НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Двадцатый век – период больших потрясений и перемен, затронувших как Европу, так и СССР. Однако, несмотря на борьбу Советского Союза с капиталистической Европой, у Запада были переняты некоторые научные изобретения, идеи, без которых сейчас мы не можем полноценно представить свою жизнь. Одно из таких достижений - это, конечно же, строительство Московского метро.

История создания метро в Москве насчитывает немногим более 140 лет - идея организации подземного сообщения между Курским вокзалом и Марьиной рощей возникла ещё в 1875 году. [1]

Проект метро начали обсуждать в России примерно лет за сорок до начала прокладки первой линии. Москва начала XX века с населением в 1 200 000 и быстро растущей фабрично-заводской промышленностью остро нуждалась по выражению директора Департамента железнодорожных дел в “коренном преобразовании существующих способов продвижения”. Многотысячная армия извозчиков, конка и даже пущенный в 1903 году трамвай не решили транспортной проблемы. Линии долгое время проходили далеко от вокзалов, трамвайные вагоны двигались медленно. На узких улицах центра их скорость не превышала скорости конки, а огромное грузовое движение — скопление ломовых подвод зачастую задерживало не только экипажи и пешеходов, но останавливало и трамваи. В то время в Лондоне уже были подземные поезда, но они работали на паровозах, что было очень неудобно, так как от таких поездов было много грязи и копоти, да и еще много других проблем. Российских инженеров такое метро особенно не прельщало. Но как только появилась электрическая тяга, мысль о создании российского метрополитена взбудоражила умы передовых людей. [2]

Проект московских городских электрических железных дорог 1901 года — метрополитен, протяженностью Сокольники-Павелецкий вокзал, стал плодом совместного творчества П. И. Балинского, инженера Е. К. Кнорре и художника Н. Н. Каразина. Это были известные в свое время люди, оставившие определенный след в развитии экономики и культуры России. Эти три человека, не считаясь со временем, до тонкостей продумали план первого московского метрополитена. Замысел инженеров вызвал большую шумиху на страницах “Биржевых” и “Русских” ведомостей и огромный переполох в кругах московских предпринимателей. План П. И. Балинского состоял из двух частей: “сооружения в Москве электрической железной дороги большой скорости внеуличного типа (метрополитена)” и “расширения сети московских конножелезнодорожных линий и переустройства их для электрической тяги”. Сначала предполагалось осуществить первую часть этого проекта. Наиболее интенсивное движение в Москве проходило от центра к Преображенской и Тверской заставам, Садовым бульварам и в Замоскворечье. Предполагалось соорудить диаметральную линию от строившейся в то время окружной железной дороги возле Петровско-Разумовского через центр к Красной площади и храму Василия Блаженного. Около него построить Центральный вокзал. Далее по эстакадам через Москву-реку к Большой Ордынке и Серпуховской заставе до соединения ее с окружной железной дорогой близ Павелецкого вокзала. Следующим этапом было сооружение двух кольцевых линий, проходящих по Садовым улицам и Замоскворечью, а также радиальной от Черкизова по реке Яузе до центра города. Линии метрополитена предполагалось сделать смешанными. Часть подземная — на Красной, Трубной, Воскресенской площадях и ряде других мест. Большая же часть — наземная, на эстакадах. Общая протяженность пути составляла — 54 километра, стоимость сооружения — 155 миллионов рублей. Пройдя множество инстанций, проект, наконец, вынесли на обсуждение. Оно состоялось 18 сентября 1902 года в Большом зале Московской Городской думы. Присутствовали — гласные думы, городские инженеры, представители редакций газет. Наплыв публики был велик, пускали только по специальным пригласительным билетам, но не каждый мог достать его. Участь проекта предрешило то, что его авторы “посягали на имущественные интересы” московских финансистов. Но самое главное — они не предусмотрели участия городских властей в прибылях метрополитена. Городские власти получали свою долю лишь с того момента, когда количество пассажиров в год достигнет 100 миллионов человек. Кроме того проект предусматривал безвозмездное отчуждение городских земель вокруг наземных линий и снос некоторых домов. Иначе сооружение эстакад на узких и кривых улицах Москвы стало бы задачей невыполнимой. И последнее. Местные предприниматели — пайщики трамвайной компании опасались конкуренции со стороны владельцев нового, быстрого и удобного вида транспорта. Проект вызвал также усиленные нападки со стороны духовенства. Результатом поднятой шумихи было решение городской думы: “Господину Балинскому в его домогательствах отказать”. [2]

В 1912 году Городская дума вновь вернулась к вопросу о строительстве метрополитена. Соавтор непринятого проекта метро инженер Кнорре на сей раз предложил провести в Москве три подземные железнодорожные линии. Первая — от Смоленского рынка до Покровской площади, вторая — от Смоленского рынка до Каланчевской (Комсомольской) площади, и третья — от Виндавского (Рижского) вокзала до Серпуховской (Добрынинской) площади. На Лубянской площади должна была быть построена главная пассажирская станция. Этот проект приняли. Весной 1914 года началось строительство метро в Москве. Но начавшаяся Первая мировая война, а затем и революция надолго отложили строительство. [2]

История создания метро в Москве получила продолжение лишь после Октябрьской революции. [1] В 20-е годы, несмотря на возросшее количество трамваев, увеличение автобусного парка, появление троллейбусов, наземный транспорт все равно не был в состоянии полностью решить проблему перевозок. Москва стала столицей, и ее население еще более увеличилось. Проблема строительства метро вновь стала актуальна. [2] В 1925 году проект был готов. Он включал в себя 80 км подземных тоннелей и 86 станций, однако реализация его требовала несоизмеримо большей суммы денег, чем предполагал заказчик, поэтому данный проект отклонили. [1]

