ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Cложность и напряженность воинской деятельности требуют всестороннего учета научных, в том числе и психолого-педагогических закономерностей в работе с личным составом.

Одной из составляющих сплоченности воинского коллектива в отечественной военной психологии являются взаимоотношения. Анализ состояния проблемы даёт основание полагать, что характер и структура взаимоотношений в значительной мере обуславливают психологическую готовность военнослужащих к совместной эффективной деятельности и их компетентность в выполнении обязанностей воинской службы.

В связи с этим офицерскому составу необходимо знать и реализовывать в своей повседневной деятельности теоретические разработки и практические рекомендации военной педагогики и психологии по формированию уставных взаимоотношений в подразделении.

Особую роль в данном процессе выполняют младшие командиры. В своей деятельности им, как правило, приходится иметь дело с микрогруппами, то есть малыми группами военнослужащих, насчитывающими два-три и более человек, связанных общими интересами. В данном случае практическое отношение к микрогруппам должно зависеть от их направленности (положительной или отрицательной).

Микрогруппы с положительной направленностью возникают на основе стремления военнослужащих к сотрудничеству и взаимопомощи на основе общих интересов, например, к военной специальности, рационализаторству, спорту и т.д. Взгляды и мнения при этом обычно совпадают с мнением всего коллектива. Взаимоотношения членов такой микрогруппы не носят конфликтного характера и способствуют формированию коллективизма и воспитанию лучших черт личности каждого [1].

Микрогруппы с отрицательной направленностью чаще всего формируются на основе эгоистических устремлений одного или нескольких наиболее сильных и влиятельных среди военнослужащих личностей.

Таким образом, знание психологических основ структуры коллектива, взаимоотношений между военнослужащими способствует созданию условий, при которых подчиненные и без приказов активно сотрудничают в интересах выполнения поставленных подразделению задач.

В основе решения задачи оптимизации взаимоотношений военнослужащих лежит повышение общей и коммуникативной культуры каждого члена воинского коллектива. Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах. Основой культуры взаимоотношений принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.) [2].

На основе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.

К числу наиболее важных умений и навыков взаимодействия младших командиров следует отнести следующие:

  • быстрое установление контактов с окружающими;

  • оказание благоприятного впечатления;

  • чувство эмоционального состояния партнеров по общению и взаимодействию и разделение их;

  • предотвращение конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия;

  • убеждающее и внушающее воздействие на окружающих;

  • концентрация на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера;

  • демонстрация искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др. [3].

Совершенствование коммуникативных умений и навыков предполагает развитие у младших командиров умений говорить, слушать, слышать, понимать, обеспечивать принятие передаваемой информации. Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки – устойчивые формы нашего поведения.

Среди основных путей в работе офицеров по оптимизации взаимоотношений в воинском коллективе следует выделить следующие:

  • постоянное изучение взаимоотношений между военнослужащими в коллективе, выявление реальных отношений между ними, проявление при этом гибкости и учет их психологического состояния;

  • строгая организация жизни и деятельности военнослужащих подразделения с опорой на устав;

  • обеспечение объективности и справедливости в обсуждении основных процессов и явлений, происходящих в воинском коллективе;

  • соблюдение такта в ходе бесед с подчиненными;

  • педагогически правильное использование общественного мнения по формированию и укреплению взаимоотношений и др.

Основными способами совершенствования у младших командиров практических умений и навыков общения в условиях воинской службы могут быть:

  • публичные выступления на собраниях, различных мероприятиях воспитательной работы;

  • самостоятельные тренировки аргументации доказательства в споре, дискуссии;

  • индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах диалога;

  • составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.);

  • самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение и др.);

  • аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах.

Таким образом, педагогическими условиями укрепления взаимоотношений в воинском коллективе являются: личная дисциплинированность командира, командирское управленческое искусство, высокий уровень правовых знаний командира и умение донести их сущность до личного состава, опора на положительное, активизация общественного мнения и др.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1989. – С. 116-117.

  2. Военная педагогика и психология / под ред. А.В.Барабанщикова. – М.: Военный университет, 1986. – 328 с.

  3. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – С.245-281.

Просмотров работы: 86