РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

Гринько Н.И. 1, Ильина Г.В. 1
1ФГБОУ ВО «МГТУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации и семейного воспитания остается значимой. Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья в условиях и семейного воспитания; применения особых технологий физического развития, в которых учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Здоровьесберегающие технологии должны в первую очередь способствовать профилактике не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития [2]. С учетом профессиональной готовности педагогов к реализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОО, необходимо выстраивать систему работы по формированию готовности родителей к реализации здоровьесберегающих технологий в условиях семейного воспитания.

Актуальность нашего исследования связана с поиском оптимальных здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Методологические основы исследования: представления дошкольников о здоровом образе, укреплении здоровья ребенка (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.); исследования понятия «здоровьесберегающие технологии» (К.В. Дубов, А.Н. Акимова и др.). Здоровый образ жизни (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. Теоретические положения о физическом воспитании и развитии дошкольников (Л.Д. Глазырина, Н.Н. Кожухова, Г.Г. Попов, Э.Я. Степаненкова и др.).

Нами было организованна опытно-экспериментальная работа по формированию готовности родителей к реализации здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) в условиях семейного воспитания. Цель - проверка влияния разработанных комплексов (родителями и педагогами) на сохранение и стимулирование здоровья детей младшего дошкольного возраста.

Базой нашего эксперимента являлось МАДОУ «Детский сад № 147» г. Магнитогорска. В исследовании принимали участие родители, дети младшей группы. Родителям предложен тест-анкета «Определение уровня готовности родителей к реализации ЗСТ с детьми дошкольного возраста».

За каждый ответ: Да – 1 балл; Нет – 0 баллов; Затрудняюсь ответить – 0,5 баллов. Анкетирование показало низкий уровень готовности родителей к реализации ЗСТ с детьми младшего возраста в условиях семейного воспитания. Учитывая полученные данные, педагоги совместно с родителями разработали комплексы на сохранение и стимулирование здоровья детей данного возраста.

В первую неделю родители реализовывали предложенный комплекс пальчиковых игр. На второй неделе – комплекс упражнений на релаксацию. На третьей неделе – подбор подвижных игр на развитие двигательной активности. На четвертой неделе – комплекс гимнастики-разминки, сопровождающийся речитативами [4].

Тест - анкета «Определение уровня готовности родителей к реализации ЗСТ

с детьми младшего дошкольного возраста».

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь

ответить

1.Знакомы ли Вам понятия «Здоровье сберегающие» технологии»?

     

2.Используете ли Вы дома какие-либо технологии по укреплению здоровья?

     

3.Можете ли Вы привести пример пальчиковой гимнастики?

     

4.Можете ли Вы привести пример язычковой гимнастики?

     

5.Знакома ли Вам техника выполнения дыхательных упражнений?

     

6.Можете ли Вы привести пример подвижной игры на развитие ловкости у детей?

     

7.Знакома ли Вам кинезиологическая гимнастика?

     

8.Знаете ли Вы упражнения на релаксацию для детей?

     

9.Можете ли Вы привести пример упражнения на дыхание?

     

10.Считаете ли Вы необходимым использовать технологии здоровье сбережения не только в детском саду, но и в семье?

     

На оставшейся неделе месяца включили комплекс дыхательной гимнастики. В течение шести месяцев родители под руководством педагога проводили оздоровительные комплексы в семье. На контрольном этапе эксперимента проведено повторное тестирование, которое показало боле высокий уровень готовности родителей к реализации ЗСТ с детьми младшего возраста в условиях семейного воспитания. Это позволяет нам делать вывод, что разработанные оздоровительные комплексы на укрепление и сохранение здоровья младших дошкольников был весьма эффективны.

Оздоровительные комплексы включали упражнения, подвижные игры, этюды на сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста, которые успешно используются педагогами в ДОО и семье.

Например, 1 Комплекс - «Пальчиковая гимнастика»

1. «Ладони на столе». На счет «раз, два» – пальцы врозь – вместе.

2. «Пальчики здороваются». На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук – большой с большим, указательный с указательным и т. д

3. «Ладошки – кулачок – ребро». На счет «раз, два, три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук.

4. «Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки «бегают» по столу.

5. «Дети бегут наперегонки». Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.

6. Инсценирование потешки «Пальчик-мальчик, где ты был?».

7. «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.

8. «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

9. Инсценирование потешки «Сидит белка на тележке».

2 Комплекс – на релаксацию

Упражнения на расслабление мышц лица.

"Озорные щечки".

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Упражнение на расслабление мышц рук. "Вибрация".

Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.

"Ленивая кошечка".

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.

"Задуй свечу".

Упражнение на расслабление мышц ног: «Слон».

Упражнение на расслабление всего организма.

"Тишина", "Летний денек".

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

3.Комплекс «Подвижные игры»

«Где спрятана» (на развитие слухового внимания и ориентировку). Спрятанным предметом может быть любая игрушка.

«Гуси – гуси» (на развитие у детей координации движений и быстроты реакции).

«С кочки на кочку» ( на развитие ловкости и навыков прыжка в длину) Использованный материал: 4 кочки (любой предмет который напоминает кочку).

«У медведя во бору» (на развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, а так же развитие внимания и упражнении детей в беге)

«По ровненькой дорожке» (на развитие у детей согласованности движения рук и ног и развитии чувства равновесия, ориентировке в пространстве)

«Снежинки и ветер» (на развитие воображения и двигательной активности)

«Школа мяча» (игра с мячом на развитие ловкости, глазомер).

4. Комплекс гимнастики-разминки, сопровождающийся речитативами.

1. « Чок , чок наступлю на каблучок». Ходьба в полуприседе. (5 повторов).

2. «Петушок гуляет». Ходьба с высоким подниманием колена, с хлопком по бедрам. (4-5 повторов)

3. « Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку» Ходьба на носках с хлопками над головой.

(повторить четыре раза)

  1. «Скачут зайцы». Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс.

  2. «Побежали наши детки». Легкий бег на носках (0,5 мин.)

5.Комплекс - Дыхательная гимнастика.

«Качели» (на укрепление физиологического дыхания у детей)

«Дровосек» (на развитие плавного, длительного выдоха).

«Вырасти большой» (развитие плавного, длительного выдоха).

«Надуй шарик» (тренировка силы вдоха и выдоха).

«Лягушонок» (на формирование правильного речевого дыхания).

«Петушок» (развитие речевого и физиологического дыхания)

В итоге, практическая значимость нашего исследования заключается в разработанных оздоровительных комплексах на сохранение и стимулирование здоровья детей младшего дошкольного возраста, успешно применяемых педагогами в условиях ДОО и родителями в условиях семейного воспитания.

Список использованных источников

  1. Белоглазова, И. Н. Планирование совместной работы семьи и ДОУ по физическому воспитанию дошкольников / И. Н. Белоглазова // Инструктор по физкультуре. – 2010. - № 1. – С. 69 – 82.

  2. Здоровьесберегающие и логопедические технологии: традиции и инновации – 2010: сб. науч. ст. и материалов Всерос. заоч. Науч. практ. конф. / МаГУ; ред. коллегия: Н. А. Антипанова [и др.]. – Магнитогорск: Изд–во МаГУ, 2010. – 131 с.

  3. Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ: [Режим доступа]:http://dou-sad.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/42-fizicheskaya-kultura/213-zdorovyj-obraz-zhizni

  4. Особенности планирования физкультурной деятельности детей дошкольного возраста (младшая группа) : учебное пособие / под ред. Г.В. Ильиной. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 159 с.

Просмотров работы: 511