи, Мартина) [4] – данный опросник позволит выявить основные мотивирующие потребности командиров.
  • Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан) [5] – с помощью данной методики, можно выявить, какой из двух мотивов у человека доминирует: стремление к успеху или ожидание неудачи (опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона).
Для диагностики волевой сферы офицеров будут применены методики:
  • «Диагностика силы воли» [6] – тест разработан и описан Н.Н. Обозовым, используется для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли, то есть позволяет выявить уровень выраженности силы воли у личности: слабый, средний или высокий.
  • Опросник диагностики эмоционально-волевой сферы личности М.В. Чумакова (взрослый вариант) [7] – служит для оценки степени развитости эмоционально-волевой регуляции, обеспечивающей поведение, которое связано с преодолением трудностей и препятствий на пути достижения поставленной цели за счет совместной скоординированной работы волевых и эмоциональных регуляторных процессов [7]. Эта регуляция имеет сложную системную природу, включает в себя различные уровни, структурные компоненты [7], что отражается в опроснике выделением различных шкал (Ответственность, Инициативность, Решительность, Самостоятельность, Выдержка, Настойчивость, Энергичность, Внимательность, Целеустремленность).
  • Опросник ВСК (А.Г. Зверков и Е.В. Эйдман) – позволяет оценить уровень развития волевой регуляции (волевой самоконтроль, то есть мера овладения собственным поведением в различных ситуациях), волевые черты личности «настойчивость» и «самообладание».
Для определения преобладающего стиля руководства будут применены следующие методики:
  • Диагностика стилей руководства А.Л. Журавлева [8] – позволяет оценить преобладающий стиль руководства: директивный, коллегиальный или либеральный (а также смешанные типы).
  • Методика Т. Лири [9] – может использоваться для изучения представлений субъекта о себе и идеальном Я, а также для исследования взаимоотношений в малых группах. С помощью нее выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Т. Лири предлагал использовать эту методику для того чтобы оценивать наблюдаемое поведение в оценке окружающих (со стороны), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального Я. Данная методика предлагает 8 типов отношения к окружающим: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический [9].
Проблема исследования также состоит в том, что методик для исследования личностных качеств (так, например, мотивационно-волевых), влияющих на стиль руководящей работы достаточно много, но если подходить к данной проблеме с точки зрения ситуационного подхода, а также учета высокой социальной значимости деятельности [10], диагностического материала не хватает, в связи с чем данное исследование становится еще более актуальным. Результатом своей работы мы видим модель прогнозирования поведения в процессе руководящей работы, которая может использоваться в работе психолога военных структур при проведении профотбора и аттестации военнослужащих.

Литература

  1. Лукичева Л.И. Управление организацией / Л.И. Лукичева – М.: Омега-Л, 2004. – 360с.

  2. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Частухина Ю.Ю. Организационное поведение: Учеб. пособие. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004. – 142 с.

  3. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.

  4. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. 12 факторов мотивации. – Изд.: Юнити-Дана, 2009. 400 с.

  5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. 339 с.

  6. Обозов Н.Н. Интенсивная подготовка менеджера / Н.Н. Обозов – Изд-во: BHV, 2011. – 240 с.

  7. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. 2006а. № 1.

  8. Журавлев, А.А. Стиль в современной психологии управления / А.А. Журавлев – М.: Издание "Наука", 1996.- 340 с.

  9. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.

  10. Черкасова, Ю.С., Бубновская, О.В. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций участников волонтерского движения (на примере Центра волонтеров ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник, 2015. № 5-2. С.228-233.

Просмотров работы: 67