ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Великоиваненко О.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первостепенной задачей образования РФ является развитие индивидуальности ребенка. Однако зачастую остается неясным, насколько эффективно построен процесс воспитания и приносит ли он необходимые результаты.

Проблема оценивания результатов воспитания, т.е. личностных результатов в условиях Федеральных стандартов, приобрела особую актуальность. Несмотря на имеющиеся теоретические работы и опыт в этой области, практика современной школы показывает, что на деле диагностика результатов воспитания не воспринимается пока как обязательный компонент педагогической деятельности, и большинство педагогов строят образовательный процесс, опираясь на свои интуицию и опыт.

Существующая в настоящее время система оценки учебно-воспитательной работы школы обладает некоторыми преимуществами, однако не соответствует понятию самоуправляющей системы. Основная причина здесь - неполноценность информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для своевременной его корректировки. В педагогической диагностике ведущей функцией является функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Ее суть в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности детей служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса. Оценочная функция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов: ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. Управленческая функция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности воспитанника. В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Они позволяют выявить достоинства и недостатки в программе воспитания на разных этапах, чтобы откорректировать ее для дальнейшей работы с детьми.

В ходе исследования изучался опыт диагностики и оценивания результатов воспитания в образовательных организациях Ивановской области средних общеобразовательных школах №7, №8 и №20 г.о. Шуя. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе были проанализированы ценностные целевые ориентиры воспитательных систем данных образовательных организаций. Для этого изучались документы, регламентирующие воспитательный процесс в образовательной организации. Как показывают данные анализа, существует проблема определения и измерения результативности воспитательного процесса: неопределенность составляющих компонентов воспитательного процесса вызывает неопределенность и в диагностических процедурах, планируемых к проведению для оценки результата воспитания.

Второй этап изучения опыта был связан с анализом существующих моделей оценивания основных результатов воспитательного процесса и проектированием собственной модели. Ориентировочная минимальнаядиагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника включала оценку личностного развития по следующим направлениям: отношение к обществу, отношение к умственному труду, отношение к физическому труду, отношение к людям, отношение к себе. Выделенные направления включают в себя набор определенных личностных качеств, каждое из которых оценивается по шкале от 0 до 3 баллов (где 0 - отсутствие качества, 3 - его максимальное проявление). Список качеств может расширяться, как и шкала оценки. Далее исследовалось, как данная программа реализуется в выбранных школах. Для этого было проведено интервьюирование преподавателей начальных классов. По каждому из указанных в программе качеств изучалось понимание его педагогом оценка уровня его развития в каждом воспитаннике. В результате было выявлено, что программы оценки результатов воспитания в исследуемых образовательных учреждениях имеют незначительные различия.

Отдельно была рассмотрена такая важная составляющая процесса воспитания, как духовно-нравственное воспитание школьников. В г.о. Шуя особое внимание этому уделяется в МОУ ООШ №10: школа осуществляет духовно-нравственное воспитание в качестве инновационной деятельности. Идеал духовно-нравственного воспитания предполагает сформированность трех качеств: стыда (отношения к себе), жалости (отношения к другим людям), благоговения (отношения к Богу). Оценка сформированности перечисленных качеств происходит по результатам проводимых занятий, классных часов, бесед, викторин, освещающих данную тему. По тому, как дети понимают смысл этих качеств, как они пытаются соответствовать им и происходит оценка результатов духовно-нравственного воспитания. Результаты подкрепляются тестированием и анализом совместно с детьми различных жизненных ситуаций, в которых проявляется духовность и нравственность.

Третий этап изучения опыта оценивания результатов воспитания связан с выделением опорных точек и построением своеобразного алгоритма для проектирования собственной модели организации воспитательной деятельности, имеющей обратную связь. Результатами его стали методические рекомендации для начинающих педагогов, приступающих к практике оценки результатов воспитания.

Таким образом, диагностика и оценка результатов воспитания являются важной частью организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений, которые способствуют совершенствованию этого процесса.

Просмотров работы: 201