РЕОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РИСК КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РИСК КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА

Рамазанова Р.А. 1, Шумилин П.Е. 1
1Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Постиндустриальное общество характеризуется современной наукой как «общество рисков», поскольку риск и неопределенность присутствуют во всех сферах общественной жизни, что приводит к необходимости оперативного управления экономическими процессами. Процессы реорганизации хозяйствующих субъектов в виде разнообразных форм консолидации, разделения, преобразования и ликвидации формируют значительный объем рынка корпоративного контроля, и их можно рассматривать с точки зрения бухгалтерского учета в качестве самостоятельного вида деятельности. Реорганизационным процессам ежегодно подвергается большое количество предприятий как в нашей стране, так и в мире.

Реорганизации хозяйствующих субъектов весьма представляет собой трудоемкий процесс. Он затрагивает в ходе своего осуществления большой комплекс самых разнообразных профессиональных знаний и навыков, включающие бухгалтерские, аудиторские, юридические, налоговые. В бухгалтерском учете процессы реорганизации описываются соответствующей учетно-экономической моделью и осуществляются посредством комплекса учетно-аудиторских механизмов.

Достижение синергетического эффекта можно назвать целью реорганизационных процедур, которые необходимо идентифицировать, отразить в бухгалтерском учете и осуществлять над ним своевременный контроль. Формирование новых комбинаций элементов предприятия в процессе реорганизации, приводящих к возникновению синергетического эффекта, является двигателем постоянного обновления общества и экономики.

Можно отметить четыре укрупненных группы реорганизационных процессов:

1) консолидационные: (слияние или поглощение, выкуп, присоединение, приобретение);

2) разделительные (дробление, разделение, отделение, выделение, отпочкование);

3) преобразовательные (преобразование, рекапитализация, санирование, замещение активов);

4) ликвидационные процессы.

Развитие системы управления рисками в процессе реорганизации предприятия является весьма актуальным, поскольку в современных условиях значительного снижения темпов экономического роста, что значительно повышается вероятность возникновения рисковых ситуаций. Управление рисками увеличивает финансовую устойчивость предприятия в процессе реорганизации, ведет к снижению потерь ресурсов, позитивно влияет на платежеспособность и устраняет возможность банкротства, и как следствие защищает интересы собственников.

Основой предлагаемой методики является концепция бухгалтерского управления экономическими процессами (1), включающая следующие позиции:

1) совершенствование системы плана счетов предприятия в направлении управления рисками;

2) применение инструментов бухгалтерского инжиниринга, таких, как реорганизационный хеджированный, иммунизационный производный балансовый отчеты, производный балансовый отчет интегрированного риска и др.

3) использование таких ключевых показателей управления, как чистые активы и чистые пассивы, характеризующие финансово-экономическое положение предприятия;

4) разработка специальных программных продуктов.

Рассматриваемая методика управления рисками учитывает следующие моменты:

- во-первых, риск можно определить как степень возможного несоответствия реального объема собственности, финансовых результатов, денежных потоков их расчетной оценке; чем больше возможные отклонения, тем выше риск.

- во-вторых, при построении системы управления риском необходимо идентифицировать и поставить на учет объекты управления риском;

Методика управления рисками предприятия в процессе реорганизации включает последовательность следующих элементов: идентификация рисковых ситуаций; виды оценок; инструменты бухгалтерского инжиниринга; определение зоны риска; алгоритм управления; защитные мероприятия;

1-ый элемент методики заключается в идентификации рисковых ситуаций и принятие их к учету. Можно выделить djctvm групп основных учетных аспектов:

- структурирование реорганизации;

  • обязательственные отношения;

  • синергетический эффект

- учетное оформление перехода прав и обязанностей;

  • балансовые чистые активы, их определение в реорганизации собственности предприятий;

  • конвертация акций и капитала;

  • расходы по реорганизации.

  • рыночная стоимость предприятия.

2-й элемент методики представлен системой оценок, которые используются для постановки на учет и управления рисковыми ситуациями.

