ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМАНДОВАНИЯ ЧАСТИ, НАЧАЛЬНИКА СЛУЖБЫ МТО ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ВЫСОКОЙ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИЧНОГО СОСТАВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМАНДОВАНИЯ ЧАСТИ, НАЧАЛЬНИКА СЛУЖБЫ МТО ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ВЫСОКОЙ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИЧНОГО СОСТАВА

Изекеева В.А. 1, Наумлюк А.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

В поддержании на высоком уровне боеготовности и боеспособности российских войск и сил флота особое место занимает морально-психологическое обеспечение. Его важнейшим компонентом является военно-социальная работа. Она призвана обеспечить социально-правовой режим деятельности Вооруженных Сил, предусмотренный Конституцией, законодательством Российской Федерации. Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Складывающаяся ситуация в Министерстве Обороны требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных (или непривычных в настоящее время) форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего. Эти меры должны осуществляться на всех уровнях.

Военно-социальная работа распространяется на все стороны жизни и деятельности военнослужащего как равного члена гражданского общества в целях реализации всех его социально-правовых потребностей, норм, прав и гарантий.

Социальная работа осуществляется как в мирное, так и в военное время, изменяясь и уточняясь с учетом военно-политической, оперативно-стратегической и морально-психологической обстановок.

Большая роль в разрешении социально-бытовых проблем военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала принадлежит командованию части, а также начальнику служб МТО.

Социальная политика в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Теоретико-методологический уровень предполагает глубокое изучение социальной си­туации в стране и перспектив ее развития во всех сферах общественной жизнедеятельности, в том числе и в Вооруженных Силах; прогнозирование возможных их изменений в социальном самочувствии и статусе основных социальных групп населения, среди которых важное место принадлежит военнослужащим и членам их семей; целеполагание в развитии социальной сфе­ры жизни общества и Вооруженных Сил; определение соотношения социальных потребностей военнослужащих (в том числе уволенных в запас) и членов их семей с экономическими возмож­ностями общества на том или ином этапе его развития; формирование имиджа военнослужаще­го как высокопрофессионального специалиста и соответствующего отношения к нему со сторо­ны общества и др.

Концептуально-политический уровень решения социальных проблем предполагает выработку социальной политики в Вооруженных Силах, которая может быть определена как специфическая деятельность государственных органов, в частности, и всего общества в целом по удовлетворению жизненных интересов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, по обеспечению стабильного и прогрессивного развития этой части населения в соответствии с де­мократическими и гуманистическими ценностями общества. Социальная политика в Вооруженных Силах может рассматриваться также и как совокупность приоритетов в развитии их социальной сфе­ры, а также как совокупность правил, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем данных категорий населения на конкретном этапе развития общества.

В настоящее время приоритет в формировании и реализации социальной политики в отно­шении Вооруженных Сил принадлежит государству, не имеющему, однако, для этих целей дос­таточных средств. Это обстоятельство и объясняет неприемлемо низкий уровень развития соци­альной сферы в армии и на флоте.

Общественно-гражданский уровень предполагает участие в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных Сил (и других силовых структур) негосударственных, общественных объединений (партий, социальных движений и групп и т.п.) и коммерческих структур. В связи со своими уставными целями или коммерческими интересами эти представители гражданского общества способны не только влиять на выработку приоритетов развития социальной сферы армии и флота, осуществляемую представителями государства, но и прилагать серьезные усилия по развитию и функционированию социальной инфраструктуры в воинской среде. Логично предположить, что увеличение роли всех субъектов социальной политики в отношении армии будет способствовать более качественному решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей.

Нормативно-юридический уровень решения этих проблем предусматривает обеспечение социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. При этом под социально-правовой защитой понимается система социальных гарантий (а также деятельность по их разработке, законодательному закреплению и реализации), обеспе­чивающих минимально достаточные условия жизни. Эти социальные гарантии составляют часть общего законодательства страны в социальной сфере.

