Развитие туризма в России на данный момент обусловлено экономическими, политическими и культурными аспектами.
Незначительное место на туристическом рынке СКФО РФ занимает Чеченская Республика. Связано это с тем, что республика конкурирует с соседними регионами, обладающими значительными туристскими ресурсами и развитой инфраструктурой, практически не представлена туроператорами на рынке, несмотря на ее высокий туристический потенциал (табл. 1) [2].
Таблица 1
Регионы с темпами увеличения туристов больше общероссийских и субъекты РФ, входящие в СКФО
Регионы (СКФО) |
Численность размещенных лиц, тыс. чел. |
Увеличение кол-ва размещенных лиц (2014/2015) |
Отношение кол-ва туристов к численности населения |
|||||
2005 |
2010 |
2012 |
2014 |
Продолжение таблицы 1
Республика Ингушетия |
2 |
4 |
5 |
9 |
4,5 |
0,02 |
Карачаево-Черкесская Республика |
47 |
144 |
145 |
159 |
3,4 |
0,3 |
Республика Дагестан |
42 |
99 |
148 |
125 |
3 |
0,04 |
Кабардино-Балкарская Республика |
110 |
127 |
175 |
152 |
1,4 |
0,2 |
Ставропольский край |
614 |
774 |
834 |
845 |
1,4 |
0,3 |
Республика Северная Осетия - Алания |
58 |
41 |
58 |
65 |
1,1 |
0,1 |
Чеченская Республика |
- |
- |
- |
34 |
- |
0,02 |
Регион богат природными ресурсами и культурными достопримечательностями. В Чеченской Республике насчитывается 633 объекта культурного наследия регионального значения и 38 (2 утрачены) объекта культурного наследия федерального значения. В республике под государственной охраной состоят 333 памятника истории и культуры, в том числе более 100 объектов федерального значения [4].
В республике разработано 20 эколого-туристических маршрутов. Наиболее перспективные расположены в западной, центральной и восточной части на территории бассейнов рек Чанты-Аргун, Шарой-Аргун, Гехи, Рошня, Хулхулау, Фортанга, Ансалта и Гумс [4].
По данным ресурса Booking.com [5] выделяет 4 типа объектов размещения (рис. 1). Тем самым, распределение коллективных средств размещения в данном регионе будет выглядеть следующим образом: тип «отели» – 21 объект (54%), тип «апартаменты» – 12 объектов (31%), тип хостелы – 5 объектов (13%), тип «гостевой дом» – 1 объект (2%).
Рис.1 Структура средств размещения в Чеченской республике (составлен автором по данным [5])
На данный момент реализовывается государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2014-2018 гг.» и федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
Самый крупный проект программы – созданная на территории Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики туристско-рекреационная особая экономическая зона «Ведучи», которая также включена в состав туристического кластера, подпрограммы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея».
Из реализованных проектов федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», можно выделить ТРК «Кезеной-Ам», где уже проводят различные спортивные и туристские мероприятия. Программа была реализована за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Программы оценены в 9,5 миллиарда рублей. При этом федеральное и республиканское софинансирование предусмотрены только в части строительства инженерной инфраструктуры – дороги, газо- и электроснабжение. В настоящее время в Чечне проработан 21 инвестиционный проект в сфере туризма, примерно половина из них может претендовать на федеральную поддержку [1].
Главной целью федеральных и региональных органов власти является повышение качества жизни населения на основе эффективной реализации макроэкономической политики. Одним из приоритетных направлений реализации региональной экономической политики является развитие туристического кластера СКФО.
В республике уже есть 15 экскурсионных маршрутов, которые периодически используются туристами, но, в основном, это официальные российские и иностранные делегации, приезжающие на различные мероприятия. Поэтому доходы от них минимальны или отсутствуют [3].
Таким образом, на данный момент в регионе активно развивают туристские дестинации с помощью федеральных, региональных властей и частных предпринимателей. Правительство Чеченской республики понимает, что отрасль должна задействовать весь свой туристский потенциал и приносить прибыль в казну региона.