Величина риска может быть выражена в системе оценок, используемых для принятия решения (экономическая, бухгалтерская, рыночная, справедливая, ликвидационная, дезинтегрированная, восстановительная, залоговая, вмененная, оценочная, акционерная стоимость и др.)

Балансовая стоимость используется в бухгалтерском и скорректированном балансовых отчетах.

Рыночная стоимость – это оценка свободного рынка, когда два независимых партнера без давления договариваются об оценке актива. Она используется при оценке резервной системы, интегрированного риска, ситуационного риска, финансового положения, венчурного капитала и др.

Справедливая оценка представляет из себя рыночную стоимость предприятия с дисконтированными активными и пассивными обязательствами в текущую стоимость на дату оценки при условии создания всех обязательных резервов.

Экономическая стоимость – это чистая приведенная стоимость будущих экономических прибылей, ожидаемых в результате инвестиций.

Стоимость любого актива можно определить как сумму денежных средств (денежные потоки, порождаемые активом, приведенные к начальному моменту), от которых покупатель готов отказаться немедленно в обмен на поступление в будущем выручки от использования актива.

Вмененная стоимость используется фискальными органами в качестве основы для определения налога на собственность, а также при отражении реорганизационных процессов.

3-й элемент методики – это инструменты бухгалтерского инжиниринга, представляющие собой специализированные компьютерные программы, зарегистрированные в Роспатенте, обеспечивающие автоматизированное управление ресурсным потенциалом, собственностью, резервной системой, платежеспособностью, финансовым состоянием и другими процессами на микро- и макроуровнях.

Вышеуказанные программы позволяют оперативно составлять следующие виды отчетности, необходимой для принятия решения:

- хеджированный производный балансовый отчет, начальным оператором которого является бухгалтерский баланс на определенную дату, скорректированный в зависимости от применяемой оценки и включающий постановку на учет рисковые ситуации, могущие повлечь существенное уменьшение ресурсов, а также резервной системы, защищающей предприятие от подобного рода хозяйственных ситуаций, гипотетические процессы реализации активов и удовлетворения обязательств, в результате которого в активе отражаются чистые денежные средства, а в пассиве дезагрегированный показатель собственности чистые пассивы;

  • производный балансовый отчет интегрированного риска;

  • иммунизационный производный балансовый отчет;

  • гарантийный производный балансовый отчет.

Применение реорганизационного производного балансового отчета позволяет эффективно управлять процессом реорганизации посредством использования показателей чистых активов и чистых пассивов. (3)

4-й элемент методики управления рисками представлен идентификацией зоны риска и использует для идентификации 3 зоны риска: пассивная, активная и нейтральная.

В зависимости от зоны риска определяется нормативная полоса безопасности.

5-й элемент методики сформирован алгоритмом управления рисковыми ситуациями. Управление риском включает:

1) Определение наиболее важных последствий критической ситуации.

2) Разработку схемы поведения предприятия в различных вариантах развития критической ситуации для снижения убытков от непредвиденных факторов.

3) Подготовку условий преодоления отрицательных последствий

6-й элемент методики заключается в комплексе мероприятий, защищающих предприятие от отрицательных последствий наступления риска и заключающихся в создании резервной системы, обеспечивающей финансовую устойчивость банка.

В заключении хочется отметить, что реализация предлагаемой методики возможна на основе комплексного изменения программного обеспечения управления предприятием, связанного с разработкой структурированного рабочего плана счетов, пользовательского интерфейса позволяющего ставить на учет рисковые ситуации, и выработкой форм управленческой отчетности, позволяющей принимать решения относительно рисковых ситуаций в процессе реорганизации.

Литература:

  1. Кузнецова Е.В. Система планов счетов и бухгалтерское управление экономическими процессами: монография / Е.В. Кузнецова. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. – 352 с.

2. Савченко Т.Г. Финансовый управленческий и стратегический учет рисковых ситуаций: Ростов н/Д: РГСУ, Академцентр, 2009. – 177 с.

3. Шумилин П.Е. Учет и аудит реорганизации предприятия. Монография / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д., 2005 – 142с.

Просмотров работы: 34