РАЗВИТИЕ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вакула Н.Н. 1, Пономаренко А.К. 1
1Филиал Южного федерального университета в г. Новошахтинске, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Акцизы являются одним из функционирующих рычагов влияния на экономическую политику в государстве. Сегодня в РФ механизм акцизного налогообложения является малоустойчивым и приверженным к изменениям, акцизы осуществляют, прежде всего, фискальную функцию. Регулирующая функция акцизов в налоговой системе РФ выполнена не до конца. Это проявляется в налоговых поступлениях в бюджеты Российской Федерации.

Проблема регулирования бюджета и бюджетной политики на федеральном и региональном уровнях, разбиралась в книгах таких авторов как: К.И. Оганесян [1], Т. В. Игнатова, Л.В. Болдырева [2], Т.П. Черкасова [3], Е.Н. Голик [8] и др.

Динамика поступлений доходов от уплаты акцизов по подакцизной продукции, производимой на территории РФ в 2011– 2016 годах отражена на рисунке 1.

Рисунок 1 Поступление администрируемых ФНС России доходов акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011-2016 гг.[4,5]

Из рисунка 1 заметим, что приток акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации с 2011 года характеризуется ростом, а 2014-2016 годы имеют тенденцию резкого повышения доли поступлений акцизного налогообложения в доходах консолидированного бюджета РФ. Это обусловлено изменением ставок акцизов в 2014-2016 годах.

В 2013 году в доли акцизов в доходах консолидированного бюджета произошел рост 32 %, в доходах федерального бюджета - 98% по сравнению с 2011, а в 2014 году поступления акцизов в консолидированный бюджет повысились на 3,4%, в федеральный бюджет рост 26% в сравнении с 2013 годом, и в 2015 году на 8,3% и 48% соответственно. Доля акцизного налогообложения в доходах консолидированного и федерального бюджета в 2016 году заметно превзошла - на 71% и 78,9 % результаты 2013 года.

Рост доли акцизного налогообложения в доходах бюджета РФ объясняется инфляционной ситуацией в стране и преобразованием налогового законодательства – повышением ставок подакцизной продукции.

Развитие налогообложения в сфере акцизов - одно из главных условий положительных изменений в экономической и социальной области в обществе, прихода денежных средств в федеральный и региональные бюджеты.

Эта тема является важной, потому что повышение акцизов касается напрямую каждого, так как мы потребители данной продукции.

В 2014 году в РФ приняты новые акцизы на сигареты, алкоголь и бензин. Президент России в конце сентября 2013г поставил подпись под законом о новых акцизах. В этом законе отображаются ставки акцизов на 3 года вперед, т.е. с 2014г. по 2016г. [6].

В 2014 и 2015 годах налогообложение подакцизных товаров проводили по ставкам в увеличенных размерах, являющихся намеченными прошлой редакцией п. 1 ст. 193 НК Российской Федерации. К примеру, ставка акциза на автомобильный бензин пятого класса на 2014-2015 годы увеличивалась каждый год в диапазоне до 700 рублей за одну тонну, на автомобильный бензин четвертого класса до 500 рублей за одну тонну [5].

Ставки акцизов на моторное топливо устанавливались, учитывая следующие факторы: прогнозируемый размер инфляции, воспрепятствование серьезного повышения цен, утверждение ограничений сроков производства и обращения моторных топлив третьего и четвертого классов, принятие во внимание важность образования доходов дорожных фондов.

Таблица 1

Ставки акцизов на автомобильный бензин в России в 2014-2016 годах [5]

акциз

2014 год

2015 год

2016 год

автомобильный

бензин 4-го класса

На 5%:

9 тыс. 916 руб.

На 5%:

10 тыс. 858 руб.

На 5%:

10 тыс. 858 руб.

