ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА C ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА C ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Точилкина В.В. 1
1МГТУ им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе социального развития, общество нуждается в гражданах, которые ответственно относятся к реализации трудовых задач, стоящих перед обществом. Данная потребность вынуждает обратить пристальное внимание к трудовой деятельности, мобилизации духовных, интеллектуальных и физических сил каждого российского гражданина, его активного, творческого участия в труде.

Одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, является трудовое воспитание, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции трудовых действий;

– формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, развитие творческой активности [1].

В настоящее время существуют различные способы приобщения детей дошкольного возраста к миру взрослых:

– через ознакомление с трудом взрослых (В.И. Глотова, С.М. Котлярова, Г.П. Лескова, Э.М. Разбаева и др.);

– через овладение детьми трудовыми навыками и операциями (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, Л.А. Мишарина и др.);

– через интерес к личности взрослого человека и отношение к нему (С.А. Козлова, С,Г. Журат, О.В. Дыбина, А.Ш. Шахматова др.).

Теоретический анализ трудов отечественных ученых, специалистов в области дошкольного образования свидетельствует о том, что за последние десятилетия накоплен достаточный теоретический материал и опыт практической деятельности в области трудового воспитания детей дошкольного возраста, а также в формировании некоторых проявлений трудовой деятельности – трудолюбие, отношение к труду. В то же время следует отметить, что далеко не все вопросы по вопросам приобщения ребенка к труду и развития субъектной позиции дошкольника уже удалось решить. Одним из них является оптимизация технологии ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых.

Таким образом, актуальность проблемы приобщения дошкольника к труду обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности; связан с педагогическим потенциалом труда как природосообразного и естественного средства личностного развития ребенка, является фактором успешной социализации дошкольника в современном мире [3]. Важность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с трудом взрослых».

Понятие «отношение к труду» применительно к дошкольникам включает:

а) наличие необходимых знаний и представлений (когнитивный компонент);

б) характеристику эмоциональной окраски деятельности ребенка в работе (аффективный компонент);

в) степень активности в деятельности (поведенческий компонент) [3].

Работа по ознакомлению детей с трудом взрослых должна проводиться в течение года в специально организованной непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Для этого необходимо использовать разнообразные технологии активизации мыслительной деятельности, способные в интересной для детей дошкольного возраста форме приобщить их к трудовой деятельности:

– целевые прогулки, экскурсии, включающие наблюдение за трудом взрослых;

– рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, познавательные, этические беседы с людьми различных профессий, рассматривание репродукций и картин, просмотр анимационных фильмов;

– сюжетно-ролевые и дидактические игры, включение детей в воображаемую трудовую ситуацию, совместная трудовая деятельность детей и взрослых [4].

Очень важно в процессе организации работы по приобщению детей среднего дошкольного возраста к труду взрослых учитывать возрастные особенности дошкольников, их возможности, а также интересы и накопленный социальный опыт. По этой причине ознакомление дошкольников с трудом взрослых необходимо начинать с профессий людей, входящими в ближнее окружение детей. Постепенно переходить от профессий сотрудников дошкольной организации и родителей к ознакомлению с профессиями абсолютно незнакомых, чужих для дошкольников людей [2].

Наблюдая за трудом взрослых, необходимо концентрировать внимание дошкольников на самого человека, а не на трудовых действиях, орудиях труда, тем самым вызывая у детей чувство сопереживания, желания трудиться. В процессе наблюдения особое внимание необходимо уделять развитию у дошкольников уважительного отношения к труду человека, акцентировать их внимание на нравственных, положительных деловых и личностных качествах людей, таких как ответственность, добросовестность, стремление принести пользу людям.

Необходимо доносить до детей социальную значимость каждого вида труда, его пользу и важность для человека. Для этого после наблюдений за трудом взрослых необходимо проводить обобщающую беседу, с помощью которой дети могут подвести итог увиденных трудовых процессов, осмыслить их результаты, значимость и необходимость. Например, фермер сеет пшеницу, чтобы потом собрать урожай зерна, из которого сделают муку и выпекут хлеб, которым накормят много людей.