В июле 1931 года, Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел критическую ситуацию с пассажирскими перевозками и принял решение: «Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метро в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок». [2]

После этого действительно исторического решения события начали развиваться стремительно. 23 сентября 1931 года был организован Метрострой, а в ноябре на Русаковской улице был заложен опытный участок с целью изучения условий для подземных работ в Москве. В январе 1932 года, правительством одобрена схема первоочередных линий. 21 марта 1933 года Совнарком СССР утвердил схему из 10 линий, протяженностью 80 км. Метро строилось с энтузиазмом, ударными, скоростными темпами. Прошел год и 15 октября 1934 года, от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники», началась обкатка одного пути — был пущен первый пробный поезд, состоящий из двух вагонов: N1 — моторного, красного цвета и N1001 — прицепного, песочного цвета. Внутри вагоны были отделаны похожим на обои желтым фактурным картоном. [2]

Москва пополнила список ударных строек советской власти. Впоследствии вокруг строительства метрополитена сложилось множество мифов и легенд, было написано немало книг советских и зарубежных авторов, содержащих как правдивую, так и вымышленную информацию, снято достаточное количество художественных и документальных фильмов. Это и понятно – самое горячее время пришлось на период, когда страной правил Иосиф Сталин. Страшные истории метро Москвы по большей части связаны с прокладкой тоннелей и началом строительства. Одной из страшилок московского метро до сих пор остаётся легенда о поезде-призраке. Говорят, что иногда из тоннеля выезжает состав, в окнах которого видны силуэты людей, одетых в серую арестантскую робу – это призраки заключённых, погибших во время прокладки тоннеля. Обычно поезд проходит без остановки, но иногда он тормозит, и двери открываются. Горе тому, кто войдёт в один из вагонов, не рассмотрев пассажиров. [1]

Всего через три с половиной года после решения Пленума ЦК ВКП (б) — 4 февраля 1935 года, по всей трассе прошел первый испытательный поезд и через два дня первыми пассажирами восьми поездов Московского метро стали 25 000 делегатов проходившего в Москве VII Всесоюзного съезда Советов. В тo время, перед началом движения состава, вместо привычного объявления «Осторожно, двери закрываются», на всю станцию звучало громогласное предупреждение помощника машиниста: «Го-о-т-о-о-о-в!». В первый рейс первые пассажиры Московского метро отправились со скоростью 5 км в час, а первым машинистом был человек с сакраментальным русским именем — Иван Иванович Иванов. [2]

19 февраля началось регулярное учебное движение по трассе. В период обкатки тысячи москвичей-передовиков производства получили возможность проехать по первой линии лучшего в мире метрополитена. 15 мая 1935 года, в 7 часов утра открыли двери для пассажиров все 13 станций первой линии метро. Пусковой комплекс включал в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Данное ответвление, ставшее Арбатской линией, в 1937 году дошло до станции «Киевская», пересекая при этом Москву-реку по мосту. 1937 г. 20 марта была открыта первая станция второй очереди — «Киевская». 1938 г. 13 марта открылся Покровский радиус со станциями «Площадь Революции» и «Курская». Таким образом, на схеме появилась вторая самостоятельная линия - Арбатско-Покровская. 11 сентября 1938 г. заработал Горьковский радиус — важнейший во второй очереди: 6 станций, 9,6 км тоннелей, депо Сокол. В 1938 г. Московский метрополитен перевозил 719 тыс. чел. в день. [2]

Красота станций Московского метрополитена – заслуга выдающихся советских архитекторов и художников. Это, безусловно, архитекторы Алексей Щусев, Николай Колли, Иван Фомин, Алексей Душкин, супруги Иван Таранов и Надежда Быкова, художники Павел Корин, Владимир Фролов и Александр Дейнека, скульптор Матвей Манизер и другие. Их талантам и трудолюбию обязаны своим оформлением следующие станции: «Комсомольская», «Маяковская», «Новослободская», «Таганская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Площадь Революции» и другие. История названий станций метро Москвы имеет непосредственное отношение к главным событиям нашей страны и к названиям улиц и площадей, на которых расположены входы. Стилистика оформления вестибюлей и станционных залов отвечает самым высоким канонами искусства. Здесь и сталинский ампир, и ар-деко, и модерн, и барокко, и классицизм. Всё сделано с размахом, богато и очень дорого. Что касается материалов, применённых для украшения, то это различные виды мрамора, гранита, полудрагоценные уральские самоцветы, сталь, бронза, латунь и смальтовое стекло. Каждая станция достойна отдельной экскурсии, ибо в интерьерах использованы сюжеты из истории нашего отечества. Помимо изысканного декора, все объекты снабжены совершенными системами вентиляции, водоотвода и электроснабжения. [1]

Московский метрополитен является одним из самых удобных, надёжных и красивейших в мире. История Московского метрополитена неразрывно связана с историей нашей страны. Сейчас его 44 станции имеют статус шедевров архитектуры и являются объектами культурного наследия регионального значения. [1]

Список литературы

  1. Начало советской истории Московского метрополитена – История метро (Москва): интересные факты и фото [Электронный ресурс] //FB.ru. Статья. – URL: http://fb.ru/article/305821/istoriya-metro-moskva-interesnyie-faktyi-i-foto (дата обращения 18.01.2018).

  2. История московского метро – Мастерок.жж.рж [Электронный ресурс] // LIVEJOURNAL. Статья. – URL: http://masterok.livejournal.com/1201933.html (дата обращения 18.01.2018).

Просмотров работы: 98