Военно-практический уровень решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей предполагает формирование системы социальной работы в воинской среде. При этом военно-социальная работа выступает и в качестве механизма реализации социальной политики в Вооруженных Силах, и в качестве механизма реализации социально-правовой защиты данной категории населения. Без такого механизма социальные приоритеты остаются лишь пожелания­ми и заявлениями, а указы и законы - всего лишь нормами, изложенными на бумаге.В этом и заключается одна из причин низкой эффективности деятельности государственных структур по реализации социального законодательства в воинской среде.

Вместе с тем, военно-социальная работа не только реализует систему социальных гарантий, обеспечивающих минимально доста­точные условия жизни. Только такое понимание деформирует ее сущность, приводит к ограниче­нию ее потенциала и обусловливает приоритет лиц, находящихся в состоянии социального кри­зиса, в качестве клиентов военно-социальной работы; в то же время, подобный подход выводит из числа ее клиентов всех остальных.

Военно-социальная работа призвана удовлетворять социальные потребности представите­лей таких специфических групп населения, к которым относятся военнослужащие (и, естественно, представители других силовых структур), лица, уволенные с военной службы, и члены их семей. Их социальные потребности различны. Удовлетворение тех из них, которые обеспечивают минималь­но достаточные условия жизни, относится к социальной защите.

Периодическое удовлетворение социальных потребностей лиц, находящихся в состоянии социального кризиса, относится к их со­циальной поддержке. Реализация установленных государством гарантий удовлетворения социаль­ных потребностей широкого круга лиц, имеющих на это право, относится ксоциальному обеспече­нию. Удовлетворение социальных потребностей лиц путем предоставления им социальных услуг широкого спектра может быть охарактеризовано как социальное обслуживание.

Следовательно, военно-социальная работа является наиболее широким понятием, обо­значающим комплекс различных видов и сфер деятельности разнообразных субъектов по удов­летворению социальных потребностей ее клиентов, осуществляемых на концептуально-полити­ческом, нормативно-юридическом и практическом уровнях.

На всех этих уровнях она предусмат­ривает: теоретическую разработку и научное обоснование проблем, т.е. формирование теории военно-социальной работы; обеспечение функционирования образовательных учреждений во­енно-социальной работы (подготовка военных социальных работников как специалистов конк­ретной профессиональной деятельности), т.е. разработку военно-социальной работы как науч­но-образовательного комплекса, реализацию целей и задач практической социальной работы с военнослужащими и членами их семей, т.е. военно-социальной работы как практики.

Военно-социальная работа как практика - динамично развивающийся комплекс (в пер­спективе - система) видов профессиональной деятельности, сущность которых заключается в удовлетворении разнообразных потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, возникающих в процессе их взаимодействия с социальной военной средой, конкретным воинским социумом.

Категории и группы военнослужащих (граждан) при планировании военно-социальной работы.

По своему характеру военно-социальная работа явля­ется активно-преобразовательной деятельностью.

Социальная военная среда - это окружающие военнослужащего условия его жизнедея­тельности. Социальная военная макросреда включает все окружающие его общественные, ма­териальные и духовные условия существования, формирования и деятельности. Социальная военная микросреда представляет собой непосредственное социальное окружение конкретного военнослужащего (семья, соседи по месту проживания, воинский коллектив, референтная и дру­гие микрогруппы и т.д.), оказывающее решающее влияние на его деятельность, поведение и общение, на развитие в целом.

Воинский социум - социальное пространство жизнедеятельности военнослужащих, чле­нов их семей, гражданского населения военных гарнизонов, городков и воинских частей; их устойчивая социальная общность, объединенная местом и условиями жизнедеятельности, обуслов­ленных спецификой воинского труда и быта.

Клиентами военно-социальной работы являются, как правило, представители трех спе­цифических групп населения.

