ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ

Дуботолова Д.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные ученые активно используют позитронно-эмиссионные томографии (ПЭТ) и магнито-резонансные томографии (МРТ) для изучения человеческого мозга. Результаты этих исследований указали на ряд отличительных особенностей мозга у представителей разных полов.

Заслуженный деятель науки РФ, профессор Т. В. Черниговская в одной из своих лекций привела следующую статистику:

-70% мальчиков (школьников и студентов) получают низки баллы в процессе обучения;

-80% имеют проблемы с дисциплиной;

-90% преступлений совершают мальчики;

-На 100 девочек с проблемами в обучения приходится 276 мальчиков;

-На 100 девочек с нарушениями в эмоциональной сфере приходится почти в 3 раза больше мальчиков.

Такие цифры могут служить результатом существенных различий организации мужского и женского мозга.

Гормоны регулируют большое количество процессов, которые происходят в нашем организме. Еще в утробе матери мозг еще не рожденной девочки буквально купается в эстрогене – женском половом гормоне, мозг мальчика – в тестостероне – мужском половом гормоне. Благодаря этому новорожденные девочки начинают внимательно следить за выражением лиц окружающих, они стремятся к контакту глаза-в-глаза, особенно с матерью. За первые 3 месяца жизни успешная попытка встретиться взглядом увеличивается в 400раз.Годовалые девочки смотрели на матерей в 20 раз чаще, чем мальчики.

Миндалевидное тело (амигдала (лат.) corpus amygdaloideum) играет важную роль в обработке и запоминании эмоциональных реакций. На него непосредственно влияют гормоны, вызывающие страх, агрессию, активность. Ученые обнаружили, что у мужчин амигдала больше, чем у женщин, она имеет специальные рецепторы, которые увеличивают ответ мозга на происходящие вокруг явления, вызовы. Из этого можно сделать вывод, что мужчины более агрессивны. Из этого так же следует, что представители разных полов по-разному реагируют на ситуации страха и стресса. Одна из главных задач женщины - сохранить семью, поэтому она может влиять на свое стрессовое состояние и достигать спокойствия. У мужчин в стрессовом состоянии вырабатывается большое количество адреналина, поэтому они испытывают бодрость и готовы к активным действиям. Было доказано, что женщины впадают в тревогу в 4 раза чаще мужчин, это биологическая особенность, представительница слабого пола должна наблюдать за изменениями в мире и внимательно следить, не угрожает ли он ее потомству.

У женщин высок уровень серотонина («гормон счастья»), поэтому они гораздо реже действуют импульсивно, в отличие от мужчин, у которых уровень серотонина и окситоцина меньше, поэтому они более импульсивны и им трудно усидеть на месте.

Мозолистое тело – это скопление нервных волокон в головном мозге, обеспечивающее коммуникацию между правым и левым полушарием. Ученые выяснили, что у женщин оно больше примерно на 30%. Из этого следует, что связи внутри мозга более серьезные, женщины способны работать обоими полушариями, поэтому хорошие способности к обучению встречаются гораздо чаще. Женщина может воспринимать и анализировать одновременно большее количество информации, она редко концентрируется на чем-то одном, в отличие от мужчины, поэтому гениальных женщин очень мало, а мужчин много.

Особенности построения речи мужчин и женщин

Различия мужской и женской речи проявляются на разных уровнях общения. Уже начиная с малых лет девочки произносят больше слов, чем мальчики, с годами это преимущество сохраняется. Средний объем общения у женщин почти в полтора раза превосходит объем общения мужчин.

Для женщин очень важен сам процесс коммуникации, для мужчин – ее результат. Мужчине гораздо легче дается общение, если он знает его цель. Женщина умеет внимательно слушать и перебивает собеседника в 2 раза реже.

Женщины высокочувствительны к скрываемому подтексту, они с самого рождения могут видеть и разбирать невербальные сигналы. Жесты, позы производятся подсознательно и выдают состояние собеседника. Именно поэтому женщины ведут переговоры более удачно. Представительницы слабого пола гораздо чаще улыбаются и смотрят собеседнику в глаза, мужчины же во время разговора предпочитают смотреть в сторону, избегая зрительного контакта.

Мужчина более категоричен в суждениях, поэтому его речь более кратка. Женская речь содержит в себе много неопределенности, в ней одновременно может присутствовать и "да", и "нет", и "может быть". Такая речь требует большего времени для изложения. Женщина употребляет в 2 раза больше условных наклонений, за счет этого и создается неопределенность ее речи. Женщины в 3 раза чаще задают вопросы и извиняются гораздо чаще мужчин.

Женская речь более эмоциональна, это проявляется в употреблении эмоционально-окрашенной лексики, эпитетов, междометий, метафор, сравнений. Было доказано, что словарь цветообозначений у женщин гораздо шире. Она употребляет больше названий специфических цветов, в то время как мужчина – основных.

В женской речи больше превосходных степеней качественных прилагательных, союзов, наречий. Мужчины в своей речи чаще используют абстрактные существительные, женщина – конкретные. В мужской речи количество существительных в одном высказывании значительно выше. Было отмечено, что женщины больше пользуются глаголами пассивного залога, а мужчины - активного. Это объясняется тем, что женщина в обществе занимает менее активную позицию, нежели мужчина. В мужской речи повелительных, вопросительных и отрицательных предложений больше, чем в женской (это особенно четко прослеживается в использовании повелительных предложений). Следует так же отметить, что для выражения мыслей одного содержания женщина использует больше слов, чем мужчина.

Как учить мальчиков и девочек

Было замечено, что в дорогих частных британских школах для мальчиков температура воздуха на 2 градуса по Фаренгейту ниже, чем в специальных школах для девочек. Это связано с тем, что мальчики плохо переносят тепло, они почти засыпают и их работоспособность снижается, а вот девочки наоборот. Чем теплее в классе, тем лучше они учатся и усваивают материал.

Мальчики очень любят соревноваться, именно поэтому для достижения высоких результатов их нужно чаще хвалить. Разговаривать с ними желательно громким голосом (это связано с тем, что у мальчиков на 35% меньше сами проводящие пути в улитке, поэтому нужно сажать их поближе к учителю), давая прямые инструкции и постоянно обращаясь к ним с вопросами. Очень важно давать мальчикам время на обдумывание вопроса, потому что они долго переключаются с одного вида деятельности на другой. Мальчикам легче работать с символами и картинками, уроки по возможности должны быть не теоретическими. Если есть необходимость вступить с ними в важный разговор, то лучше не садиться напротив, а сесть где-то рядом, избегая зрительного контакта.

Девочки хорошо работают маленькими командами, поэтому групповая работа для них должна являться ведущей в течение урока. Разговаривать с представительницами слабого пола нужно нежным мягким негромким голосом, они должны видеть лицо собеседника и его эмоции. Девочки гораздо чаще идут на близкие, доверительные отношения с учительницей, поэтому важно, как она выглядит, от этого формируется отношение учениц к ней. Девочки предпочитают теплые цвета, им лучше учиться в классе, в котором много картин, цветов, который выглядит как дом. Очень важно развивать девочкам тонкую моторику, поэтому в обучении должно быть много ручного труда. Это нужно для того, чтобы совершенствовать их языковые навыки, артикуляция и работа руками взаимосвязаны. Игра должна быть интересна как процесс, а не как результат.

Стоит отметить, что индивидуальные особенности способны перекрыть все половые различия. Ученые выяснили, что у одной из семи женщин «мужские» мозги, в свою очередь у каждого пятого мужчины – женский склад ума.

Просмотров работы: 76