Автомобильный бензин 5-го класса

На 12%:

6 тыс. 450 руб. за тонну

На 11%:

7 тыс. 750 руб. за тонну

На 20% к уров- ню 2015г

9 тыс. 500 руб. за тонну

В 2014-2015 годах ставка акциза на автомобильный бензин 4-го класса увеличилась в размере 5%. В 2016 году ставка осталась прежней на уровне 2015года. В 2014 году ставка на бензин 5-го класса выросла на 12%. В 2015 году. - на 11%, в 2016г. – ставка увеличилась на 20% к уровню 2015г. К примеру, на бензин четвертого класса ставка акциза в 2014 г. была 9916 рублей, в 2015 г. - 10 858 рублей за 1 т, а на бензин 5-го класса она составила в 2014 г. 6450 рублей, в 2015 г. - 7750 руб. за 1 т.

За период 2014-2015гг. дополнительного повышения ставок акцизов на дизельное топливо не случилось. В 2016г. ставки остались на уровне, который был зафиксирован в 2015г., исключая ставку на дизельное топливо пятого класса, увеличившуюся на 14%.

Наиболее в отношении других акцизах в 2014 году повысились акцизы на сигареты, а именно на 42%, в 2015-м на 20%, а в 2016-ом на 28%. Получается, за 3 дальнейших года в РФ ставки акцизов выросли более чем в 2 раза.

Для сигарет и папирос акцизы выросли с 550-730 рублей за 1000 штук до 800-1040 рублей в 2014 году., после – 960-1250 рублей в 2015 г. и до 1200-1600 рублей в 2016 г.

Акцизы на 1 сигарету повысились с 85 рублей в 2014 году до 128 рублей в 2015 году, и до 141 рубля за штуку в 2016 году.

Акцизы на 1 килограмм табака увеличились с 1500 рублей в 2014 г. до 1800 рублей в 2015 году, и до 2000 руб. в 2016 году.

Таблица 2

Ставки акцизов на сигареты в России в 2014-2016 годах [5]

 

2014 год

2015 год

2016 год

Акцизы на

сигареты и папиросы

800-1040 рублей

( + 8,5 % стои- мости)

960-1250 рублей

( +9 % стоимо- сти )

1200-1600 рублей

( + 9,5 % стоимо- сти)

Акцизы на од-

ну сигарету

85 руб.

128 руб.

141 руб.

Акцизы на ки-

лограмм таба- ка

1500 руб.

1800 руб.

2000 руб.

Налоговая политика по взиманию табачных акцизов осуществлялась на основании принятых в предыдущие годы законодательных актов и планом мероприятий по исполнению Концепции реализации государственной политики противодействия потреблению табачной продукции в 2010-2015 годах, закрепленным распоряжением Правительства России от 23 сентября 2010 г. №1563-р [7]. Данный план заключается в поэтапном увеличении акциза такими темпами, которые помогут сделать в России средний уровень налогообложения табачной продукции на уровне стран ЕС и региона ВОЗ.

Относительно алкоголя, размер акциза заключается в крепости и виде алкогольной продукции. Ставки акцизов на спиртосодержащую и алкогольную продукцию на 2016 года повысились на 10% к уровню 2015года. Например, на алкоголь с долей этилового спирта более 9% ставки акцизов стали в 2014году 500 руб., в 2015году - 600 руб. и в 2016 году - 660 руб. за литр безводного спирта. Для алкоголя с процентным содержанием этилового спирта менее 9% акцизы стали 400 руб. в 2014 году, 500 руб. - в 2015 году и 550 руб. - в 2016году за 1 литр безводного спирта, который находится в товаре. На пиво и вино индексация цена повысилась на 5,4% к уровню 2015года. К примеру, для вин ставки акцизов в 2014-2016 годах были 8, 9 и 10 руб. за литр; для пива с содержанием спирта от 0,5% до 8,6% - 18, 20 и 21 руб. за литр; для пива крепче 8,6% - 31, 37 и 39 руб. за литр.

Таблица 3

Изменение ставки акцизов на алкоголь в России в 2014-2016 годах [5].