Первая - военнослужащие (офицеры, прапорщики и мичманы, сер­жанты и старшины, солдаты и матросы). Та часть военно-социальной работы, которая ориенти­рована на эту группу клиентов, называется социальной работой с военнослужащими. Основны­ми ее характеристиками являются следующие положения. Она проводится по месту работы во­еннослужащих (и проживания военнослужащих срочной службы), т.е. в казарме, в штабе, на по­лигоне, на командном пункте и т.д. Для социальной работы с военнослужащими готовятся спе­циалисты — психологи, социологи, организаторы культурно-досуговой деятельности и др. Соци­альная работа (отдельные ее виды и направления) является частью их функциональных обязан­ностей. Материальная база этого вида социальной работы определяется базой той военной ор­ганизации, в рамках которых она реализуется.

Вторую часть клиентов военно-социальной работы составляют семьи военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; совокупность видов деятельности, направленных на удов­летворение их социальных потребностей, называется социальной работой с членами семей военнослужащих.

Эта часть клиентов является приоритетной для военно-социальной работы в связи с тем, что именно семья является одной из ячеек гражданского общества; в ней формируются поколе­ния жителей государства; в ней с первых дней жизни ребенка закладывается отношение к окру­жающему миру, другим людям, самому себе. Именно там формируется соответствующая куль­турная среда. Приоритетность этой части клиентов военно-социальной работы определяется и значимостью семьи для офицера и прапорщика, той ролью, которую она играет для них в усло­виях военной службы. Значимость семьи для военнослужащего возрастает в условиях становле­ния профессиональной армии.

Основными характеристиками работы с членами семей военнослужащих являются сле­дующие. Она проводится по месту жительства военнослужащих: в военных городках гарнизонов, воинских частей, полигонов, баз (к сожалению, она практически не ведется в местах компактного проживания семей военнослужащих в крупных населенных пунктах). Ее организация фактически не определена какими-либо руководящими документами и не входит в функциональные обязан­ности тех или иных должностных лиц (за исключением инструктора по работе с семьями военно­служащих). Наиболее распространенной организацией, призванной вести социальную работу с семьями военнослужащих, является так называемый "женсовет". Материальная база и профес­сионально-кадровое обеспечение этой части работы практически отсутствует. Также не развита социальная работа с членами семей граждан, уволенных с военной службы, хотя они относятся к этой части клиентов.

Третью часть клиентов военно-социальной работы составляют бывшие военнослужащие; совокупность видов деятельности, направленной на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с лицами, уволенными с военной службы. Эта работа проводится по месту жительства бывших военнослужащих (военные городки, места их компактного прожива­ния в населенных пунктах); она возлагается на гражданские структуры (со значительными ограни­чениями) и не входит в круг обязанностей военных должностных лиц. Она практически не распола­гает собственной кадровой и материальной базой. Нормативная ее регуляция отсутствует полно­стью. Эта часть клиентов военно-социальной работы может рассчитывать в основном только на гражданские социальные службы, которые при этом не считают их своими клиентами.

Исследования показали, что в настоящее время зародилась и усиливается тенденция рас­ширения числа и состава клиентов военно-социальной работы. К ним все чаще причисляются сотрудники органов Внутренних дел, военнослужащие пограничных и внутренних войск, других войск и специальных служб Российской Федерации (а, следовательно, и члены их семей; граж­дане, уволенные в запас и отставку из этих ведомств). Кроме того, клиентом военно-социальной работы может являться и гражданский персонал воинских частей и соединений, штабов и управ­лений, полигонов и баз. Однако такими клиентами могут быть не только отдельные люди, но и различные социальные группы; например, объединения семей; ассоциации; фонды и пр. При этом следует иметь в виду специфику их групповых социальных потребностей.

Данная тенденция соответственно предполагает расширение понятия воинский социум за счет включения в него частей и соединений внутренних и пограничных войск (отрядов, коменда­тур и застав и т.п.), мест дислокации формирований других специальных служб, а также места их компактного проживания вместе с семьями после увольнения в запас или отставку, в населен­ных пунктах. Эта особенность, безусловно, существенно определяет специфику направлений, сфер, содержания и возможностей военно-социальной работы.

В связи с этим под термином "военно-социальная работа" понимается социальная работа с военнослужащими (представителями различных силовых структур и специальных служб), ли­цами, уволенными в запас или отставку, членами их семей.

