ЛЕКСИКА, ОТРАЖАЮЩАЯ РИТУАЛЫ СБОРА РАСТЕНИЙ, В ТЕКСТЕ ТОБОЛЬСКОГО «ТРАВНИКА XVIII ВЕКА» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЛЕКСИКА, ОТРАЖАЮЩАЯ РИТУАЛЫ СБОРА РАСТЕНИЙ, В ТЕКСТЕ ТОБОЛЬСКОГО «ТРАВНИКА XVIII ВЕКА»

Романова К.А. 1
1Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева, Филиал Тюменского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тобольский «Травник XVIII века» из фондов библиотеки редкой книги г. Тобольска (КП 13 437), представляет собой сборник небольших (5-10 строчек) статей, каждая из которых посвящена описанию отдельного растения и его свойств, полезных для человека. Одна из существенных характеристик, свидетельствующих об отношениях человека с миром растений в травнике, – это условия времени и ритуала сбора, присутствующие в описаниях некоторых трав. Всего нами выявлено 59 растений с указанием времени и ритуала сбора, что составляет более 15 % от общего количества названных в травнике растений. Обратим внимание на некоторые особенности отношения к ритуалу и самому моменту сбора.

В «Травнике» сообщается, что все растения собирать непросто: бель, прыгун, солнешникъ, черная папоротьили непростому человеку, что нельзя собирать растение неведаючи и незнаючи[Травник,с. 45].

Следствием незнания ритуала могло стать физическое или психическое увечье. Так, собиратель, решившийся неведаючи или незнаючи сорвать растение земезея, должен был поранить руку или ногу[Травник,с. 51]. Нашедший и сорвавший растения соваи соварисковал заблудиться и сойти с ума. Человек, выкапывающий корень растения ратма, должен был начать плакать, а сечь тот же корень – радоваться и смеяться[Травник, с. 7 53].

Одно из условий благополучного сбора растений – чистота человека во время сбора. Будучи в чистоте следовало собирать ургодан, чистыми руками брать полотую ниву. За три дня до сбора святой вербы нужно было вести себя следующим образом: «…а был бы чист за 3 дни, и не гневен, и податлив ко всякому требующему от него». Объяснялось, почему необходимо было быть чистым: «…чтобы был тот человек чист, а буде нечист, ино ударит ево черная немочь о землю и лежит три часа, одва востанет от земли»[Травник,с. 54].

В ритуалах сбора растений в «Травнике» можно выделить темпоральную (временную) составляющую. Темпоральная составляющая ритуалов сбора (39 растений) могла строиться на календарном (годовом), суточном цикле, на фазах луны.

Календарный отрезок времени, на который приходится сбор трав согласно «Травнику», – это весенне-летний период. Если не считать единичных текстов, это апрель (пострел трава– 9 апреля), май (ливакум; солнешник– в разных вариантах 1, 2, 4 или 9 мая) и время вокруг Иванова дня (23 растения). В единичных текстах упоминаются Троица (ворсон, заря огородная) и Петров день (детловина 2, крапива стрекучая, пуп водяной).

Пик сбора растений отчетливо падает на дни летнего солнцестояния (день Аграфены Купальницы, день Рождества Иоанна Предтечи, в отдельных случаях – вся ивановская неделя и отрезок времени между Ивановым и Петровым днями). Из 34 растений с указанием на календарное время сбора, 23 (или 67,6 %) рекомендовалось собирать именно в эти дни (в число этих растений мы включили также 2 растения, которые цветут в Иванов день, хотя о времени их сбора ничего сообщается).

В тексте «Травника» можно выделить следующие ритуалы при сборе растений:

1. Ритуалы окружения. Самым распространенным в травниках типом ритуала сбора был так называемый ритуал окружения, который известен нам из описаний 11 растений (адамова голова, архилин, земляные орешки, молчан, напахт, папороть, семитар, цемравная; а также – единичные варианты текстов об адамовой главе, одолене и царь траве). Суть этого ритуала сводилась к заключению растения перед выкапыванием в круг тем или иным способом: «И та трава имать на Иванов день в Купалницу ввечеру или на зоре, или поутру рано, пронять сквось злату гривну или сребреную»(адамова голова) [Травник,с. 64]; «А ту траву рвать сквозь серебряную нитку»(молчан)[Травник,с. 24]; «…прежде рвать, как наидешь ту траву, и ты ея очерти с молитвою сребром или золотом»(детловина)[Травник,с. 104]; «А как ее станет имашь, от солнца стени не наводи, а положи круг ея по копейке со все четыре стороны, кроючи»(чебрец)[Травник,с. 27]; «А как ею окопывати, первее лятчи и обмеряти, как человек ляжет, и на другои край кругом и очерти, а копати»(земляные орешки)[Травник,с. 9].

Предметы, которые рекомендовалось использовать в ритуалах окружения, – это изделия из серебра и золота. Эти предметы (или вещества) можно разделить на три группы: а) вещества: воск сотовый; серебро; золото; б) предметы с отверстиями: крест серебряный; гривна золотая или серебряная; кольцо золотое; перстень золотой; нитка серебряная или золотая;цепочка серебряная; цепь золотая или серебряная; в) деньги: гривну серебряную, т.е. 100 копеек серебряных кругом положить;

Акциональная парадигма ритуала сводиться к трем основным вариантам: а) растение пронимали сквозь отверстие в предмете; б) вокруг растения клали деньги (предметы группы в); в) вокруг растения очерчивали круг серебром или золотом в рост человека.

Об особой значимости этого ритуала говорит то, что почти во всех вариантах отмечена его приуроченность к кануну Иванова дня, к самому Иванову дню или ко времени между Ивановым и Петровым днями (6 растений: адамова глава, архилин, детловина, напахт, папороть без сердца, семитар).

2. Другой тип ритуала – это ритуал выкупа. Суть его состоит в том, что взамен выкопанного растения кладется какой-нибудь предмет. Таких ритуалов в «Травнике…» найдено немного. При сборе прострела-травы полагалось положить на место растения пасхальное яйцо. После выкапывания растения полотая нива следовало положить на это место серебряную или золотую монету: «а отпустить тут златая или денга сребряная» [Травник,с. 9].

Таким образом, на основе содержательного плана времени, места и цели написания текста «Травника XVIII века» нами было изучено 145 лексем, наиболее отражающих ритуальную сторону памятника.

Простонародные травники и лечебники имеют для формирования русской науки и культуры большое значение: они представляют собой уникальный источник для изучения русского литературного национального языка и языка медицинской сферы прошлых столетий. Русским лечебникам и травникам, основанным на «разговорной», народной рецептуре, выпало надолго остаться увлекательным познавательным и занимательным материалом.

Источник

1. «Травникъ XVIII века», рук., фонд библиотеки редкой книги при историко-архитектурном музее-заповеднике г. Тобольска (паспотный номер КП 1287)

Научная литература

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 1989. –Т. I-IV.

3. Колесов В.В. Из лечебников и травников. Подготовка текста, перевод и комментарии / Памятники литературы древней Руси конец XVI-начало XVII веков. – М.: Худ. лит-ра, 1987.

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под. ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Боженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 696 с.

Просмотров работы: 76