ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ТЕХНОЛОГИИ КРОСС-ДОКИНГ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ТЕХНОЛОГИИ КРОСС-ДОКИНГ

Русанова Ю.С. 1
1ФГБОУ Самарская государственная сельскохозяйственная академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кросс-докинг – (англ cross – напрямую, пересекать, англ. Dock – док, погрузочная платформа, стыковка) – процесс приёмки и отгрузки товаров и грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения. Это позволяет значительно уменьшить стоимость его обработки, а ответственность за сохранность комплектации товара переложить на поставщика[2,4]

Это логистический процесс, который включает в себя разгрузку материалов из прибывающего автотранспорта (полуприцепов или вагонов) и загрузку этих материалов в отправляющиеся грузовики, прицепы, или вагоны, практически без хранения между этими процессами. Цель процедуры кросс-докинга может использоваться для изменения типа перевозки, для сортировки материалов, предназначенных для разных направлений, или объединения сборных грузов из различных источников в одни транспортные средства (контейнеры). Кросс-докинг является совокупностью логистических операций внутри цепочки поставок, благодаря которым отгрузка со склада и доставка товаров максимально точно согласуются по времени. В результате продукция доставляется за минимальный срок.

Кросс-докинг может делиться в один или два этапа:

  • одноэтапный кросс-докинг – груз проходит через склад в качестве неизменного отдельного заказа;

  • двухэтапный кросс-докинг – отгруженная партия товара подвергается переоформлению, и товар на складе может быть разделен на группы.

Хранение товара на складе в обоих случаях полностью исключается.

Операции кросс-докинга впервые были использованы в США в 1930 году, и до сих пор используется при доставке сборных грузов, называемых в американской практике LTL (меньше, чем грузовик). Американские военные начали использовать кросс-докинговые операции в 1950 году. Крупнейший мировой розничный ритейлер «Wal-Mart» начал использовать кросс-докинг в секторе розничной торговли в конце 1980 года. В отрасли перевозок сборных грузов кросс-докинг подразумевает перемещение груза с одного транспортного средства в другое, почти без складирования. В розничной практике, кросс-докинговые операции могут использовать для сосредоточения товаров. В этом случае входящая продукция сортируется и хранится до отгрузки исходящих партий.

Современный торговый мир все больше и больше увеличивает скорость поставок. Вследствие ограниченности физической скорости перемещения товаров, все больше и больше компаний обращают внимание на методы распространения, которые будут стимулировать эффективность перемещения товаров и повышать степень удовлетворенности клиентов. Логистические компании постоянно ищут пути снижения запасов и стоимости доставки. Увеличение скорости товарооборота заставило компании искать пути для сокращения времени производственного цикла и быстрого эффективного перемещения продукции. Для достижения этой цели многими компаниями на первый план была выдвинута стратегия кросс-докинга.

Можно выделить следующие логистическые схемы кросс-докинга.

«Звезда». Доставка товаров по логистической схеме «Звезда». В этом случае грузы доставляются из различных точек в одно место, а затем сортируются для доставки по различным направлениям. При идеальном построении системы кросс-докинга используется логистическая модель «Звезда», также называемая «спицы и ступицы», «колесо», «сеть». Она представляет собой систему связей, в которой весь грузовой трафик перемещается вдоль «спиц», связанных со «ступицами» в центре. Эта модель распределения, помимо транспортной отрасли также широко используется в промышленности, в телекоммуникационной отрасли и в распределении вычислений. Основным преимуществом логистической модели «Звезда» по сравнению с более традиционной моделью «от точке к точке», является уменьшение путей транспортировки товаров. Так при построении системы транспортировки товаров из центра из 9 точек в центральный пункт требуется только 9 маршрутов, в то время как применение системы «от точке к точке» потребует 45 маршрутов. Небольшое количество маршрутов в целом приводит к более эффективному использованию транспортных средств. Например, самолет, скорее всего, при использовании такой схемы будет летать с полной загрузкой и сможет совершать максимальное количество рейсов за единицу времени. Кроме того сложные операции, сопровождающие логистическую деятельность такие как сортировка, упаковка и бухгалтерский учет, можно осуществлять только в центре «звезды», а не на каждом узле. Необходимо отметить, что создание прямых транспортных маршрутов в виде «спиц» является более простым мероприятием. В качестве недостатка такой модели можно отметить излишнюю централизованность, а также отсутствие достаточной гибкости в ежедневных операциях. Изменения, вносимые в центр системы или даже в пределах одного маршрута, могут вызвать неожиданные последствия по всей сети. Кроме того, в периоды случайного роста трафика между двумя «спицами», система может с трудом справляться с возросшими нагрузками.