Несмотря на различия точек зрения в научной литературе по различным вопросам соци­альной работы, под объектом военно-социальной работы, как правило, понимается конкретный человек, включенный в социальную военную среду. Ее предмет в этом случае - практическая деятельность соответствующих институтов и организаций, а также отдельных лиц по обеспече­нию взаимосвязи человека и среды его обитания.

Целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и со­циальной военной среды, конкретного воинского социума. Именно взаимосвязь человека и соци­альной военной среды обусловливает три основных задачи военно-социальной работы, а, следо­вательно, и потребности в соответствующих специалистах.

Первая задача - организация и осуществление воздействий на человека в целях его со­циализации в военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум. Эта задача предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специали­зирующихся на включении человека в воинский социум.

Вторая задача - совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкрет­ного воинского социума) в интересах человека. Данная задача обусловливает подготовку разно­профильных военно-социальных работников, специализирующихся на преобразовании социаль­ных отношений в воинском социуме.

Третья задача военно-социальной работы - оптимизация взаимодействия человека и со­циальной военной среды, того или иного воинского социума; она предполагает подготовку разно­профильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на гармонизации взаи­модействия клиентов и социальной военной среды.

Характеризуя цель и задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых, цель в некоторой степени совпадает с формулировкой третьей задачи (однако не ото­ждествляется в силу различия сущности оптимизации и гармонизации). Такое совпадение обу­словлено как триединством ее объекта, в качестве которого выступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так и особой ролью их взаимодействия, т.е. сущно­стью самой военно-социальной работы.

Во-вторых, цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическую направ­ленность, что характерно именно для российского опыта развития социальной работы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работы обусловливает необходимость формирования двух типов специалистов: социальных педагогов и социальных работников, меж­ду которыми имеются как общие черты, так и значительные различия.

В-третьих, задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность только прак­тики социальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, люди в состоя­нии кризиса и пр.) и реализации отдельных видов социальной помощи (образовательной, медицин­ской, бытовой, психологической и д.). Это - ведомственный подход, ведущий к распылению сил и средств, дублированию усилий специалистов различного профиля и приводящий к тому, что обыч­ный человек, находящийся в нормальном состоянии, выводится за рамки клиентов социальной ра­боты, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит в категорию проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителей социальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделям комплексного, профилактическою и превентивного характера.

Наконец, в-четвертых, мультипликаторный характер клиентов военно-социальной работы (военнослу­жащие; лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в свою очередь способствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы: она призвана обеспечить гармо­ничное взаимодействие человека не только с военной, но и с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, своевременного включения бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.

Показателями эффективности деятельности той или иной службы военно-социальной ра­боты должны быть не столько характеристики объема и номенклатуры социальных услуг, пред­ставленных клиентам в том или ином воинском социуме, сколько характеристики степени соци­альной напряженности в нем. Профилактическая деятельность, предупреждающая появление социальных проблем, способствующая их позитивному разрешению, и является сущностью со­циально-педагогической деятельности в военной среде.

Принцип социокультурной направленности военно-социальной работы предполагает:

а) использование понятия "культура социальной военной среды" в качестве цели и критерия оценки уровня развития среды обитания военнослужащих, лиц, уволенных с военной служ­бы, и членов их семей в конкретных воинских частях, городках, гарнизонах, местах их компактно­го проживания; его использование как качественной характеристики способа разрешения задач военно-социальной работы, удовлетворения потребностей ее объектов; применение его в качестве индикатора развития социальной военной среды;

б) ориентацию военно-социальной работы (совместно со специализированными образовательно-воспитательными учреждениями) на формирование многосторонней модели социокультурного поведения военнослужащих и членов их семей как в собственно военном, так и в общегражданском социуме. Многосторонняя модель социокультурного поведения предполагает формирование культуры воинского труда, культуры социального общения и взаимодействия, куль­туры семейной жизни, быта и поведения, культуры общего и воинского этикета, культуры речи и внешности военного человека, культуры его чувств и др.