В повседневной жизни, рассматривая иллюстрации, картинки с изображениями людей разных профессий, инструментов, предметов-помощников в труде, дети переживают положительные эмоции, что вызывает у них уважение к людям данных профессий.

Также необходимо обращать внимание детей на то, сколько времени и сил затратил человек на его достижение результата труда, с какой любовью и творчеством трудился. Это дает возможность дошкольникам понять, то, что к итогам работы взрослых необходимо относиться аккуратно, с уважением. Также необходимо заострять внимание дошкольников на том, что очень часто результат труда достигается усилием большого количества людей, т.е. является результатом коллективного труда, представителей нескольких профессий. Детям необходимо пояснить, что люди помогают друг другу в труде, аккуратно и старательно выполняют свои обязанности и поручения, так как от трудовой деятельности каждого в отдельности зависит конечный результат.

Для знакомства детей с трудом взрослых в ходе образовательной деятельности необходимо использовать специальные вопросы и указания, помогающие увидеть зависимость трудовых действий и конечного результата труда, определить значимость каждого вида труда, особенности трудовой деятельности, которые без помощи взрослого дети не в состоянии заметить.

В процессе бесед - рассуждений детей следует подвести к заключению о том, что каждая профессия взрослых заключается в том, чтобы приносить какую-либо пользу обществу, возможность проявлять заботу о людях.

У дошкольников возрастает заинтересованность к труду взрослых, если они имеют возможность принять в нем участие. Почувствовав удовольствие от трудовых действий, ощутив реальные итоги результаты своих трудовых действий, они с особенным желанием продолжают потом трудиться, выполняя своих небольшие обязанностей в детском саду и семье. Наблюдая с детьми, например, за трудом дворника, можно привлечь дошкольников к сбору опавших листьев, сломанных веток, к оказанию помощи взрослым в посадке кустов.

Для того, что закрепить полученные представления дошкольников о труде взрослых, их (представления) необходимо перенести в практическую деятельность ребенка, т.е. в игру, художественно-творческую и посильную трудовую деятельность.

Также важно в процессе ознакомления дошкольников среднего возраста с трудом взрослых проводить беседы о выборе дошкольниками профессии.

Педагогу необходимо дать понять детям, что профессий большое количество, но для того чтобы профессия доставляла удовольствие, необходимо подобрать себе такую, чтобы в этой профессии была возможность достичь успеха, принести пользу другим людям, обществу, стране.

Одна из эффективных форм работы по ознакомлению дошкольников с профессией взрослых это взаимодействие с родителями, привлечение их к конкретной помощи для детской организации. Необходимо организовывать помощь родителей по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования в присутствии детей, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Например, во время субботников по благоустройству территории детского сада дошкольники могут посильно трудиться вместе с родителями: сгребать листья, сажать кусты, цветы. Развивая у родителей интерес к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, они способствуют возникновению у детей чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.

Таким образом, знакомя детей дошкольного возраста с трудом взрослых необходимо применять разнообразные технологии активизации мыслительной деятельности, основанные на активных и интерактивных методах, что способствует наиболее полному осознанию значимости каждой профессии и результатов труда для людей. В процессе совместной, партнерской деятельности воспитатели, дети и родители получают немаловажный опыт в достижении поставленных целей, что становится востребованным на следующем уровне образования.

Список использованных источников:

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. – 20.02.2016.

  2. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст] : учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. – М.: ИНФРА-М, 2016. –146 с.

  3. Крулехт, М.В. Образовательная область «Труд» [Текст] / М. В. Крулехт, А. А. Крулехт. – Спб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 176 с.

  4. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду [Текст] / Л.И. Сайгушева. – М.: Феникс, 2013. – 224 с.

Просмотров работы: 438