ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ «СТУДЕНЧЕСКАЯ RE: ОРГАНИЗАЦИЯ») - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ «СТУДЕНЧЕСКАЯ RE: ОРГАНИЗАЦИЯ»)

Маслова К.В. 1
1Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям в современной России, когда пропадает значимость многих социальных ценностей, остро стоит вопрос стабильности общественной жизни, её демократических фундаментах и процветании, и в тоже время растущей склонности к независимости и самостоятельности, активному участию в жизни общества такой социальной группы как молодежь, требуются новые подходы к воспитанию её социальной активности.

Молодежь как социальная группа имеет противоречивую модальность. Индифферентная политически и социально незрелая категория людей с одной стороны, а с другой стороны, социально-инновационный ресурс и субъект общественных отношений и изменений. Как отмечает в своей работе Д. В. Кротов, российская студенческая молодежь не ассоциативна, не видит в социальной активности смысла, не интересуется тем, что выходит за пределы личной жизни, слабо участвует в экологических движениях, не озабочена в отличие от ее зарубежных сверстников проблемами безопасности и социальной несправедливости; не просматривается позиция молодежи в борьбе с социальными болезнями современного российского общества. Он подчеркивает, что работающей молодежи свойственны узость социально-инновационной деятельности, концентрирование в сферах мелкого бизнеса и услуг [1].

Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению добровольчества и других форм социальной активности[2].

Под социальной активностью мы понимаем характеристику личности или группы, которая определяет её готовность к общественной инициативе, социальному творчеству, ответственности за свои действия перед обществом. Формой проявления социальной активности, связующим звеном между человеком и средой является социальная деятельность, т.е. осознанный, целенаправленный тип человеческой активности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития, реализующийся в действиях и поступках. Подобное понимание категории социальной активности в научной литературе высказывалось И.А. Филипповой, В.Л. Хайкиным. Посредствам социальной активности, которая проявляется в совершенно разных формах, молодежь приобщается к жизни общества, усваивает нормы поведения в обществе, и таким образом у молодежи есть возможность самореализации, что на данном этапе развития человека весьма сложно, в связи с экономическими, образовательными, юридическими, профессиональными и другими проблемами молодежи.

Полноценное активное социальное развитие личности зависит от определенных условий, одним из которых является создание различных форм коллективной самоорганизации.

Коллективная самоорганизация может происходить в среде:

• внутренних коммуникаций (при выполнении работ в отделе, цехе, лаборатории и т.д.);

• внешних коммуникаций (при проведении региональных собраний, конференций, объединенных работ, при виртуальных контактах);

• рисковых (венчурных) операций (работа в условиях стрессов, неожиданностей, опасностей)[5].

На мой взгляд, можно выделить, как одну из форм коллективной самоорганизации проектную деятельность. Именно данный вид деятельности позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов, умение работать в команде.

Однако тенденции развития молодежных движений и сообществ таковы, что в последние годы отмечается рост понимания частью молодых людей значимости собственной роли в процессе становления и развития общества. Самоорганизация и самореализация такой молодежи осуществляется через деятельность молодежных объединений, реализацию социальных проектов и инициатив, различные формы молодежного самоуправления, но процент такой молодежи в нашей стране достаточно мал[1].

Проектная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного), обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. В результате проектной деятельности рождаются проекты. Проектирование можно рассматривать как:

-научно-практический метод изучения и преобразования действительности;

- специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;

-форму продвижения инноваций, характерную для технологической культуры;

- управленческую процедуру.

Проектная деятельность развивает различные структуры личности человека. Во-первых, – это проективное сознание (ориентир на получение знаний из опыта, из рефлексии над этим опытом и действиями субъекта в его рамках). Во-вторых, способность создавать с помощью знания, полученного их некого опыта, образы, у которых, относительно будущих состояний, выполняется опережающая функция[4].

В любой проектной деятельности выражается общественный характер. Эта связь, прежде всего связана с социальным уклоном выбора проблематики проектной деятельности и сложным видом коммуникации, использованном в проектировании.

Характерной особенностью проектирование является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Проектная деятельность - это всегда стремление изменить несовершенную действительность и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения проектирования, будущее.

Проектной деятельностью в России занимаются многие организации и обеднения, среди них выделяют федеральный орган исполнительной власти «Федеральное агентство по делам молодежи». Так, в 2015 году в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования 2013-2020 (подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику и государственная программа «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2011-2015 годы») было утверждено положение о Программе «Студенческая RE:организация».

Цель программы: развитие студенческих клубов, обществ и организаций в организациях высшего образования Российской Федерации.

Проект создаёт все необходимые условия для обретения человеком всех необходимых навыков, которые в дальнейшем помогут реализоваться во всех сферах общественных отношений. Главная цель программы - это развитие потенциала молодежи в любой возрастной группе. Использование таких методов, как: мотивация, создание всех необходимых условий для реализации идей, являются ключевым секретом саморазвития личности.

В рамках программы «Студенческая RE:организация» проходят различного рода мероприятия, такие как:

  • Ежегодное состязание студенческих клубов «Большой турнир»;

  • Форум организаторов студенческой жизни «EVENT- Форум»;

  • Фестиваль студенческих клубов;

  • Программа подготовки лидеров и актива студенческих клубов «Академия»;

  • Презентационные сессии в Университетах России.

Руководителем программы является Якорев Егор Сергеевич (советник руководителя Федерального агентства по делам молодежи).

Рассмотрев данную программу, мы приходим к выводу, что данный проект помогает развивать различные компетенции в становлении лидерских качеств студента. Проект призван создавать эффективные организации, способные сделать студенческие годы незабываемыми, дающими результаты и перспективы. Каждое учебное заведение должно создавать социально-педагогические условия для реализации студенческих инициатив через участие в проектной деятельности.

Список литературы

  1. Социальный капитал российской молодежи. Кротов, Д.В.– Ростов-на-Дону.–2009.- 36с.

  2. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи. Соколова, Е.С. [Электронный ресурс] http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/2/Sokolova/

  3. Приказ о принятии положения о Программе «Студенческая RE:организация»

  4. Типологический анализ социальной активности студентов колледжей в трансформирующейся России. [Электронный ресурс] http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1530

  5. Коллективная самоорганизация. [Электронный ресурс] http://studopedia.info/3-33534.html

Просмотров работы: 638