С другой стороны, и социальное воспитание военнослужащих и членов их семей, и соци­альная работа с ними ориентированы на формирование многосторонней модели культуры в раз­личных сферах общественного сознания (правовой, эстетической, экологической, экономиче­ской, политической, военной, педагогической, нравственной, художественной, физической и т.д.);

в) использование в качестве одного из основных средств военно-социальной работы возможностей культурно-просветительной деятельности, институтов культуры в воинском социуме, культурного самовоспитания и саморазвития, культурологического потенциала педагогически целесообразной социальной военной среды.

Гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы с социальной воен­ной средой, с конкретным воинским социумом предполагает определенный, достаточно высокий уровень культуры и клиента, и окружающей его среды, и организации самой этой работы. Следо­вательно, организаторами военно-социальной работы должны быть профессионально подготов­ленные специалисты, соответствующие в полной мере требованиям профессионально-этиче­ского стандарта.

Важным направлением деятельности в данной сфере является создание специализиро­ванных служб социальной работы в воинской среде; объединение их в единую инфраструктуру социальной службы медико-психолого-педагогического характера; организация в конкретном во­инском социуме субординационно-координационных связей государственных, ведомственных и общественных служб социальной работы; привлечение к ней потенциала общественных органи­заций, фондов, комитетов, ориентированных на военно-социальную работу.

Одной из функций военно-социальной работы является функция социального про­свещения. Она формирует соответствующую ей сферу социального просвещения. Ее содержа­ние раскрывается посредством таких направлений деятельности, как: формирование общест­венных организаций в области социальной работы (ассоциаций, союзов, комитетов, фондов); проведение симпозиумов, семинаров, конференций военно-социальных работников; организа­ция изучения, обобщения и распространения передового опыта военно-социальной работы; из­дание и распространение научной, учебной и методической литературы по социальной работе в воинской среде; выпуск и распространение специализированных журналов и бюллетеней; пре­зентация программ и проектов военно-социальной работы; связь с общественными организа­циями, средствами массовой информации и т.п.

Каждая из функций военно-социальной работы ориентирована не только на достиже­ние оперативного результата в той или иной сфере в соответствии с принципами военно-соци­альной работы, но и на достижение результата социально-педагогического, что безусловно свя­зано как с сущностью данной работы, так и с отечественными научными традициями и общественной практикой.

Развитие и совершенствование практики военно-социальной работы предполагает и раз­витие той отрасли научного знания, которая призвана исследовать тенденции, закономерности и противоречия, принципы и методы этой практики и предложить ей научно обоснованные реко­мендации.

Для ее разработки важным является определение собственного объектно-предметного по­ля, целей и задач, функций и взаимосвязей с общей теорией социальной работы и другими от­раслями научного знания о человеке и обществе. Не претендуя на полноту обоснования этих положений, обозначим возможные подходы к формированию теории военно-социальной работы и содержание некоторых ее структурных элементов.

Теория военно-социальной работы.

Объектом является предмет этой практики - деятельность соответствующих институтов и организаций, а также отдельных лиц по обеспечению гармонической взаимосвязи человека и среды его обита­ния. Соответственно, предметом теории военно-социальной работы выступает та часть научно­го знания об этой практике, которая связана с исследованием закономерностей, тенденций, про­тиворечий, функций, принципов, форм и методов деятельности соответствующих институтов по гармонизации взаимодействия человека и социальной военной среды. Ее целью является повы­шение научной обоснованности, качества и эффективности военно-социальной работы как вида практической деятельности. По своему характеру она является научно-познавательной деятель­ностью.

Среди задач теории военно-социальной работы можно выделить три группы. Первая из них связана с исследованием военно-социальной работы как практической деятельности: рас­крытие противоречий, закономерностей и выявление тенденций развития практики в разных ви­дах, сферах военно-социальной работы и на разных уровнях ее организации; разработка прин­ципов, способов, методов и форм деятельности военно-социальных работников и военно-соци­альных педагогов; изучение истории социальной и военно-социальной работы и ее социально-педагогического компонента; разработка профессионально-этических стандартов для военно-социальных работников и военно-социальных педагогов и системы их подготовки в Вооружен­ных Силах и других силовых структурах; анализ и оценка опыта военно-социальной деятельно­сти кадров, организаций и институтов в армиях зарубежных государств.

