ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Соколова Е.А. 1, Шишкина С.В. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Музыкальное исполнительство – это особый вид художественной деятельности. Для того чтобы произведение было исполнено на инструменте, музыканту необходимо владение музыкальными способностями. Одной из главных составляющих в системе музыкальных способностей является музыкальный слух, недостаточная развитость которого делает невозможными занятия музыкальной деятельностью.Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру называют тембровым слухом. Вопросы развития тембрового слуха у учащихся получили освещение в работах Б. В. Асафьева, Э. Б. Абдуллина, Л. А. Белобородовой, Н. А. Гарбузова, А. А. Готсдинера, Т. А. Литвиновой, М. С. Старчеус, Б. М. Теплова и многих других. Однако далеко не все учителя музыки справляются с постановкой и решением музыкально-слуховых проблем. Немногие учителя используют на уроках музыки методы развития тембрового слуха, в основном они работают с звуковысотным, гармоническим и ритмическим компонентами музыкального слуха. Связано это как с нехваткой времени на уроках музыки, так и недостаточно полной разработкой методических рекомендаций по проведению занятий с такой направленностью. Что касается элементарного музицирования, то в существующих методических разработках внимание учителей направлено прежде всего на развитие у детей чувства ритма.

Одним из эффективных методов развития тембрового слуха у младших школьников является игра на детских музыкальных инструментах (элементарное музицирование). Данный вид детского исполнительства обогащает музыкальные впечатления учащего начальных классов, развивает его музыкальные способности, в том числе расширяет тембровые представления детей. Также элементарное музицирование развивает коммуникативные способности детей, воображение, взаимопомощь через игру в ансамбле. К. Орф и последователи его идей справедливо считали, что элементарное музицирование является определенным видом музыкальной любительской деятельности, которая не требует длительного обучения и осуществляется в творческой импровизации, включающей музыку, движение и слово. Эти положения учитываются отечественной педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания, в работах Л. А. Баренбойма, И. Ю. Дьяченко, О. В. Леонтьевой, Т. Э. Тютюнниковой и др.

В связи со сказанным, развитие тембрового слуха у учащихся требует наличия следующих условий:

1) целенаправленного и систематического введения в уроки музыки изучения средств музыкальной выразительности, характеризующих тембр звучания детских музыкальных инструментов;

2) использования на уроках музыки специальных методов развития тембрового слуха учащихся, включающих в себя слушание и элементарное музицирование;

3) вовлечения школьников в творческую музыкальную деятельность, способствующую развитию тембрового слуха.

В ходе исследования мы проанализировали проблемы, связанные с развитием тембрового слуха у младших школьников. Изучая работы ученых, мы выяснили, что тембровое воспитание как система, подкрепленная достаточно разработанной теоретической и методической базой, не существует. По мнению Т. А. Литвиновой, причиной тому – сложность самого явления тембра, его многоаспектность, сложность фиксации и словесного формулирования, а также направленность методики музыкального образования на развитие звуковысотного и гармонического слуха, отодвинувших тембр на второй план. Причиной может послужить и то, что феномен тембрового слуха – сложное явление, находящееся на стыке различных областей научного знания: акустики и психоакустики, музыкальной психологии, музыкознания, инструментоведения, теории и практики исполнительства, музыкальной педагогики [1].

Для тембрового компонента музыкальности определяющим свойством являетсяощущение(сенсорный процесс). Тембр обычно связывают с той стороной звукового ощущения, которая выражает в акустическом отношении состав сложных звуков. Хотя тембр является элементарной характеристикой музыкального звука, его ощущение связано с очень многими факторами, такими, как атака, затухание, высота, громкость, «окружение» звука, шумы, вибрато, форманты.

Под тембровым слухом мы понимаем, вслед за Тепловым, способность вычленять из высотно-тембрового восприятия звука его тембровые особенности [2]. По словам Т. А. Литвиновой, тембровый слух можно определить, как способность к восприятию тембров музыкальных инструментов (и человеческого голоса), их выразительности и общего характера звучания, создаваемого различными темброобразующими компонентами. Тембровый слух на сенсорном уровне реализуется как восприятие качественных параметров звучания, на содержательном – как определение роли тембра в создании музыкального образа и его семантики [1]. По способу реализации различаются внутренний и внешний тембровый слух, по количеству воспринимаемых тембров – моно- и политембровый. По взаимосвязи инструментального тембра с различными темброобразующими факторами, которые могут оказывать влияние на характер звучания, можно различать следующие стороны восприятия звуковой краски: тембро-регистровую, тембро-артикуляционную, тембро-гармоническую, тембро-фактурную, тембро-динамическую, тембро-ритмическую [3].

