МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Воробьева Д.С. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям во всем мире логистика стала неотъемлемой частью предпринимательской стратегии. На разных предприятиях логистика используется по-разному, и зависит это от инновационных возможностей и приоритетов. Наряду с процессами перевозки, грузоперевалки и складирования в цепочку создания стоимости входят и другие виды деятельности, которые нельзя недооценивать, особенно если предприятие ориентируется на международный рынок.

Не секрет, что глобализация экономики невозможна без хорошо функционирующей логистики. У клиента нет цели работать с несколькими транспортными и логистическими предприятиями, и поэтому он ищет компетенцию в различных видах деятельности по принципу «одного окна», на одном предприятии. В автомобильной промышленности это реализуется следующим образом: производитель концентрируется на разработке конструкции, сборке и продаже. Доля участия в производстве конечного продукта в этой отрасли упала до 20%. Детали и комплектующие закупаются во всем мире, логистическое предприятие снабжает ими разные производства и распределяет товар в торговой сети (управление цепочкой поставок).

Логистика представляет собой важнейшей элемент любого бизнеса. Без эффективной логистики невозможна работа производственных предприятий, торговых компаний и даже мелких торговых точек вроде ларьков и киосков.

Первостепенно хотелось бы отметить что же такое логистика

это процесс создания оптимальной инфраструктуры движения товаров и услуг от поставщиков к потребителям. Иными словами, логистика занимается тем, чтобы найти и организовать самый удобный, выгодный, наименее затратный путь, по которому нужный товар или услуга поступят к своему конечному потребителю.

Общий грузооборот за период январь-август 2017г. по железнодорожному транспорту-1643,2 млд. тонно-км, по автомобильному 153,6 млд. тонно-км, по авиационному транспорту-4,9 млд. тонно-км, и по морскому и внутреннему водному грузооборот составил 74,7 млд. тонно-км.

Опыт промышленно развитых зарубежных стран показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современной фирме, и этим объясняется тот факт, что все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний. Как известно, под логистикой понимают эффективное управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с оптимальными затратами всех ресурсов для полного удовлетворения требований потребителей. Для этого логистика охватывает и объединяет в единый процесс такие разнообразные виды деятельности, как производство, информационный обмен, транспортировку, управление закупками и запасами, складирование, грузопереработку, упаковку и другие.. В настоящее время в западных фирмах традиционные сферы приложения логистики слились воедино, образовав стратегическую инновационную систему.

Эксперты оценивают долю логистики в глобальном рынке в $4 трлн., что составляет 10% мирового ВВП

Кроме того, ожидается, что Китай все больше будет влиять на глобальную логистику в ближайшие годы

Каждые пару лет WORLD BANK выпускает очень интересный отчёт «Логистический рейтинг» о странах-лидерах в логистике

В Отчёте приводится рейтинг 160 стран по расчётному показателю «Logistics Index Performance (LPI)», который основывается на шести критериях. В этом году лидером рейтинга стала Германия. Десятку лучших экономик по критерию «Логистика» замыкает США, но что стоит отметить, что из 10 лучших – 7 представители Старого Света.

Критерии отбора

Какие же шесть критериев включены а расчёт индекса LPI:

• Эффективность и скорость работы таможни. «Customs»

• Качество и наличие инфраструктуры. «Infrastructure»

• Работа с крупными международными игроками на рынке. «International shipments»

• Уровень компетенций и качество логистических сервисов/провайдеров. «Logistics quality and competence»

• Возможность следить за передвижениями груза по территории. «Tracking and tracing»

• Количество доставок в требуемое время «lead time». «Timeliness»

Победители номинаций по критериям WORLD BANK «Логистический рейтинг»:

Лучшая и самая быстрая таможня — Сингапур

Лучшая транспортная инфраструктура — Германия

Доступ к лучшим международным игрокам — Люксембург

Качество логистических услуг — Германия

Слежение за доставкой — Швеция

Доставка вовремя — Люксембург

Европейцы доминируют в рейтинге, занимая 17 мест в ТОП-30. Азия представлена 6 «китами», арабский мир Катар и ОАЭ. Помимо ЮАР, которая занимает 20 позицию рейтинга, следующая африканская страна Уганда занимает 58 место.

Кроме того, обязательно стоит отметить тот факт, что 5 стран из ТОП-10 уже давно и плотно обосновались в лидерах рейтинга WORLD BANK.

В наше время центром экономического сообщества становятся логистические предприятия. Около 30% логистических функций во всех отраслях осуществляют логистические компании. Самыми востребованными они оказываются в промышленности и торговле.Наиболее развитым и зрелым является транспортно-логистический рынок США. В число других стран, демонстрирующих динамичный рост и имеющих существенные объемы внутреннего рынка (более 15 млрд. евро), входят Россия, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР с совокупной долей около 10% мирового оборота. Именно эти страны будут определять динамику мирового транспортно-логистического рынка в целом и сегмента аутсорсинга логистических услуг в среднесрочной перспективе.

По данным Совета по логистическому менеджменту более 70% крупнейших корпораций США пользуются услугами специализированных логистических фирм. Причем компании ищут единого логистического оператора, которому можно было бы доверить всю совокупность операций по поставке или сбыту определенных товаров. Еще одна причина, почему промышленные и торговые компании США все чаще прибегают к услугам специализированных логистических фирм. Расходы на логистику в бизнес-секторе национальной экономики США сопоставимы с расходами на здравоохранение. Они еще в 2000 г. превысили 1 трлн. долл. США.