Вторая группа задач теории военно-социальной работы связана с развитием ее как отно­сительно самостоятельной научной дисциплины: обоснование собственных методологических основ, формулирование и разрешение проблем своей методологии; формирование логико-гно­сеологического, науковедческого знания теории военно-социальной работы (определение пред­мета, объекта, целей, задач, функций и т.п.); комплектование процессуально-функциональной, научно-содержательной и научно-дисциплинарной структур теории военно-социальной работы; поиск и обоснование) методов познавательной и преобразовательной деятельности и пр.

Третья группа задач теории военно-социальной работы связана с обоснованием собст­венного образовательного комплекса для подготовки военно-социальных работников и военно-социальных педагогов различного профиля.

Теория военно-социальной работы занимает место одной из составных частей (субтеорий, или теорий второго порядка) общей теории социальной работы в ряду таких ее субтеорий, как: теория социальной работы в семье; теория социальной работы в образовании; теория соци­альной работы в здравоохранении; теория социальной работы в службах труда и занятости; теория социальной работы в экстремальных ситуациях и с группами риска; теория социальной работы в органах правопорядка; теория социальной работы на предприятиях; теория организа­ции социальной работы и др. В основе выделения этих субтеорий лежат соответствующие на­правления деятельности социальных работников в подструктурах общей структуры жизнеобес­печения населения.Необходимо и меть в виду, что существуют и теории третьего порядка, исследующие бо­лее частные проблемы военно-социальной работы в рамках теорий более высокого научного статуса.

Теория социальной работы в армии (военно-социальной работы) как отрасль научного зна­ния располагает соответствующими функциями, среди которых в первую очередь выделяются: аналитическая; описательная; объяснительная; интегративная; рекомендательная и другие функ­ции. Их раскрытие представляет задачу самостоятельного исследования.

Теория военно-социальной работы имеет прямые и опосредованные связи с другими от­раслями научного знания. Существуя на стыке наук о человеке и обществе, с одной стороны, и военной науки, с другой, теория военно-социальной работы тесно связана с социальной филосо­фией и социологией, политологией и социальной психологией, социальной педагогикой и соци­альным правом, социальным управлением и социальной статистикой. Однако, наличие этих ши­роких связей с другими отраслями научного знания чревато и опасностью размывания объекта, предмета и научно-содержательной структуры за счет включения знания других наук.

Так, напри­мер, включение в научно-содержательную структуру военно-социальной работы социологиче­ского знания без его соответствующей научной инструментовки превращает данную теорию в социологию военно-социальной работы, которая затем выдается за теорию социальной работы в военной среде. Аналогичная ситуация складывается с социальной психологией, знания кото­рой, будучи непосредственно включенными в научно-содержательную структуру теории военно-социальной работы, превращают ее в психологию социальной работы в воинском социуме, кото­рой подменяется сама теория военно-социальной работы.

Данная теория располагает и определенной совокупностью терминов и категорий. Несмотря на то, что их разработка и уточнение все еще продолжается (в том числе с учетом зарубежного опыта социальной работы), а обоснование категорий предполагает организацию серьезных тео­ретических исследований, практика обозначила ряд из них, которые уже вошли в лексикон воен­но-социальной работы, обеспечивая единообразие в смысловом понимании явлений и процес­сов социальной деятельности, согласованность в организации социальной работы на местах; в подготовке кадров социальных педагогов и социальных работников различного профиля и спе­циальностей, в т.ч. и для воинского социума; в организации научных исследований в сфере во­енно-социальной работы и военно-социальной педагогики; во взаимодействии со специалиста­ми зарубежных государств.

