ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ИКТ–КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ИКТ–КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мишуров И.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях информационного общества становятся востребованными выпускники школ, владеющие компьютерными технологиями, со сформированной ИКТ-компетентностью.

Термин «ИКТ-компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». [1, стр.8].

Существующие междисциплинарные программы формирования ИКТ - компетентности включают в себя следующие разделы: обращение с устройствами ИКТ, фиксация изображений и звуков, создание графических объектов, создание музыкальных и звуковых сообщений, создание письменных сообщений, анализ информации, математическая обработка данных в исследовании, создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений моделирование, проектирование и управление, поиск и организация хранения информации, коммуникация и социальное взаимодействие.

Мы считаем, что элементы ИКТ - компетентности, возможно, сформировать и развить в условиях дополнительного образования, в ходе освоение дополнительных образовательных программ. Нами была разработана дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Компьютерная анимация» для учащихся 8-11 классов, направленная, в том числе, на формирование следующих элементов ИКТ - компетентности: фиксация изображений и звуков; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие.

С целью проектирование содержания программы, выбора наиболее оптимальных форм проведения занятий для выявления наиболее проблемных, слабо сформированных элементов ИКТ - компетентности, был проведен констатирующий эксперимент на определение уровня сформированности элементов ИКТ - компетентности на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Перемиловская средняя школа» Шуйского района. В эксперименте приняли участие ученики 9-11 классов.

Для определения уровня ИКТ – компетентности по выделенным элементам нами были разработаны критерии оценки знаний и умений обучающихся, приведенные в таблицах 1-3, а также дополнительные критерии оценки выполнения практикоориентированных заданий (таблица 4).

Таблица 1. Критерии оценки элемента «Фиксация изображений и звуков»

 

Знает

Умеет

Низкий уровень

Знает менее 5 технических средств ИКТ для фиксации и изображений и звуков.

Не знает программные обеспечения для обработки цифровых изображений.

Не знает программные обеспечения для обработки цифровых звукозаписей.

Не знает, какие отдельные элементы объектов или процессов нужно выделять при фиксации.

Учащийся затрудняется с выбором технических средств ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствие с поставленной целью.

Не умеет проводить обработку цифровых изображений с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Не умеет проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Не учитывает смысл и содержание деятельности при организации фиксации.

Средний уровень

Знает от 5 до 10 технических средств ИКТ для фиксации и изображений и звуков.

Знает 1-4 программных обеспечений и возможности некоторых из них для обработки цифровых изображений.

Знает 1-3 программных обеспечений и возможности некоторых из них для обработки цифровых звукозаписей.

Знает, некоторые отдельные элементы объектов или процессов нужно выделять при фиксации.

Учащийся умеет выбирать технические средства ИКТ либо для фиксации изображений, либо для фиксации звуков в соответствие с поставленной целью.

Умеет проводить обработку цифровых изображений с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Умеет проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Учитывает или смысл или содержание деятельности при организации фиксации.

Высокий уровень

Знает от 7 и более технических средств ИКТ для фиксации и изображений и звуков.

Знает более 5 программных обеспечений и их возможности для обработки цифровых изображений.

Знает более 3 программных обеспечений и их возможности для обработки цифровых звукозаписей.

Знает, какие отдельные элементы объектов или процессов нужно выделять при фиксации.

Учащийся умеет выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствие с поставленной целью.

Умеет проводить обработку цифровых изображений с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов в разных программных обеспечениях.

Умеет проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов в разных программных обеспечениях.

Учитывает смысл и содержание деятельности при организации фиксации.

Таблица 2. Критерии оценки элемента «Создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений»

 

Знает

Умеет

Низкий уровень

Не знает понятия «гипертекст», «гиперссылка».

Не знает понятия «внутренние ссылки» и «внешние ссылки».

Не знает, как отделять полезную информацию от бесполезной информации.

Не умеет организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки.

Не умеет использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки, а также использовать их в своих сообщениях.

Не избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, чаще всего «потребляет» ненужную информацию.

Средний уровень

Знает понятия «гипертекст», «гиперссылка», но не знает, как их применять.

Знает понятия «внутренние ссылки» и «внешние ссылки», но не знает, как их создавать.

Знает, как отделять полезную информацию от бесполезной информации.

Умеет организовывать сообщения в виде линейного, но не включающего в себя ссылки.

Умеет использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки, но не умеет использовать их в своих сообщениях.

Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, но не всегда отказывается от потребления ненужной информации.

Высокий уровень

Знает понятия «гипертекст», «гиперссылка» и как их применять.

Знает понятия «внутренние ссылки» и «внешние ссылки» и как их создавать.

Знает, как отделять полезную информацию от бесполезной информации.

Умеет организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки.

Умеет использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки, а также использовать их в своих сообщениях.

Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Таблица 3. Критерии оценки элемента «Коммуникация и социальное взаимодействие»

 

Знает

Умеет

Низкий уровень

Не знает, как использовать различные аудио-видеофрагменты в своем выступление.

