СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Очень часто информационный рынок анализируется как частный случай рынка товаров и услуг в литературе. В связи с этим в первую очередь учитывается экономический аспект: издержки производства, ценовая политика и т.д. В условиях рыночной экономики технологические и экономические аспекты связаны очень тесно (в данном случае с аспектом информатики). Они связаны таким образом, что изучение технологической стороны помогает изучить экономическую сторону и наоборот. Из этого можно сделать вывод, что очень важно изучить технологическую сторону информационного рынка.

Рыночная экономика в России довольно молодая и в нашей стране слабо развивается конкуренция на рынках многих товаров и услуг, в том числе на информационном рынке. Российская экономика характеризуется отсутствием развития нормативно-правовой базы информационного рынка. Информационный рынок России в своем развитии отстает от информационных рынков в США и Европе.

Понятие информационного ресурса и информационного рынка. Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг

Перед тем как перейти непосредственно к концепции информационного рынка, необходимо выяснить, что такое информационный ресурс. Ресурс является резервом или источником некоторых средств. Каждое общество, государство, компания, частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для их существования. Различают следующие типы государственных ресурсов:

  • Материальные;

  • Трудовые.

  • Финансовые;

  • Энергетические;

  • Природные (сырьевые);

Информационные ресурсы являются одним из важнейших видов ресурсов в современном обществе. Их значение постоянно растет. Доказательством этого является следующий факт: в современном обществе информационные ресурсы становятся товарами, и их общая стоимость на рынке приравнивается к стоимости традиционных ресурсов.

Существует несколько основных подходов к концепции информационных ресурсов. Толкование информационных ресурсов в юридическом контексте закреплено в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Он состоит из следующих элементов: «Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеки, архивы, фонды, базы данных и другие информационные системы)». С помощью этого определения вы можете юридически решить проблему защиты информационных ресурсов. В вышеупомянутых документах и ​​группах документов в различных формах известно, что люди, которые их создали, имели знания. И эти знания имеют уникальное значение, их использование позволяет нам экономить материальные ресурсы, улучшать социально-экономические отношения.

Юридическое определение информационных ресурсов серьезно ограничивает эту концепцию. Люди воспринимают его гораздо шире. Информационные ресурсы должны включать все научные и технические знания, произведения литературы и искусства, другую информацию общественного или государственного значения, которые в любой форме указаны на любом носителе.

В настоящее время важны информационные ресурсы, такие как материалы, сырье, энергия, трудовые ресурсы и финансовые ресурсы. Информационные ресурсы в настоящее время считаются стратегическими. Однако существует существенное различие между материальными и информационными ресурсами: материальный ресурс исчезает после использования (например, топливо сжигается, деньги тратятся), а источник информации сохраняется, копируется без ограничений и может быть повторно использован. Если вы используете источник информации, который, как правило, увеличивается, поскольку его использование редко бывает пассивным, часто добавляется дополнительная информация. Источник информации не является независимым. Само по себе оно имеет только потенциальную ценность. Информационные ресурсы реализуются только как материальные, если они связаны с другими ресурсами (технология, энергия, сырье)).[2, с. 245]

Любая классификация информационных ресурсов является неполной. Классификация может основываться на следующих принципах:

Отраслевой принцип: по типу науки, промышленности, социальной сферы;

Форма представления: по типу СМИ, по степени формализации, наличием дополнительного описания.

Один из возможных способов классификации национальных информационных ресурсов:

  • Библиотечные ресурсы;

  • Архивные ресурсы;

  • Научно – техническая информация;

  • Правовая информация;

  • Информация государственных структур;

  • Отраслевая информация;

  • Финансовая и экономическая информация;

  • Информация о природных ресурсах;

  • Информация предприятий и учреждений и другое.

В развитых странах в библиотеках имеется большой объем информационных ресурсов. Преобладает бумажная форма их презентации, но все больше и больше библиотечных ресурсов оцифровываются.