Выделение ключевых слов лексикона военно-социальной работы нами осуществлялось в соответствии со структурно-функциональным подходом, позволяющим определить структуру, ос­новные функции и сферы социальной работы. Обобщение и систематизация таких инвариант­ных понятий - ключевых слов позволили классифицировать их в определенные кластеры.

Обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц по поддержанию морально-психологическому состоянию подчиненного личного состава.

Ст. 75 УВС ВС РФ Командир является единоначальником, в мирное и военное время отвечает: за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части (подразделения); за успешное выполнение боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы; за внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества; за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Командир обязан последовательно проводить в жизнь политику государства в области обороны и безопасности, постоянно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделением), строго соблюдать порядок прохождения военной службы подчиненными военнослужащими, руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой.

Ст. 76 УВС ВС РФ Командир (начальник) обязан поддерживать боевую и мобилизационную готовность вверенной воинской части (подразделения):

разрабатывать планы мероприятий по поддержанию и совершенствованию боевой и мобилизационной готовности и добиваться их выполнения, своевременно вносить в планы необходимые изменения и уточнения;добиваться полной обеспеченности вооружением, военной техникой и другим военным имуществом, организовывать их правильную эксплуатацию;

повышать полевую выучку, проводить занятия и тренировки в действиях по приведению подразделений в различные степени боевой готовности, добиваться знания и исполнения личным составом своих обязанностей;

знать действительное состояние воинской части (подразделения), постоянно иметь точные сведения о ее штатном, списочном и наличном составе, а также о наличии и состоянии вооружения, военной техники и другого военного имущества;

принимать меры по обеспечению сохранения государственной тайны.

Ст.78 УВС ВС РФ Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных военнослужащих:

формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Российской Федерации, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам; развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости Военной присяги (обязательства), отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, ревностного отношения к службе, а также воинские ритуалы (приложения N 1, 2, 3, 3.1, 5 и 6);

повышать культуру межнационального общения; заботиться о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы между военнослужащими различных национальностей; учитывать их национальные чувства, вероисповедание, традиции и обычаи;

проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать в отношении их бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;

принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками;

создавать условия для культурного, физического и творческого развития, отдыха и укрепления здоровья военнослужащих.

Ст. 79 УВС ВС РФ Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, руководствуясь федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, незамедлительно докладывать обо всех преступлениях и происшествиях в подчиненной воинской части (подразделении) непосредственному начальнику, а командир воинской части, кроме того, незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органы военной полиции.

При осуществлении полномочий органа дознания командир воинской части руководствуется уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заключение.

Таким образом, деятельность командования части, начальника службы МТО по поддержанию высокой воинской дисциплины представляет собой практику, отражающую преобразовательную деятельность людей и институтов; теорию, отражающую научно-познава­тельную их деятельность в социальной практике; научно-образовательный комплекс, отражаю­щий научно-образовательную их деятельность по подготовке кадров как для практической и тео­ретической, так и для собственно образовательной деятельности (речь идет о трех гранях воен­но-социальной работы).

Каждая грань данной работы располагает полным набором структурных эле­ментов (объектом и предметом; целью и задачами; формами и методами; функциями и сфера­ми), которые, несмотря на свою тесную взаимосвязь, все же имеют свои различия. В некоторых случаях эти элементы развиты пока недостаточно, существуют в прогностическом, модельном варианте. Однако именно этот факт и обусловливает перспективы дальнейшего поддержания высокой воинской дисциплины.

Список использованной литературы.

1. Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. М.: Наука, 2004.

2. Отчет по результатам социологического исследования по теме: "Проблема социальной адаптации граждан, уволенных с действительной военной службы в запас и отставку, и пути ее решения". М.: Научный центр профессиональной переподготовки военнослужащих, 2006.

3. Анисимов В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности жизнедеятельности военных кадров. Дис. ... канд. филос. наук. – М.: ВПА, 2001.

4. Безнасюк А., Абабков А. Защита прав военнослужащих // Российская юстиция. – 2007. – № 8.

5. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. – М., 2004.

Просмотров работы: 124