ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Стукальская Л.П. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Что можно сделать в этой ситуации? Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность[2,с.4].

Проектная деятельность– это деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

В рамках работы ДОУ предусмотрен ряд проектов (Н.Е.Веракса ,А.Н. Веракса)[1,с.9] :

1. Исследовательский проект: дошколята ставят эксперименты, после чего результаты демонстрируют в специальных альбомах, газетах, выносятся для участия в выставках;

2. Творческий проект:результаты такой деятельности оформляются в форму детского дизайн-проекта или представляются на детском празднике и др.

3. Нормативный проект – работа здесь заключается в разработке новых нормативов, соблюдении регламента в разнообразных ситуациях.

4. Смешанные проекты.

Задачи проектирования для старшего дошкольного возраста:

— развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

— развивать специальные способы ориентации — экспериментирование и моделирование;

— формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

— развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

— выявить проблему;

— самостоятельно искать нужное решение;

— выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

— самостоятельно анализировать полученные результаты.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Позволяет сделать образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:

1) социально-коммуникативное развитие [4, с.1].

2) физическое развитие.

3) познавательное развитие.

4) художественно- эстетическое развитие

5) речевое развитие .

Работая с детьми подготовительной группы мы решили в своей работе использовать метод проекта, который по своей специфике может объединить все направления в короткий промежуток времени. Поэтому мы выбрали исследовательский проект «Огород на подоконнике», так как спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер.

Интеграция – это более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды деятельности детей, основывается на общности психических процессов, дает альтернативность мышления, позволяет переносить установленные понятия и зависимости на аналогичные в других областях знаний [3,с.3].

Благодаря интегрированному подходу в образовательном процессе, возможно избежать перегрузок детей, сохранив их здоровье, развивая все стороны личности, предоставляя возможность для реализации себя в разных видах деятельности вне занятий.

Наше исследование проходило на базе МКДОУ Чесменский детский сад «Солнышко» (подготовительная группа, экспериментальная группа 12 человек, контрольная группа 12 человек).

Первым этапом нашего проекта было создание ситуации, в ходе которой дети самостоятельно пришли к проблеме: «Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях?». Но сначала мы решили выявить наличие интереса детей к растениям, поэтому использовали методику «Выбор дела». В свободное время детям предлагалось выбрать занятие по душе из предложенных: поиграть в конструктор, порисовать, поухаживать за растениями в уголке природы, посмотреть интересную книгу. Выяснилось что, на начало исследования у детей отсутствуют представления о растениях как о живых существах. Отношение детей носит действенный характер. Они не ограничиваются рассматриванием растений, а активно проявляют свое отношение, действуя неосознанно, рефлекторно.

Анализируя показатели этой методики мы пришли к выводу, что проект значительно повысил интерес детей (начало исследования -66% и конец исследования -90%) к растениям, каждый ребенок стремился полить растение, рыхлить почву, с осторожностью протирал листья, желал заполнить дневник роста растений. Дети с нетерпением ждали когда же овощные культуры вырастут.

Для выявления уровня познавательных способностей, умений и навыков мы использовали методику «Определение характерных особенностей растительного мира»(проводится индивидуально с каждым ребенком).

Анализируя результаты этой методики (уровень познавательных способностей повысился от среднего -58% до высшего-58%), мы обратили внимание, что у детей в ходе реализации проекта обогатился запас знаний и представлений о растительном мире. Дети без труда отвечали на вопросы:

-Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

- Для чего людям нужны комнатные растения?

- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Чтобы решить проблему нашего проекта мы должны были выяснить насколько сформирована коммуникативная культура детей ,ведь дети должны в ходе проекта уметь общаться , договариваться между собой , разделять обязанности ,уметь слышать другого, преодолеть стеснительность, поэтому мы использовали методику «Рукавички» (Г.Л. Цукерман). Анализируя результаты этой методики мы пришли к выводу, что проект также способствовал социально –коммуникативному развитию детей.

Уровень коммуникативных способностей детей повысился(9 от высшего -33% до высшего -70%) . Дети научились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач, составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

Для выявления речевых способностей у детей мы провели обследование связной речи детей, предложенное В.П. Глуховым (т.к. дети должны уметь представить проект, рассказать о нем):составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Материал: Серия картинок по сюжету сказки "Лиса и Журавль".

Большая часть детей рассказывали сказку в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овла­девали структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Но есть дети, которые затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; ребята забывали слова « куманек», « кумушка», «любезный»,некоторые дети заменяли фразу – «Не обессудь, кума», фразой - «Прости кума». У большей части словарный запас беден. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

Сравнивая данные по методике по окончании проекта было замечено, что уровень речевых способностей повысился (средний100%-высший 50%). Каждый ребенок выбрал о какой части эксперимента он будет рассказывать, конечно дети сначала репетировали, но все, даже самые застенчивые четко , громко , не запинаясь рассказывали о проделанной работе. Проектная деятельность способствовала обогащению словаря, развитию связной речи , формированию грамматического строя речи.

В ходе реализации проекта мы использовали разнообразные формы и методы работы с детьми: беседы, наблюдения, экспериментирование, чтение художественной литературы и т.д.

Использовали компьютерные технологии: смотрели мультфильмы : «Два клёна», «Чьи в лесу шишки?», «Чудо-дерево»; презентации: «Что нам дает лес?», «Как сберечь природу?», «К свету тянется росток».

В продуктивной деятельности: лепка : «Овощи»; рисование : «Фрукты», «Сохрани природу».

Дети с удовольствием участвовали в театрализованной деятельности : «Как овощи поссорились» и др.

В ходе проекта играли в сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Огород», «Мы помощники», «Овощной магазин».

Дидактические игры: "Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек».

Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай».

По окончании проекта мы пришли к выводу, что дети не только приобрели навыки исследовательской деятельности : научились видеть проблему, искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, но повысили уровень познавательных ,речевых, коммуникативных способностей.

Проанализировав наше сотрудничество с детьми и их родителями в течении этого проекта мы пришли к выводу, что проекткак форма сотрудничества приводит к позитивным изменениям детско-родительских взаимоотношений, и взаимоотношений педагогов и родителей.

Во-первых, происходит изменение действительности (отношение родителей к проблеме, обогащение предметно-развивающей среды, дети совершенствуются физически, развиваются интеллектуально).

Во-вторых, дети винтересной для них форме узнают о важных вещах из окружающей действительности, учатся думать, активнее проходит процесссоциализации. Для детей важен мотив деятельности и самый сильный – интерес, возможность самому действовать.

В-третьих, происходит личностный рост детей: формируется самооценка, оценочные суждения, критичность, на основе знаний и умений закладывается основа для морально-ценностных ориентаций личности в ее жизнедеятельности.

Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Список использованных источников:

1. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Москва: Мозаика-Синтез, 2016. - 61 с.

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Москва: Центр педагогического образования, 2012. - 144 с.

3.Зацепина М.Б. ,Комарова Т.С. Интерграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мозаика-Синтез, 2014.- 160 с.

4. http://ped-kopilka.ru Учебно-методический кабинет.

Просмотров работы: 195