В архивах содержится материал по истории и культуре страны. Архивный материал огромен. Часто скорость их накопления превышает скорость обработки.

В развитых странах существуют специализированные системы для научно-технической информации. К ним относятся торговые публикации, патентные услуги и другие. Такая информация часто является дорогостоящим товаром.

Ни одно государство не может существовать без законов, кодексов, положений и других видов правовой информации.

Его секторальные источники информации находятся во всех областях общества: социальных, сельскохозяйственных, промышленных и других. Информационные ресурсы в военно-промышленном комплексе и системе образования огромны.

В дополнение к национальным информационным ресурсам можно отфильтровать информационные ресурсы предприятия, информационные ресурсы частного лица и другие. Эти категории больше не обладают этой универсальностью. Они зависят от типа организации, специальности конкретного лица, их интересов и другого.

Наличие большого количества информационных ресурсов и возможность их представления в электронной форме создали развитый рынок информационных ресурсов, товаров и услуг.

В настоящее время многие страны создали национальный рынок информационных ресурсов. Имеются признаки формирования развитого мирового рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. Этот рынок во многом похож на традиционный рынок ресурсов, поскольку он имеет определенный ассортимент товаров, таких как информационные продукты и услуги:

Информация о бюджете о доступе к «нормальным» товарам и услугам и их стоимости;

Научно-техническая информация (патенты, научные статьи);

Информационные технологии, компьютерные программы;

Базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на каждом рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть продавцы и покупатели. Продавцами обычно являются производители информации или их владельцы:

Центры, где базы данных создаются и сохраняются;

Коммуникационные и телекоммуникационные услуги;

Внутренние услуги;

Специализированные коммерческие компании, которые покупают и продают информацию (рекламные агентства);

Неспециализированные компании, производящие «обычные» товары, а также дополнительные продукты - информацию о них;

Консультационные (консалтинговые) компании;

Обмен;

Лица (например, программисты) и другие.

Информационные услуги представляют собой особый вид товаров на информационном рынке. Примером информационной службы является выбор литературы по предмету, которую клиент нуждается в библиотеке. Предоставление информационных услуг возможно только в случае наличия баз данных по соответствующим темам (как на компьютере, так и в компьютерной версии).

Во многих странах мира (включая Россию) существуют специализированные институты, которые обрабатывают научно-техническую информацию во многих областях знаний и готовят обзоры, рефераты и краткую информацию. Без таких услуг деятельность ученых и специалистов практически невозможна.

Информационные услуги в сфере бизнеса состоят из предоставления конкретной деловой информации, консультаций по индивидуальным темам. Информационные услуги в области связи предоставляются операторами связи и провайдерами интернет-услуг (организациями, которые предоставляют пользователям доступ к World Wide Web и ее услугам за плату). Некоторые виды услуг в области образования и обучения также могут рассматриваться как информация (например, дистанционное обучение через телекоммуникационную сеть).

Степень развития сферы информационных услуг во многом определяет степень близости общества к информационному обществу.

В своем развитии рынок информационных товаров и услуг прошел несколько этапов. Их эволюция совпала с появлением первых компьютеров (это произошло во второй половине 20-го века). Это совпадение во многом совпадало, поскольку первые компьютеры еще не создали информационной инфраструктуры. Быстрый бум науки и техники привел к появлению первых профессиональных информационных услуг в различных сферах деятельности. Соответствующий рынок сосредоточился на узкой группе ученых и специалистов.

Реальный рынок информационных продуктов и услуг связан с широким распространением микрокомпьютеров и телекоммуникаций на основе использования микрокомпьютеров. Важнейшей ролью в формировании рынка информационных продуктов и услуг было создание баз данных, охватывающих широкий круг областей знаний и человеческой деятельности. Массовый процесс был принят в 1980-х годах. В то время появились первые признаки глобализации информационного рынка и начался международный обмен информацией. Ведущими странами на информационном рынке являются США, Япония и некоторые западноевропейские страны.

