ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Бауэр А.И. 1, Горбунова А.Ю. 1
1АлтГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Региональная инновационная политика — составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования. Мерами реализации региональной инновационной политики выступают программы по повышению конкурентоспособного потенциала приоритетных для региона производств посредством привлечения частных институциональных инвесторов к реализации инноваций; формирование режима экономического стимулирования инновационной деятельности.[6]

Инновационная политика в разных регионах Российской Федерации имеет свои особенности. Однако едиными остаются базовые средства ее реализации: законодательная база, целевые программы, концепции и т.п.

Что касается Алтайского края, то переход к интенсивному развитию экономики на инновационной основе является важнейшим приоритетом данного региона. В Стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года инновационная деятельность рассматривается как одна из важнейших составляющих экономического роста, позволяющая существенно повысить конкурентные преимущества региона за счет модернизации экономики и формирования в ней современных технологических укладов.

Формирование государственной инновационной политики в Алтайском крае осуществляется по 5 направлениям:

1. Создание институциональных и правовых условий для инновационной сферы.

2. Развитие системы инфраструктурного обеспечения инноваций.

3. Поддержка и продвижение инновационных и научно-исследовательских проектов.

4. Содействие развитию кадрового потенциала для активизации инновационных процессов.

5. Информационно-аналитическая поддержка научно-образовательной и инновационной деятельности.[5]

В рамках первого направления проводятся мероприятия по формированию нормативной базы и ключевых институтов, способствующих активизации инновационной деятельности на территории региона и согласованных с инструментами влияния федеральных структур.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона, формирования новых механизмов привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для разработки и внедрения современных технологий в производство разработан и принят Закон Алтайского края от 7 сентября 2009 года № 62-ЗС «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае», в 2015 году туда были внесены поправки. Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы формирования и (или) функционирования полюсов инновационного развития в Алтайском крае. [1]

Для обеспечения поддержки малого инновационного бизнеса принят Закон Алтайского края от 06.11.2009 № 83-ЗС «О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения на территории Алтайского края для отдельных категорий налогоплательщиков», в соответствии с которым налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения для малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, понижается.

Важным мероприятием, направленным на стимулирование творческой инициативы и инновационной активности сотрудников высшей школы и научных организаций региона должен стать конкурс среди научных и научно-педагогических работников, аспирантов и студентов. Его правовая основа обеспечена принятием постановления Администрации края № 379 «О проведении конкурса среди научных и научно-педагогических работников, аспирантов и студентов, участвующих в решении задач социально-экономического развития Алтайского края».

Принципиальное значение имеет заключение двухсторонних соглашений между органами управления и субъектами инновационной деятельности. Заключаются соглашения об информационном взаимодействии в сфере научно-технической и инновационной деятельности с ведущими высшими учебными заведениями Алтайского края, с Сибирским отделением Российской академии наук, Сибирским отделением Российской академии сельскохозяйственных наук, Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Документы направлены на активизацию взаимодействия научных учреждений и исполнительной власти региона, интеграцию академических структур с высшими учебными заведениями края, создание инфраструктуры, обеспечивающей научную, научно-техническую и инновационную деятельность.[2]

В рамках второго направления - «Развитие системы инфраструктурного обеспечения инноваций» продолжается работа по направлению создания бизнес-инкубаторов инновационного типа.

«Поддержка и продвижение инновационных и научно-исследовательских проектов» – третье направление реализации инновационной политики, которое помимо организационных мероприятий сопровождается мерами реальной финансовой поддержки в форме государственного заказа науке на прикладные для региона исследования, краевых грантов, премий, субвенций на развитие наукограда и другие.

Многие проекты финансируются посредством федеральных целевых программ.

Другой формой государственной поддержки инновационной деятельности является субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам на реализацию инновационных проектов. Механизмы, традиционно применяемые на территории края для стимулирования инновационной активности исследователей, дополняютсяразличными конкурсами инновационных проектов, например «Новый Алтай». Победителинаграждаются премиями на крупные суммы. Также наиболее проработанным инновационным проектам оказывается содействие в привлечении ресурсов для дальнейшей коммерциализации.

