РАЗВИТИЕ АКТЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ АКТЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кривцова А.Т. 1
1Институт гуманитарного образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные исследователи, изучающие дошкольное образование, указывают на большое значение синтеза искусств в вопросах личностного становления и развития, а так же формирования ее творческого потенциала. Такой подход на формирование ребенка делает значимой проблему воспитания дошкольников средствами театрального искусства, которое является важнейшим средством формирования творческих способностей детей. Следовательно, театрализованная деятельность создает условия, формирующие творческие и актерские способности дошкольников [1].

В.Г.Петрова указывает на то, что театрализованная деятельность заложена в детской природе. Ценность ее определяется тем, что драматизация тесно соединена с игровой деятельностью, следовательно, проявляется ее синкретичность, заключающаяся в объединении в себе элементов разнообразных видов творческой деятельности [4].

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования в пункте 2.6. выделены пять образовательных областей. Анализируя их содержание, мы видим, что развитие актерских способностей не выделяется как основная задача, но включено в такие образовательные области, как речевая и художественно-эстетическая. Именно эти образовательные области предполагают «… развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи…», а так же «... развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства…формирование элементарных представлений о видах искусства…реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.» Следовательно, актуальность нашего исследования определяется и нормативными документами дошкольного образования [3].

Театрализованная деятельность является уникальным средством, развивающим актерские способности дошкольников. Для обеспечения данного процесса необходим поиск современных технологий ее реализации и комбинирования в воспитательно-образовательной деятельности.

Способности представляют собой индивидуально-типологические особенности, которые отличают людей друг от друга и определяют успешность реализуемой ими деятельности. При этом способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя обуславливают легкость и быстроту при обучении новым способам и приемам в разных видах деятельности [1].

Такие исследователи как В.Л.Дранков, Л.Ш.Тальян и др. указывают на то, что актерские способности являются разновидностью специальных способностей, формирующихся и проявляющихся в узкоспециализированной деятельности, а так же требующие специализированного обучения. Развиваются актерские способности с опорой на общие способности.

Анализ данных подходов позволяет определить структурные составляющие актерских способностей:

  1. Эмоциоанльно-оценочный компонент: проявляется в творческом переживании роли, в эмпатии, сценическом темпераменте и творческом самочувствии;

  2. Когнитивно-рефлексивный компонент: характеризуется верой в предлагаемые обстоятельства, творческим воображением, наблюдательностью, умением проводить анализ сценических действий;

  3. Регулятивно-поведенческий компонент: выражается в умении импровизировать, сотрудничать, проявлять свою артистичность при реализации авторского вымысла.

Развитие актерских способностей может осуществляться несколькими путями. Одним из них является театрализованная деятельность дошкольников.

С.Н.Томчикова указывает, что театрализованная деятельность детей является специфическим видом художественно-творческой деятельности, в ходе которой ее участники овладевают доступными средствами искусства сцены, а так же учитывая выбранную роль («актер», «зритель», «сценарист», «художник-оформитель» и др.) принимают участие в ходе подготовки и разыгрывания разных видов театрализованных представлений, тем самым приобщаясь к культуре театра [5].

При этом в ходе практической деятельности часто можно столкнуться с тем, что потенциальные развивающие возможности театральной деятельности используются не в полном объеме. Объясняется это следующими причинами: высокая общая загруженность воспитателей и, как следствие, недостаток учебного времени; отсутствие массовости в приобщении к театру; недостаточное осознание влияния театральной деятельности на развитие дошкольника; ограниченный опыт детей в восприятии театрального искусства, в ходе которого знакомство с театром (и в детском саду, и в семье) является бессистемным и поверхностным; отношение к театрализованной игре как к «зрелищу», используемого на праздниках, в ходе которых детей учат просто быть «хорошими артистами» (заучивают с ними слова, движения, интонацию). Но полученные данным способом умения не переносятся потом с самостоятельную театрально-игровую деятельность дошкольников.

Таким образом, можно выделить следующее противоречие: с одной стороны – искусствоведы и педагоги признают влияние театра на эмоциональное и творческое развитие детей, а в противовес этому – на практике можно наблюдать дефицит театрализованной деятельности и искусства в жизнедеятельности детей. Для преодоления данного противоречия необходимо обеспечить комплексный подход к руководству театрализованной деятельностью дошкольников.

Формирование актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий: обогащение развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС); знание и использование педагогом методики, определяющей развитие актерских способностей детей; осуществление взаимодействия в работе ДОУ и семей воспитанников в вопросах развития актерских способностей [1].

Педагогические условия понимаются нами как динамическая система, которая изменяется педагогами в зависимости от реальных потребностей детей, их индивидуальных особенностей. Таким образом, воспитание и специальное обучение влияет на усвоение ребенком не только отдельных представлений о театре, но и позволяет ему получить обобщенное представление об искусстве и мастерстве актёров.

В ходе опытно-экспериментальной работы по изучению влияния театрализованной деятельности на развитие актерских способностей дошкольников мы проанализировали полученные результаты диагностического обследования, которые продемонстрировали средний уровень их развития у дошкольников на начало эксперимента. Мы выяснили, что РППС не совсем обеспечивает потребности детей в театрализации, в частности, в развитии их актерских способностей. Все это позволило сделать выводы о необходимости проведения формирующей работы, направленной на создание и апробацию условий, направленных на развитие актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения результативности развития актерских способностей у дошкольников мы апробировали программу «Театр маленького актера» (автор Л.В.Лубяко) [2]. При проведении занятий по этой программе мы использовали разнообразные методы, формы работы, которые способствовали развитию актерских способностей дошкольников в ходе театрализаций. Так же нами были внесены изменения в РППС группы. Активное участие в этой работе приняли родители наших воспитанников. Данные, полученные в ходе повторной диагностики, проведенной по завершению нашей работы, позволяют сделать вывод об ее эффективности. В дальнейшем наша работа может быть направлена на апробацию следующей части программы «Театр маленького актера», которая рассчитана на два года обучения детей.

Список использованных источников:

  1.  
    1. Гильманова, Л. В. Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьей [Текст] / Л. В. Гильманова, Е. А. Газизулина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014.

    2. Лубяко Л.В. Программа «Театр маленького актера» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606315/. – 20.11.2017.

    3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. – 20.02.2016.

    4. Петрова, В.Г., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями [Текст] / В.Г.Петрова и др. - М.: Школьная Пресса, 2004. 37

    5. Томчикова С.Н., Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности: Учебное методическое пособие [Текст] / С.Н.Томчикова – Магнитогорск: МаГУ, 2002.

Просмотров работы: 821