Теоретические и методологические основы формирования социальной или, как еще встречается в научной литературе, общественной активности личности были достаточно детально разработаны в отечественной педагогике
Можно выделить следующие точки зрения на рассматриваемое понятие:
- Е.А. Ануфриев - как меру участия личности в социальном творчестве [1];
- Н.С. Мансуров как проявление сущностных свойств личности в общественной жизни [3];
- В.Г. Мордкович употребляет понятие «социальная активность» синонимично понятию «общественная активность» [4];
- Н.А. Степанова рассматривает понятие «социальная активность» как родовое по отношению к понятию «общественная активность» [5];
- В.Ф. Титов подразумевает под социальной активностью «социальное качество человека, степень реализации потенциала, сущностных сил и способностей личности в общественно полезной деятельности, которая по окончанию имеет конкретный результат по преобразованию социально-природной среды» [2].
Проанализировав представленные выше точки зрения, мы пришли к выводу, что до сих пор нет единого общепринятого определения социальной активности на уровне теоретического понятия, так же нет единого представления структуры данного понятия. Принято выделять: социальные знания, умения, опыт социально значимой деятельности, эмоционально-ценностные переживания, рефлексия, ее интересы, потребности и мотивы. Ученые подчеркивают взаимосвязь всех выделенных компонентов социальной активности личности.
Обобщив точки зрения ученых, можно выделить общие для всех признаки социальной активности: социально-психологическая составляющая личности; имеющая деятельностную основу и направленность воздействия на предмет, процессы и явления окружающей действительности.
Таким образом, социальная активность представляется нам как социально-психологическое свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой, направленное на преобразование себя и социума. Данное понятие мы будем использовать в нашем дальнейшем исследовании проблемы формирования социальной активности старшеклассников во внеурочной деятельности.
Список литературы:
Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности, М, 1984;
Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 25-32.
Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки прогнозирования развития личности и ее активности //Экспресс информация. - 1990. -№4 - С.1 - 12.
Мордкович В. Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения / В. Г. Мордкович. — Москва: Яникс, 2003.
Степнова Н. А. Социология молодёжи / Н. А. Степнова. — Москва: Мир, 2009.