Четвертое направление – «Содействие развитию кадрового потенциала для активизации инновационных процессов». Здесь можно сказать о сотрудничестве и подписании различных договоров. Например, в соответствии с Договором о сотрудничестве между Главным управлением экономики и инвестиций и Алтайским государственным университетом проводилась работа по формированию целевого набора абитуриентов, участвующих в конкурсном отборе на подготовку специалистов в области экономики, менеджмента и прикладной информатики. С целью обучения руководителей и специалистов инновационных предприятий эффективным методам привлечения инвестиций и формату представления проектов организован семинар «Венчурное инвестирование инновационных проектов» с привлечением специалистов Новосибирского областного фонда поддержки науки и инновационной деятельности.

Кроме того, сотрудниками Главного управления экономики и инвестиций в рамках сотрудничества с Алтайским государственным университетом разработаны:

- тематические образовательные блоки, которые включены в программу курсов повышения квалификации научно-педагогических работников высшего профессионального образования;

- курс лекций для слушателей Президентской и Губернаторской программ подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства;

- методические рекомендации для органов местного самоуправления по созданию бизнес-инкубаторов.

Пятое направление – «Информационно-аналитическая поддержка научно-образовательной и инновационной деятельности». С целью позиционирования Алтайского края как территории инновационного развития подготовлено более 20 публикаций о проблемах и перспективах инновационной сферы региона в средствах массовой информации федерального и регионального масштаба. Издаются информационные каталоги, сборники научных работ, выполненных за счет средств краевого бюджета.

Что же касается Стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года, в ней содержится информация о поставленных целях. Например, целью политики в области науки и инноваций является комплексное развитие региональной инновационной системы и создание благоприятных условий для активизации инновационной деятельности на основе использования научно-технического потенциал Алтайского края. А стратегической целью развития агропромышленного комплекса Алтайского края является обеспечение максимального вклада в обеспечение продовольственной безопасности страны за счет развития эффективного высокотехнологичного сельскохозяйственного производства и выпуска широкого спектра качественных, экологически чистых продуктов питания, конкурентоспособных на межрегиональных и международных рынках.Стратегическая цель государственной политики в области образования - обеспечение доступности качественного общего и профессионального образования Алтайского края, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития в целях повышения качества жизни человека. Также там говорится и об улучшении инвестиционного климата, и о более эффективной реализации экономического и туристического потенциала края. [3]

Если рассмотреть целевые показатели инновационной активности Алтайского края, которые указаны в стратегии и сравнить их с тем, что есть на сегодняшний день, то можно сказать, что в целом планируемые темпы развития в сфере инноваций и цифры статистики примерно совпадают, где-то чуть отклоняясь в положительную сторону, где-то в отрицательную. Но эти перепады не столь существенны. [4]

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что формирование инновационной политики региона – не менее важный процесс, чем, например, реализация этой политики. И в Алтайском крае вполне успешно справляются как с одним, так и с другим аспектами, выполняя поставленные и верно сформулированные стратегические задачи и достигая поставленных целей в сфере инноваций.

Список использованных источников информации:

  1. Закон Алтайского края от 7 сентября 2009 года № 62-ЗС «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае»

  2. Постановление Администрации края № 379 «О проведении конкурса среди научных и научно-педагогических работников, аспирантов и студентов, участвующих в решении задач социально-экономического развития Алтайского края»

  3. Стратегия социально-экономического развития алтайского края до 2025 года[Электронный ресурс] // http://www.econom22.ru

  4. [Электронный ресурс] // http://www.altairegion22.ru/region_news/altaiskii-krai-voshel-v-desyatku-luchshih-subektov-rossii-po-urovnyu-innovatsionnoi-aktivnosti-predpriyatii_630673.html

  5. [Электронный ресурс] // http://www.doc22.ru/information/investiciiiinnovacii/

  6. [Электронный ресурс] // http://center-yf.ru/data/stat/regionalnaya-innovacionnaya-politika.php

Просмотров работы: 185