В настоящее время в России происходит формирование информационного рынка. Важнейшими компонентами российского рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и смежных технологиях. Существенной частью предлагаемых продуктов являются эталонные системы для разных целей. Существуют специальные услуги обработки информации для клиентов, продажи билетов и многое другое. Немногие на этом рынке финансовой и статистической информации есть информация об образовательных достижениях и мероприятиях досуга.

Российский информационный рынок по-прежнему значительно уступает развитому рынку с точки зрения структуры и предложения. Очень ограниченный доступ к основным источникам научно-технической информации (статьи, рефераты специального назначения, библиографическая литература, библиотеки). Без этого не может быть устойчивого развития в соответствующих областях.

Постепенно в обществе формируется следующий факт: если информация является товаром, то за нее необходимо платить, иначе база рынка будет уничтожена. Рынок программного обеспечения и Российская Федерация могут быть дополнительно развиты, если не будет массового «пиратства» программ. По мере улучшения социально-экономических отношений эта практика должна уйти в прошлое.

Компьютерное «пиратство» является глобальным явлением. В мире нет страны, где незаконно скопированные программы не используются. Абсолютное значение используемого программного обеспечения «пиратское» приводит США. По мнению независимых экспертов, до 40% программного обеспечения, используемого в Европе, является незаконным. В России это число намного больше: Россия занимает 11-е место в мире по объему использования «пиратского» программного обеспечения.

Информационный рынок - это система экономических, правовых и организационных отношений в торговле интеллектуальной собственностью.

Источник информации на информационном рынке рассматривается в двух направлениях:

Как материальный продукт, который можно продать и купить;

Как интеллектуальный продукт с авторским правом.

Информационный рынок - это особый случай рынка товаров и услуг. На информационном рынке существуют абсолютно все экономические законы, которые существуют на всех рынках товаров и услуг.

Структура информационного рынка

Информационный рынок можно условно разделить на 3 части:

  • Техническая - включает аппаратное обеспечение;

  • Программное обеспечение - включает программное обеспечение;

  • Коммуникативная - включает сети и передачу данных.

Коммуникативная часть информационного рынка

Важным элементом этой области информационного рынка является сектор деловой информации, который включает:

1. Сектор деловой информации.

Существует несколько видов деловой информации:

Фондовый рынок и финансовая информация, информация о ценах ценных бумаг, валютных курсов, рынков товаров и капитала, ставок дисконтирования, оборудования, котировки акций и цен, предлагаемых конкретным фондовом рынке и финансовой информации.

Экономическая и статистическая информация, то есть численная экономическая, социальная, демографическая и динамическая информация, прогнозы экономической оценки;

Коммерческая информация, то есть информация о компаниях, компаниях, их продуктах, ценах на продукцию;

Информация о коммерческих предложениях, то есть информация о покупке и продаже определенных товаров;

Новости бизнеса и бизнеса.

2. Сектор правовой информации.

Он включает системы доступа к электронным коллекциям указов, указов и других документов, выданных государственными и местными органами власти.

3. Информационный сектор для профессионалов

В этой области мы можем выделить несколько частей:

  • Научно-техническая информация - справочная информация и данные из областей физики, информатики, технических дисциплин;

  • Тематическая информация - это конкретные данные и информация из разных наук: педагогика, астрология, медицина и другие;

  • Доступ к основным источникам - включает абстрактную и библиографическую информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.

Сектор земли, потребительская информация. Этот сектор можно разделить на следующие компоненты:

  • Информация от информационных агентств и агентств печати;

  • Информация о потребителях - включает местные новости, радио- и телевизионные программы, погоду, графики и многое другое.

  • Основными поставщиками электронной информации на рынке являются центры - генераторы баз данных, центры - распространители информации и информационные брокеры.

Сегодня базы данных имеют организованный набор однородных наборов данных в машиночитаемой форме.

Базы данных являются основой почти всех видов услуг, предлагаемых на современном информационном рынке.

