Самая большая ошибка многих российских предпринимателей заключается в недооценке ими учета и управления потоками доходов и расходов на предприятии.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 под расходами организации законодатель понимает уменьшение коммерческих выгод фирмы вследствие выбытия активов либо появления обязательств, которые приводят к уменьшению величины капитала организации, но без учета снижения доли вкладов собственников [1].
Основные задачи, которые стоят перед бухгалтерским учетом расходов:
- определение момента возникновения (признания) расходов;
- оценка расходов;
- распределение расходов по отчетным периодам;
- своевременность и полнота отражения полученных произведенных расходов;
- правильность определения финансовых результатов в целом по организации и по ее структурным подразделениям;
- контроль законности произведенных расходов и соблюдение установленных лимитов потребления и норм расходования ресурсов.
В снижении расходов руководство организаций всегда видит один из главных рецептов выживания в период кризиса. Однако необдуманное уменьшение расходов, «затягивание ремней» может привести к негативным стратегическим последствиям и тактическим потерям. При принятии скороспешных решений по уменьшению объема затрат часто также упускаются из виду категории «хороших» или высокопродуктивных расходов, приносящих компании огромный мультипликационный экономический эффект [3].
На практике работают три принципа, которые помогут снизить расходы:
Планирование;
Контроль;
Дисциплина.
Планирование расходов позволит составить план с разбивкой расходов по периодам, в т. ч. предусматривающий расходы на долгосрочные инвестиционные проекты.
Контроль позволит иметь объективную информацию о расходах организации. Контролировать расходы возможно только при условии своевременного их учета [2].
Многие разрабатывают стратегию снижения затрат, в которой предусматривается [2]:
изучение, факторов, влияющих на расходы;
контроль соответствия расходов нормам, которые закладывались период планирования;
выявление причин перерасходов;
контроль сбоев при отгрузке или приемке товаров;
контроль затаривания склада и т.п.
Изучение динамики расходов заключается в расчете и анализе темпов роста и прироста, а также абсолютного прироста каждой группы расходов организации и ее расходов в целом [1].
Принцип дисциплины предусматривает, что все стратегии снижения затрат утверждаются руководителем. Нарушать принятые решения можно только в исключительных случаях. За соблюдением дисциплины должны отвечать финансовые службы, в обязанность которых входит следить за обоснованностью расходов и отсекать ненужные траты.
Практические методы предусматривают три пути оптимизации расходов организации [6].
Экспресс-сокращение – это путь, предусматривающий немедленное прекращение по некоторым статьям. При этом методе необходимо проранжировать расходы по приоритетности: высокоприоритетные, приоритетные, допустимые, ненужные. При экспресс-сокращении необходимо прекратить финансирование ненужных и резко сократить допустимые расходы.
Стратегию быстрого снижения расходов можно разделить на этапы.
1. Оптимизации расходов на сырье и материалов, что требует пересмотр договоров с поставщиками и сотрудничества с крупными компаниями, которые могут предложить более низкие цены и отсрочки по платежам.
2.Анализ и оптимизация затрат на транспорт, телекоммуникации, электроэнергию. В случае, если оказание транспортных услуг не является основным видом деятельности, то можно отдать транспортный цех на аутсорсинг.
Самым распространенным способом снижения расходов на электроэнергию является контроль расхода энергии и экономия освещения в темное время суток, либо переход на энергосберегающее освещение и оборудование.
Расходы на коммуникации можно сократить, если уменьшить количество сотрудников, пользующихся корпоративной мобильной связью.
3. Сокращение персонала и фонда оплаты труда. Необходимо пересмотреть необходимость наличия некоторых подразделений. Эффективности снижения расходов способствует динамичное развитие аутсорсинга и фриланса. Самым демократичным способом снижения расходов является сокращение заработной платы.
Стратегию систематического сокращения расходов на наш взгляд тоже необходимо разбить на три этапа.
Управление закупками заключается в систематическом поиске выгодных поставщиков.
Управление инвестициями. Инвестиции в покупку нового оборудования и во внедрение современных технологий должны проходить строгий отбор, но не стоит забывать об увеличении эффективности снижения затрат.
Управление бизнес-процессами. Для эффективности снижения затрат необходимо придерживаться технологии «бережливого производства», суть которого состоит в том, что покупатель не готов оплачивать брак и переделки, перепроизводство, перемещение товаров, запасы, ожидания и т.п. Тем не менее, эти операции имеют ценность, значит, расходы на них нужно сокращать или вовсе избавляться от тех процессов, которые не одобрил бы потребитель.
Вышесказанное свидетельствует о создании эффективной системы управления затратами, которая включает в себя прогнозирование и планирование расходов, их организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование персонала, учет, анализ и контроль.
Таким образом, принципы и стратегии оптимизации расходов организации для достижения существенных улучшений в такой сложной области, как управление затратами на производство, должны затрагивать все сферы деятельности организации: человеческие ресурсы, организационные структуры, системы, процессы, процедуры, и все эти изменения должны быть точно увязаны друг с другом [4].
В заключении необходимо отметить, что существует мнение о необходимости сделать расходы «послушными», т.е. научиться ими управлять. Анализ и оптимизация затрат - это гонка без финиша. В борьбе с расходами должны участвовать все сотрудники, но перед каждым нужно поставить индивидуальную «боевую» задачу [6].
Выходя на «тропу войны» с лишними расходами, вооружитесь карандашом, бумагой, калькулятором и недоверием. Любая подмеченная неэффективность или мелькнувшая в голове идея по ее устранению должны храниться не в памяти, а на бумаге. Не верьте сотрудникам, которые не подкрепляют свои слова цифрами, а если подкрепляют, то цифры нужно проверить. В борьбе с лишними затратами побеждают параноики [6].
Список литературы
Безрукова, Т.Л. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной предприятий [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060800 Экономика и управление на предприятиях лесного хозяйства. – Воронежская государственная лесотехническая академия, Москва, 2010. – 356 с.
Головина С. В. Актуальные проблемы управления затратами в современных компаниях [Текст] / С. В. Головина, Д. В. Парамонова // Молодой ученый. - 2015. - №11.3. - С. 32-34.
Жалевич, А. Оптимизация расходов на предприятии в период кризиса [Электронный ресурс] / А.Жалевич. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/finance/cost/crisis_optimization.shtml.
Полтавская, В. Ю. Актуальные проблемы управления производственными затратами [Электронный ресурс] / В. Ю. Полтавская, О. А. Лукашова // Молодой ученый. - 2016. - №11.1. - С. 45-48. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/115/30772/
Потеряхина Т. П. Экономическая сущность расходов организации [Текст] / Т.П. Потеряхина // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 300-303.
Пути оптимизации и снижения расходов на предприятии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kupi-franshizu.ru/stati/1363-puti-optimizacii-i-snizhenie-rashodov-.na-predprijatii_jeffektivnost-snizhenija-zatrat.html/
Чеснокова, Ж.А., Оптимизация затрат на предприятиях в условиях мирового кризиса [Электронный ресурс] / Ж.А. Чеснокова, А.В. Бондарец // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 5. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1265.