Планирование маршрутов в логистической сети, состоящей из «звезд» является сложной и нетривиальной задачей. Для поддержания операционной эффективности требуется тщательный анализ движения и точная оценка затраченного времени. Сам центр «звезды» представляет собой узкое место в системе. Общий объем грузовой сети ограничен возможностями центра-концентратора. Задержки в самом центре (вызванные, например, плохими погодными условиями) могут привести к задержкам в сети. Задержки на «спицах» (например в результате механических проблем с транспортным средством), могут также повлиять на сеть. Для достижения места конечного назначения груз должен проходить через центр. Фактически груз проходит более длинный путь, чем при прямом перемещении из точки в точку. Такой компромисс может быть желательным для грузов, при транспортировке которых можно извлечь выгоду из сортировки и консолидации операций в самом центре, но не для срочных грузов и пассажиров.

Консолидация сборных грузов. В этом случае ряд более мелких поставок будут объединены в один большой груз для экономии транспортных расходов.

Деконсолидация сборных грузов. При такой схеме крупные партии будут разбиты на более мелкие партии для облегчения доставки.

В современной логистической практике ярким примером использования технологии кросс-докинга является компания «Wal-Mart». Она владеет более чем 10 тысячами магазинов в 27 странах. Доставку товаров в этой компании осуществляет собственная грузовая логистическая компания, которая управляется сетью спутниковых распределительных центров. Через систему спутниковой связи обслуживается также около 4 тысяч поставщиков продукции, при этом информация о движении товара доступна в режиме реального времени.

Модель региональных хабов-центров и кросс-докинга широко применяется для различных видов транспорта. При морской транспортировке, судно, перевозящее транспортные контейнеры перемещаются из различных портов в центральный контейнерный терминал для погрузки на более крупные суда. Грузовые авиакомпании, например такая широко известная служба курьерской доставки как UPS использует в качестве хаба площадку «Worldport», расположенную в международном аэропорту Луисвилль, а компания «FedEx» обрабатывает значительную часть грузов на хабе «SuperHub» в международном аэропорту Мемфиса.

Система хабов может использоваться и на грузовом железнодорожном транспорте. В этом случае груз перевозится на центральный терминал обмена. На терминале, контейнеры загружаются из одного вагона в другой, и после прохождения сортировочных станций разделяются для транспортировки по различным направлениям.

Общественный транспорт использует различные транспортные узлы, чтобы дать возможность пассажирам использовать различные линии или различные виды транспорта. Исключение представляют пассажирские автомобильные перевозки. В них хаб-модели не применяется, поскольку водители обычно используют кратчайший или самый быстрый маршрут между двумя точками.

Существуют товары, которые лучше подходят для сквозного складирования (кросс-докинга), чем другие. С применением такой схемы выгодно перемещать:

  1. Скоропортящиеся продукты, которые требуют незамедлительной транспортировки.

  2. Высококачественные товары, для которых не нужна тщательная проверка качества при получении.

  3. Продукция, снабженная ярлыком или этикеткой и готовая к продаже.

  4. Продукция для рекламных мероприятий и предварительного продвижения.

  5. Товары, пользующиеся непрерывным и постоянным спросом, такие как товары массового потребления, например молоко или туалетная бумага [2,3,5].

Возможна транспортировка продукции, которая предварительно маркирована (с помощью штрих-кода или RFID-метки). Также с применением кросс-докинга зачастую перевозится рекламная продукция, розничная продукция с постоянным спросом, имеющим низкие колебания. Существенная выгода получается при перевозке таким способом предварительно отобранных и упакованных заказов.

Список используемых источников и литературы

  1. http://tbncom.com/publ/avtomobilnye_perevozki_road_transport/sbornye_gruzy/chto_takoe_kross_doking/15-1-0-303 1

  2. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. – 21-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

  3. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / Учебник под ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008.

  4. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Под. Ред. проф. В.И. Сергеева. Изд. 2-е пер. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014.

  5. Мочалин С.М., Шамис В.А. Рассмотрение путей повышения эффективности складской деятельности / Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4-1 (46). С. 67-69.

  6. Мочалин С.М. Логистика: учебное пособие / С. М. Мочалин, Г. Г. Левкин, А. В. Терентьев, Д. И. Заруднев. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016.

Просмотров работы: 136