Для достижения максимальной эффективности распределения затрат на создание баз данных производитель электронной информации должен:

  • Сосредоточьтесь на предоставлении уникальной информации;

  • Сосредоточиться на большом количестве пользователей, то есть предоставлять различные способы доступа к базам данных;

  • Сотрудничество с разработчиками программного обеспечения Упрощение использования каналов распространения информации;

  • Основать ценообразование на количестве предоставленной информации и ее стоимости;

  • Применять новые технологии, которые снижают затраты на подготовку и распространение баз данных.

Есть примеры неудачных вложений в базах данных. Основными причинами этого явления являются:

  • Несоответствие общих баз данных требованиям рынка;

  • Закрытие тематического и конкретного охвата баз данных;

  • Ошибка и неполнота данных;

Наличие устаревшей информации в базах данных и редкое обновление данных.

При обеспечении интерактивного доступа к базам данных подписка часто использовалась в качестве плана платежей. Он обеспечивает вклад в первоначальный вход в систему, а также оплату времени подключения к серверу базы данных с увеличением этих затрат. Плата за подачу заявки обычно низкая. Это должно стимулировать своевременное повышение затрат, поскольку перерасход аванса отменяет регистрацию.

Другой формой доступа к базам данных являются разовые запросы в режиме OFF-LINE (например, по электронной почте). Эта форма доступа предусматривает либо предварительную оплату заявки, основываясь на результате запроса. Это связано с задержками в получении информации.

Перспективы развития информационного рынка

Проблемы информационного рынка как экономического объекта в целом совпадают с проблемами рынков товаров и услуг. Прежде всего, это не четкая правовая основа. Однако эта проблема особенно остро стоит на информационном рынке, поскольку вопрос об авторском праве гораздо важнее для этого типа рынка. Соответствующие, четкие правовые нормы не могут решить все проблемы информационного рынка из-за их быстрого развития. Эта проблема может быть решена только путем постепенного изменения осведомленности общественности: люди не будут нарушать закон в информационной сфере, если они не считают такое действие незначительным и дискредитируют его. Этот вопрос связан не только с общественностью, но и с ценовой политикой на информационном рынке. Это высокая цена для них, которая побуждает людей, например, использовать «пиратское» программное обеспечение. Поэтому для дальнейшего развития информационного рынка государству необходимо создать благоприятные экономические условия для развития производства информации. Увеличение количества производителей этого типа продукта приведет к снижению цены. Тогда незначительные нарушения закона в информационном поле будут значительно меньше.

Основной проблемой на рынке информации остается проблема конфиденциальности информации. В этом контексте необходимо внести поправки в законодательство: ужесточение санкций за разглашение или распространение конфиденциальной информации. В последние годы участились случаи распространения конфиденциальной информации от общественности. В этом контексте необходимо ужесточить санкции в отношении официальных правонарушений. Государственное вмешательство по упрощению санкций за информацию, связанную с преступностью, не является идеальным. Однако они могут влиять на общественное сознание.

Литература

  1. Готт В.С., Семенюк Э.П., Уршул А.Д. Социальная роль информатики – М.: Знание, 1999 – 429 с. – ISBN 5 – 75965 – 308 – 4.

  2. Громов Р.Г. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования – М.: Наука, 2002 – 364 с. – ISBN 5 – 64037 – 836 – 7.

  3. Кастельс М.П. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура – М.: Высшая Школа Экономики, 2005 – 526 с. – ISBN 5 – 28507 – 537 – 3

  4. Информатика: учебник/ под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 768 с. – ISBN 5 – 279 – 02202 – 0. ru./wiki/Ресурс dic.academic/dic.nsf/lower/15130

  5. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: МГУ, 2006 – 530 с. – ISBN 5 – 62056 – 648 – 7.

  6. Могилев А.В. Информатика – М.: Издательский центр «Академия», 2005, 438 с. – ISBN 5 – 64896 – 936 – 6.

  7. Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, 645 с. - ISBN 5 – 75643 – 934 – 5.

12

Просмотров работы: 2116