Развитие туризма в регионе сдерживается многими факторами, для того чтобы тщательнее исследовать проблемы был применен такой инструмент маркетинга, как SWOT-анализ. Данный метод анализа заключается в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
Таблица 2
SWOT-анализ Чеченской республики
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал 2. Уникальное культурно-историческое наследие 3. Наличие инфраструктурного потенциала 4. Выгодное экономико-географическое положение 5. Уникальное разнообразие флоры и фауны 6. Поддержка правительства развития туризма 7. Растущий поток туристов (в том числе наличие внутреннего спроса) 8. Наличие международных и внутригосударственных связей 9. Наличие координационного и информационно-маркетингового центра по развитию туризма в Республике 11. Наличие туристских объектов на территории Чеченской Республики в туристский кластер на Северном Кавказе |
1.Моноотрослевая структура экономики (развития нефтегазовой отрасли) 2. Высокие экологические нагрузки в некоторых районах 3. Недостаточный уровень развития туристкой инфраструктуры 4. Недостаток квалифицированных кадров в сфере гостеприимства 6. Низкий уровень безопасности туристов 7. Наличие соседних регионов с развитой туристской отраслью и известными турпродуктами 8. Сложившийся стереотип в обществе об регионе 9. Несовершенство нормативно-правовых актов и существующего законодательства по вопросам туризма 10. Безработица местного населения 11. Многие потенциально привлекательные туристические объекты расположены на значительном удалении от аэропортов и железнодорожных магистралей и недостаточно подготовлены для приема туристов 12. Несоответствие материальной базы учреждений туристско-рекреационного комплекса современным требованиям, недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества курортных и туристских услуг |
Возможности |
Угрозы |
1. Строительство и ввод в эксплуатацию новой туристской инфраструктуры. 3. Инвестиционные проекты инфраструктуры туристской отрасли и гостиничного комплекса 4. Благоприятные институциональные условия развития предпринимательской инициативы в индустрии туризма 5. Финансирование туризма со стороны правительства республики и страны |
1. Террористические акты 2. Обострение проблемы безработицы 3. Повышение конкретности рынков 4. Отток квалифицированных кадров 5. Повышенные инвестиционные и предпринимательские риски 6. Ухудшение экологической обстановки |
Продолжение таблицы 2
6. Повышение уровня жизни населения, следовательно, увеличение платежеспособного спроса 7. Развитие сотрудничества с другими странами. 8. Возрождение традиционного вайнахского быта и фольклора 9. Формирование и продвижение бренда туристских потенциалов районов 10. Диверсификация туроператорской деятельности 11. Разработка и утверждение республиканской целевой программы «Развитие туризма в Чеченской Республике» 14. Развития образования, культуры и спорта |
Основными сдерживающими факторами можно выделить:
– Сформировавшийся в обществе неблагоприятный имидж Чеченской республики;
– Высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристских кластеров;
– Низкий уровень транспортной доступности, обеспечения системы безопасности туристов в туристских регионах;
– Наличие высокой доли теневого сектора в туриндустрии, что так же влияет на третичный сектор экономики республики;
– Отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов;
– Невысокое качество подготовки кадров в сфере туризма и, соответственно, предоставляемых низкое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
– Недостаточное продвижение Чеченской республики как привлекательного направления для туристов, предопределенной низким уровнем бюджетного финансирования.
Таким образом, регион находится на стадии развития кластерного подхода, предполагая сосредоточения на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Туристским доминантам в республике выступает природно-рекреационный ресурс, также внимание уделяется со стороны правительства Чеченской республики и историко-культурному потенциалу. На данный момент индустрия туризма не достигает своего потенциала из-за многих отрицательных факторов. Этими проблемами занимаются власти как на федеральном, так и на региональном уровне, реализовывая государственные программы.
Список использованных источников
Ахметов, И.Г. Проблемы и перспективы экономики и управления / И.Г. Ахметов // IV Mеждунар. науч. конф. – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 205-206.
Назаева, М.И. Роль и место сферы туризма в экономике Чеченской Республики / М.И. Назаева // «Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения» Материалы 7-й Международной научно-практической конф. – Курск: Университетская книга, 2017. – С. 56-59
Тайсумова, Л.И. Состояние этнографического туризма в Чеченские республики / А.А. Горохов // Факторы и стратегии регионального развития в меняющемся геополитическом и геоэкономическом контексте: Междунар. науч. конф. – Ростов н/Д.: ЮФУ, 2016. – С. 482-487.
AVInvestmentConsultingCompanyLLC. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года: учебник / Правительство Чеченской Республики: Министерство экономического развития и торговли. – Грозный: AVInvestmentConsultingCompanyLLC, 2012. – 303 с.
Типы средств размещений Чеченской республики [электронный ресурс] Режим доступа https://www.booking.com (Дата обращения 12.12.2017).