 

Изменение ставки акцизов на

алкоголь

Алкогольные напитки

2014 год

2015 год

2016 год

Содержание спирта свыше 9%

-

+20 %

+ 10 %

Содержание спирта менее 9 %

+ 25 %

+25 %

+20%

Пиво(содержание спирта от 0,5

до 8,6)

+20%

+11%

+5%

Пиво(содержание спирта больше

8,6)

+19,35

+19,2%

+5,4%

Вино

+14,3%

+12,5%

+11,1%

Еще одно новшество в акцизном налогообложении относится к вводу обязанности уплаты авансового платежа акциза. С 1 июля 2014 года изготовители алкогольного и (или) подакцизного спиртосодержащего товара в случае применения ими этилового спирта-сырца обязаны уплатить авансовый платеж акциза. Прежде этот платеж уплачивался когда для производства использовали этиловый спирт-сырец, который был сделан на территории РФ [5].

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием, представленные изменения акцизного налогообложения повысили поступления в консолидированный бюджет в 2014г. на 17 млрд. руб., в 2015г. на 23,8 млрд. руб. Повышение ставок акцизов в 2016г. в сравнении с установленными ставками на 2015г. вызвало увеличение доходов консолидированного бюджета России в сумме 311,4 млрд. руб.

Ученые-экономисты считают, что в осуществляемой сегодня акцизной политике не до конца рассматривается специфика этого налога, выраженная полезностью и качеством подакцизной продукции. Голик Е.Н. утверждает, что «повышенную налоговую ставку следует использовать к продукции услугам, потребление которых влечет увеличение социальных, экологических издержек общества и отдельной личности. В уровне налоговых ставок акциза это положение часто не исполняется. Акцизы не полностью реализуют функцию ограничителя потребления вредных для здоровья благ, не берут во внимание учет социальных ценностей и экологических последствий потребления подакцизной продукции. Опасности и риски в рыночной экономике РФ повышаются из-за неотчетливости ее рыночного характера. Чтобы их разрешить и уничтожить, необходимо применить научно-обоснованное акцизное налогообложение. Появилась важность увеличения списка подакцизной продукции и роста налоговых ставок на продукцию нефункционального спроса. Она влечет за собой социальную нестабильность в обществе, и обеспечивает нерациональные потребности» [8, С. 60 - 65].

По моему мнению, повышение ставок акцизов, безусловно, воздействует на каждого участника рыночных отношений в будущем, но спрогнозировать данное воздействие достаточно сложная задача. Необходимо принимать во внимание специфику и изменчивость экономики РФ. Нужны преобразования пропорции распределения акцизных налоговых доходов между разными уровнями бюджетной системы. Главной их часть следует быть в налоговых доходах местных бюджетов, так как затраты по ликвидации последствий от потребления подакцизной продукции и услуг ложатся на бюджеты поселений, районов и муниципалитетов.

Итак, разработаны предложения, которые обращены на рост уровня акцизного налогообложения и детализированы некоторые положения механизма обложения этим налогом.

Использованные источники:

1.Оганесян К.И. Развитие межбюджетных конституционно- правовых отношений в положениях законодательства России постсоциалистического периода // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 63-70.

2.Игнатова Т.В., Болдырева Л.В. Системный подход как методологическая основа управления региональными бюджетами (на примере Краснодарского края) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 43-52

3.Черкасова Т.П. Государственное управление посткризисным экономическим ростом России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 91-99

4.Консолидированный бюджет РФ за 2011, 2012, 2013 годы. // URL: http: // www.roskazna.ru/konsolidirovannogo-byudzheta-rf/(дата обращения: 01.04.2014)

5.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147172/(дата обращения: 01.04.2014)

6.Федеральный закон от 30.09.2013 №269 - ФЗ "О внесении изменений в главу 22 НК РФ" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152475/ (дата обращения: 01.04.2014)

7.Концепция осуществления государственной политики

противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105331/(дата обращения: 18.12.2017)

8.Голик Е.Н. Экономическая природа акцизного налога и возможности ее реализации в практике отечественного налогообложения. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №3 (46).

Просмотров работы: 158