Далее адаптация рассматривается как социализация личности, процесс, который позволяет человеку занять своё место в обществе.
В исследованиях А. В. Мудрика, В. В. Москаленко, А. Г. Харчева она рассматривается в единстве с автономизацией личности как основные компоненты социализации.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация предполагает реализацию совокупности установок, обращенных на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе самом, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется такими мотивами, как «Быть со всеми» или «Оставаться самим собой», которые являются весьма противоречивыми.
При разнообразии подходов к социальной адаптации, большинство исследователей все же считают, что главной ее функцией является принятие индивидуумом норм и ценностей новой социальной среды (например - группы, коллективы, в который он попадает), сложившихся здесь форм взаимодействия, неформальных и формальных связей, а также форм предметной деятельности (способов профессионального выполнения работ).
Могут быть выделены несколько форм социальной адаптации: дезадаптация, пассивная и активная адаптации
Дезадаптация характеризуется недифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, и, что особенно важно, — неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействие им.
Пассивнаяадаптация подразумевает то, что индивид принимает нормы и ценности, по принципу «Я — как все», но не стремиться что-либо изменить, даже если это в его силах. Пассивная адаптация — проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения и решаемых проблем шире, по сравнению с уровнем дезадаптации.
Активнаяадаптация, прежде всего, способствует успешной социализации в целом. Индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, но и строит свою деятельность, отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко формируются все новые и новые разнообразные цели, но одной из них главной становится цель — полная собственная реализация в новой социальной среде. Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широкий. В конечном счете, этот уровень адаптации ведет к гармоническому единству с людьми, с собой с миром.
С целью выявления особенностей социальной адаптации студентов педагогических университетов проводится множество диагностических экспериментов. Например, в одном из экспериментов было диагностировано 104 студента трех факультета. В качестве основного метода было избрано анонимное анкетирование, дополненное целенаправленными наблюдениями в стенах университета и за его пределами.
Основными показателями уровней адаптации стали: анализ успеваемости (промежуточные аттестации и зимняя сессия), степени активности первокурсников в общественной и научно-исследовательской работе.
В анкете студентам первого курса были предложены девять открытых вопросов:
1. Какие трудности Вы сейчас испытываете: в учебе; в общении с группой; в общении с преподавателями; особое мнение?
2. Что Вам нравится в учебе по специальности?
3. Достаточна ли Ваша школьная подготовка для освоения специальных дисциплин?
4. В чем, по-вашему, отличие учебы в школе и в университете?
5. Какая помощь и с чьей стороны Вам нужна для того, чтобы справиться с трудностями (куратора, деканата и т.д.)?
6. Совпало ли Ваше представление о студенческой жизни и об учебе с реальностью? Почему?
7. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в университете?
8. Для чего Вам нужно высшее образование?
9. Изменился ли Ваш образ жизни с началом учебы в университете?
Анализ данных анкет позволил выявить основные проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе (по степени убывания их значимости):
1) Недостаточный уровень школьных знаний по многим дисциплинам.
2) Неумение распределять свое время и силы.
3) Неготовность работать с большим объемом новой информации.
4) Отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей; неготовность к обучению основанному на полной самостоятельности.
5) Неготовность к выполнению высоких требований преподавателей;
6) Отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а главное — желания учиться.
Некоторые первокурсники признаются, что поступили в вуз лишь для получения диплома о высшем образовании, все равно какого. Подобная установка приводит к таким проблемам, как нежелание учиться. Цель одна, очень узкая, а вследствие этого узкий круг общения и решаемых проблем. Как правило, все это ведет к дезадаптации, студенты с такой установкой «плывут по течению».
Студентов можно разделить на три группы, в которых возникают определенные проблемы.
Типичная структура проблем у дезадаптированной группы складывается из всех выше перечисленных и плюс — равнодушие ко всему, что происходит вокруг них.
Для пассивно адаптированных студентов характерны те же проблемы, но к ним можно добавить — низкий уровень культуры общения.
Для активно адаптированных остается проблема реализации себя полностью, применение своих знаний, умений, навыков в соответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой жизни.
В обычной системе обучения возможна динамика изменений в уровне адаптации. Это связано в первую очередь с индивидуальными особенностями человека и форм социального взаимодействия, которые сложились в академических группах (формальные и неформальные связи, лидеры).
Из результатов данного эксперимента исследователи выяснили, что при работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к вузовской жизни:
знание студентов о структуре обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей;
изменение условий обучения, к увеличению доли практических занятий;
консультативная помощь психолога;
помощь кураторов в организации академической группы в целом;
помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов.
Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих наиболее эффективную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему его мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции и т.д. Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза.
Многие студенты-первокурсники, чувствовавшие еще вчера внимание и опеку школьных учителей, в условиях вуза чувствуют себя поначалу дискомфортно. Новые условия деятельности — это качественно иная система отношений, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.
Часто решением проблемы адаптации студентов к обучению в вузе является применение инновационных моделей образования, в частности использования информационно-компьютерных технологий обучения. Работа студента с электронными ресурсами и самостоятельный поиск информации способствуют совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины материал, логично излагать и аргументировать различные современные теоретические подходы к изучаемым вопросам. Использование новых информационных технологий помогает студенту стать субъектом учебной деятельности и повышает его академическую активность.
Решение проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу важно не только потому, что ускоряется процесс «вхождения» студентов в вуз, но и по той причине, что она позволяет определить действительно посильную нагрузку первокурсников, снижению которой также способствует применение информационных технологий.
Таким образом, выявление трудностей, возникающих перед студентами на первом курсе в вузовской системе обучения, и определение путей их преодоления даст возможность повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе, и выработанную привычку к дисциплине и труду; усилить интеллектуальный потенциал нашей страны.
Литература
1. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику.— М., 1997.— 137 с.
2. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время».— М., 1991.— 80 с.
3. Социальная педагогика / Сост. Т. Ю. Ахундова и др. — М., 1992. — 128 с.