Современное развитие рынка логистических услуг в США несколько отличается от Европы, где логистические фирмы ищут пути развития в условиях евроинтеграции. После создания НАФТА образовался самый большой по территории регион мира со свободным движением товаров. Перед производителями США встал вопрос -- выполнять логистические операции самостоятельно или обратится к услугам специализированных логистических фирм. Компании обнаружили, что применяя эффективные логистические решения, они могут сократить объем запасов на 40%. Поэтому все больше американских промышленных и торговых корпораций инвестируют в логистику. Опыт стран Западной Европы показывает существенную роль таких транзитных логистических центров в формировании бюджета. Так, в Голландии деятельность транзитных логистических центров приносит 40% дохода транспортного комплекса, во Франции - 31%, в Германии - 25%. В странах Центральной и Восточной Европы эта доля в среднем составляет 30%. Общий оборот европейского рынка логистических услуг - более 600 млрд евро. Из них около 30% логистических функций во всех отраслях экономики ежегодно передаётся логистическим компаниям.В Финляндии - главной задачей является обеспечение недорогих и надежных международных маршрутов, обеспечение привлекательности финского логистического комплекса на фоне непрерывного укрепления позиций Эстонии, Латвии, Литвы, Польши.Рассмотрение практики западноевропейских стран отчетливо показывает, что в сфере управления логистикой за рубежом преобладают две основные модели. «Авторитарная» - при которой государство указывает даже на «узкоспециальные» вопросы (Финляндия) и «демократическая» - когда чиновники лишь показывают ориентиры развития (Германия).

В большинстве зарубежных стран созданы и эффективно функционируют логистические ассоциации, организации и сообщества. Выходит большое количество периодических изданий по различным аспектам логистики, например, в США существует около двадцати подобных изданий. Логистика шагнула далеко за пределы национальных границ государств. Активно развиваются межгосударственные и транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала и людей. Периодически проводятся всемирные конгрессы по логистике.

Совокупные внутренние и внешние затрат на транспорт и логистику в России порядка 20% ВВП

На российском рынке отсутствуют крупные логистические операторы, способные самостоятельно организовывать крупные и сложные цепочки поставок. На европейском рынке пятерка крупнейших логистических компаний охватывает около 10 процентов рынка, в то время как пятеро самых крупных российских операторов занимают только 5 процентов рынка. И это с учетом того что российская отрасль в несколько раз меньше европейской. Совокупный объем сегмента перевозок в Европе оценивается в 400 миллиардов долларов, а в России – 50 миллиардов долларов. У отечественных компаний, в том числе и у крупных есть еще много возможностей для роста.

Западные компании в основном предоставляют комплексные услуги, охватывающие всю цепь управления поставками, в то время как российские компании концентрируются на ограниченных услугах, связанных с транспортировкой или складированием.

На российском рынке проникновение логистических услуг в формате 3Pl составляет около 22 процентов, в то время как в Европе и США этот показатель равен 60 процентам.

Такое соотношение сохраняется уже достаточно продолжительное время, несмотря на то, что вместе с крупными западными ритейлерами на российский рынок приходили и логистические компании, предоставляющие услуги в формате 3PL и 4PL. Причина такого слабого проникновения передовых технологий – отсутствие мощностей. В то время как даже в Восточной Европе крупные корпорации образовывали альянсы с местными операторами, поднимая их тем самым на новый уровень – в России такого симбиоза не получилось. Одной из основных причин такой нестыковки является крайняя непрозрачность российского бизнеса. Зачастую основанный на административном ресурсе он крайне неохотно раскрывает всю свою подноготную, в то время, как на Западе – прозрачность бизнеса – скорее норма.

Такое соотношение сохраняется уже достаточно продолжительное время, несмотря на то, что вместе с крупными западными ритейлерами на российский рынок приходили и логистические компании, предоставляющие услуги в формате 3PL и 4PL. Существующие же российские же 3PL операторы тоже как правило выросли из транспортных компаний, но объем их оборота пока не велик и не превышает 300 миллионов долларов.

Лидерами на российской рынке логистики являются, прежде всего транспортные холдинги, включающие в себя компании-перевозчики и портовых операторов. Уже сейчас в их структуру входят транспортные средства, терминалы, складские комплексы. Постепенно лидеры расширяют формат предоставляемых услуг.

Российский рынок сильно фрагментирован – около 5 тыс. компаний, в т.ч. 1,5тыс. компаний-экспедиторов, 3,5 тыс. компаний перевозчиков.

Малый масштаб бизнеса логистических компаний приводит к тому, что качественные логистические услуги в необходимом крупным клиентам объеме не могут быть оказаны. Для повышения уровня компетенций рынка транспортно-логистических услуг в России необходимо изменение масштаба его участников: только крупные компании и бизнес-сети, сформированные средними и малыми компаниями смогут предложить, крупнейшим розничным сетям и производителям потребительских товаров достаточный уровень сервиса при приемлемом уровне тарифов.

Кроме этого, грузоотправителям совместно с транспортно-логистическими компаниями следует сфокусироваться на повышение качества планирования транспортно-логистических операций и стремиться к усилению интеграции ИТ-систем. Транспортным компаниям следует совершить качественный скачок в уровне предоставляемой базовой услуги и индивидуализации предложения для клиента. Крупнейшим логистическим компаниям следует сфокусироваться на консолидации рынка, создании партнерств с целью повышения качества.

Таким образом, для достижения полноценной трансформации транспортно-логистического рынка в рынок интегрированных логистических услуг в России необходимы совместные усилия как со стороны органов государственной власти, так и со стороны рядовых участников рынка -грузоотправителей и транспортно-логистических компаний.

Просмотров работы: 1193