Эффективное развитие тембрового слуха у учащихся происходит наиболее успешно в процессе активизации различных видов музыкальной деятельности на уроке, в том числе и в элементарном музицировании. В педагогической науке накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми: это работы Д. Б. Кабалевского, Ю. Б. Алиева, А. А. Пиличяускаса, И. Г. Лаптева и других. Наиболее полное воплощение игра на музыкальных инструментах нашла в системе детского музыкального воспитания, разработанной немецким композитором, общественным деятелем и педагогом Карлом Орфом. Именно Орф разработал детский инструментарий, на который опираются учителя музыки и в наше время.

В ходе исследования мы выяснили, что для интенсивного развития тембрового слуха необходим комплекс специальных методов, включающий:

– распознавание широкого спектра различных тембров;

– определение градаций внутри одного тембра, возникающих в результате действия различных регистровых, артикуляционных, динамических условий;

– рассмотрение сочетаний тембров;

– определение взаимодействий инструментального тембра с другими музыкальными выразительными средствами.

При этом специфика освоения тембро-звукового материала заключается в формировании определенных слуховых навыков, к которым можно отнести: распознавание тембров отдельных инструментов, их сочетаний, а также чередований по горизонтали; навык «тембровой ассоциативности»; дифференциацию звуковысотной линии от ее тембрового воплощения; выделение слухом отдельного тембра из многоголосной ткани; внимание к характеру звучания и навык определения его особенностей по качественным параметрам (артикуляционным, регистровым, динамическим, фактурным).

Перечислим методы развития тембрового звука, которые могут использоваться на уроке в процессе элементарного музицирования:

– метод ассоциаций – тембр звука может описываться при помощи различных ощущений, сравниваться с предметом, людьми, животными, характеризоваться при помощи разнообразных эпитетов, метафор и др. (деревянный, прозрачный, шелковистый, пронзительный, благородный и т. д.);

– метод преувеличения – усиление нюансировки, исполнение одного и того же музыкального фрагмента с различными динамическими оттенками – от пианиссимо до фортиссимо;

– метод тестирования – распознавание тембров различных инструментов в сольных произведениях или выделение конкретного тембра из контекста;

– метод конкретизации – выделение характерных особенностей звучания инструмента (регистр, специфика звукоизвлечения, способ подачи звука, качество звучания и т. д.);

– эвристический метод – метод поиска и подбора соответствующего инструмента для исполнения мелодии;

– метод сравнения – слуховой анализ различного музыкального материала в исполнении одного инструмента или исполнение одного и того же фрагмента различными инструментами;

– комбинаторный метод (метод ансамблей) – анализ соединения различных тембров в проведении мелодии, в разнообразных элементах фактуры, гармонии, других элементах музыкальной речи по степени слияния, интервальных соотношений, регистрового звучания и др.

Разработанные нами методические рекомендациивключают в себя цели и задачи традиционной программы музыкального обучения, при этом мы использовали специальные методы и приемы развития тембрового слуха детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Процесс реализации экспериментального обучения опирался на следующие условия:

– целенаправленное педагогическое воздействие при организации элементарного музицирования учащихся;

– включение в процесс обучения игре на детских музыкальных инструментов творческих заданий по развитию тембрового слуха;

– опора на сенсорно-перцептивные способности младших школьников;

– развивающая направленность и высокий уровень художественных достоинств выбираемого учителем музыкального материала;

– адекватность образного строя и исполнительских трудностей выбираемых музыкальных произведений особенностям психологии и физиологии детей младшего школьного возраста;

– наличие положительных эмоций в процессе элементарного музицирования.

В заключение отметим, что педагогический эксперимент, проведенный нами, позволил сделать следующие выводы: после проведения экспериментальных занятий с учащимися начальных классов количество учащихся с высоким уровнем развития тембрового слуха увеличилось на 22 %. Положительная динамика наблюдалась и в изменениях низкого уровня тембрового слуха: на 21 % меньше, чем на констатирующем этапе. Средний уровень развития данного показателя остался с минимальными изменениями: 46 % на констатирующем этапе и 45 % на контрольном. Таким образом, данные педагогического эксперимента говорят об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы.

Литература

1. Литвинова, Т. А. Развитие тембрового слуха как проблема современного музыкального образования / Т. А. Литвинова // Культурная жизнь юга России. – 2009. – № 1 (30). – С. 131–132.

2. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 1985. – 458 с.

3. Передерий, О. И. Развитие тембрового слуха в формировании музыканта : дис. … канд. пед. наук / О. И. Передерий. – СПб, 2003. – 260 с.

 

 

Просмотров работы: 222