Не знает технологию информационного обмена средством электронной почты.

Не знает законы РФ связанные с информацией.

Не умеет выступать перед аудиторией с аудио-видео поддержкой.

Не использует возможности электронной почты для информационного обмена.

Не соблюдает нормы информационной культуры, этики и права.

Не уважительно относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Средний уровень

Знает, как использовать только аудио фрагменты или только видео фрагменты в своем выступление.

Знает отдельные функции информационного обмена средством электронной почты.

Частично знает законы РФ связанные с информацией.

Умеет выступать перед аудиторией с только с аудио поддержкой или только с видео поддержкой.

Использует возможность электронной почты для передачи текстовой информации, но не использует для передачи файловой.

Частично соблюдает нормы информационной культуры, этики и права.

С уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Высокий уровень

Знает, как использовать различные аудио-видеофрагменты в своем выступление.

Знает технологию информационного обмена средством электронной почты.

Знает законы РФ связанные с информацией.

Умеет выступать перед аудиторией с аудио-видео поддержкой.

Использует возможности электронной почты для информационного обмена.

Соблюдает нормы информационной культуры, этики и права.

С уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Таблица 4. Дополнительные критерии оценки выполнения практических заданий.

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Самостоятельность

Задание выполнил полностью самостоятельно. Помощью учителя не пользовался.

Задание выполнил в целом самостоятельно. Пользовался подсказками учителя или товарищей.

Не смог самостоятельно справиться с заданием. Требуется постоянная помощь учителя

Креативность

Работа значительно отличается от остальных. Нестандартный подход к оформлению.

Есть отличия от других работ. Использованы как стандартные элементы дизайна, так и авторские.

Существенных отличий от остальных работ нет. Использован стандартный дизайн работы.

Владение техническими средствами и ПО

В процессе выполнения работы использованы наиболее грамотно подобранные технические средства и программные обеспечения.

В процессе выполнения работы технические средства или программное обеспечение подобраны не эффективно, но без технических осложнений.

В процессе выполнения работы использованы технические средства и программные обеспечения, плохо совместимые друг с другом.

Для определения начального уровня сформированности указанных элементов ИКТ-компетентности обучающимся было предложено заполнить анкету из 15 вопросов и выполнить 3 практических задания.

В анкете обучающимся предлагалось ответить на вопросы, условно разделенные на три блока: 1-5 вопросы в области знания «Фиксация изображений и звуков», 6-10 – на тему «Создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений», а 11-15 на знание темы «Коммуникация и социальное взаимодействие». Использовались вопросы открытого и закрытого типов, а также их объединение.

В практической части, необходимо было выполнить ряд заданий проверяющих умения учащихся в аналогичных теоретическому блоку областях знаний.

Пример комплекта практических заданий:

Часть 1. Фиксация изображений и звуков

1. С помощью известных вам средств зафиксировать звуковую информацию на тему «Мой друг». При помощи известного вам программного обеспечения отредактировать фрагмент по уровню громкости и темпу звучания.

2.С помощью известных вам средств видеозапись на тему «Мой друг». При помощи известного тебе программного обеспечения произвести обработку данного фрагмента.

Часть 2.Создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений

3. Составить доклад, на тему «Мой друг», используя PowerPoint. Доклад должен включать в себя гиперссылки двух видов: внутренние и внешние, и состоять не менее чем из 7-8 слайдов.

Часть 3.Коммуникация и социальное взаимодействие

4. В составленный доклад добавьте аудио-видео фрагменты. Отредактируйте доклад, соблюдая нормы авторского права. Результат отправить на электронный адрес преподавателя.

В результате эксперимента были получены следующие данные, представленные на рисунках 1-3:

Рис 1. Диаграмма результатов констатирующего эксперимента по сфомированности элемента «Фиксация звуков и изображений»

Рис 1. Диаграмма результатов констатирующего эксперимента по сфомированности элемента «Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений»

Рис 3. Диаграмма результатов констатирующего эксперимента по сфомированности элемента «Коммуникация и социальное взаимодействие»

Анализ сформированности всех трех элементов показал, что высокий уровень знаний показали только 7% обучающихся, а умений – 13%. В тоже время высок процент обучающихся с низким уровнем знаний и умений – 23% и 33% соответственно.

Рис. 4. Диаграммы «Знаниевый компонент» и «Сфомированность умений»

Таким образом, проанализировав данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, мы можем утверждать, что такие элементы ИКТ - компетентности как фиксация изображений и звуков; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие по компонентам учащихся нуждаются в целенаправленном формировании и могут найти свое отражение в содержании программы дополнительного образования.

Список литературы

1.Паршукова, Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография/ НГТУ. — Новосибирск, 2006. — 253с.

2. Викторова Юлия Владимировна. Формирование ИКТ-компетентности учащихся 9-х классов в процессе обучения математике: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Викторова Юлия Владимировна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет.], 2016.- 217 с.

Просмотров работы: 107