МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Черданцева К.А. 1, Акимочкина Т.А. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях хозяйствования успешное функционирование предприятий базируется на постоянном повышении эффективности производства за счет инновационного развития и модернизации.

Анализ проблематики инновационной деятельности обусловлен также теми кардинальными изменениями, которые происходят в экономике. Новые реалии, связанные с перспективами инновационной стратегии развития экономики, требуют более глубокого анализа инновационной деятельности персонала предприятий и организаций с целью улучшения ее использования и стимулирования.

В современной научной практике инновационную деятельность персонала трактуют как направленную на предоставление новых идей и разработок, приводящих к изготовлению качественно нового продукта, новым технологиям, технике, к использованию информации, знаний и т. д. Такой труд считается высшим уровнем интеллектуальной активности и часто характеризуется термином "креативный" (от латинского слова "сгеаге" - творить, создавать).

Задача мотивации инновационной работы, как одной из функций управления, должна решаться с учетом специфики и внутренней противоречивости этого вида деятельности. Во‑первых, необходимо добиться повышения творческой активности, стимулировать поиск нестандартных решений, создать и поддерживать атмосферу новаторства и изобретательства. Во-вторых, в условиях рыночной экономики необходимо обеспечить коммерческий результат инновационной труда, который выражается в конкретных показателях эффективности: росте прибыли, снижении издержек, повышении качества продукции. Поэтому, рассматривая инновационную деятельность как объект мотивации, целесообразно провести анализ мотивации к творческой активности и мотивации к коммерциализации новаций.

Обобщая подходы ученых и учитывая специфику инновационной деятельности, можно отметить, что инновационная деятельность персонала как объект мотивации - это способность и стремление работников к разработке и внедрению нововведений путем применения творческих, профессиональных и интеллектуальных способностей в условиях формирования руководством потребности персонала в познании и выработке новых знаний. В отличие от общеизвестных, предложенный подход учитывает особый характер инновационной деятельности и способствует повышению эффективности практического использования инструментов мотивации с целью побуждения персонала к повышению активности в реализации инновационных проектов

Исследование форм и методов мотивации труда представляет собой одну из наиболее важных и сложных задач экономической науки. Особенно это касается тех сфер трудовой деятельности, которые являются не тривиальными и требуют творческого подхода. Именно к такому роду деятельности можно отнести инновационную.

Методы воздействия на персонал с целью активизации инновационной деятельности зависят от многих факторов, которые могут в той или иной степени формировать мотивационную среду. Сложность и многообразие существующих инструментов мотивации персонала препятствуют выбору наиболее целесообразных из них, а также их практическому применению, что обусловливает необходимость проведения классификации существующих форм и методов мотивации.

Исходя из систематизации исследований мотивации инновационной деятельности и предлагаемых различными авторами классификационных подходов, целесообразно выделить восемь следующих признаков, по которым проведена обобщенная классификация форм и методов мотивации персонала к инновационной деятельности:

1. В зависимости от методов воздействия:

  1. Административные

  2. Экономические

  3. Социальные

  4. Психологические

2. В зависимости от мотивообразующих факторов, мотивация с использованием:

  1. Интересов к реализации способностей, склонностей

  2. Интересов к развитию качеств, знаний, навыков, умений

  3. Повышения имиджа и моральных ценностей

3. В зависимости от формы экономических отношений:

  1. Нетрудовые имущественные

  2. Имущественно-трудовые

  3. Трудово-неимущественные

4. В зависимости от факторов влияния на деятельность предприятия:

  1. Внутренние

  2. Внешние

  3. Краткосрочные

  4. Среднесрочные

  5. Долгосрочные

5. В зависимости от субъекта мотивации:

  1. Собственники

  2. Менеджеры

  3. Отдельные коллективы

  4. Проектные команды

  5. Персонал

6. В зависимости от направления результатов деятельности персонала:

  1. Творческая деятельность

  2. Повышение качества работ

  3. Соблюдение сроков и объемов работ

  4. Повышение продуктивности труда

  5. Снижение затрат

  6. Повышение рентабельности деятельности

7. В зависимости от направления инновационной деятельности:

  1. Инициация инноваций

  2. Создание новшеств

  3. Освоение нововведений

  4. Использование инноваций

  5. Коммерциализация инноваций

8. В зависимости от метода воздействия:

  1. Материальная денежная

  2. Материальная не денежная

  3. Нематериальная

Предложенная классификация позволяет судить о сложности и разнообразии форм и методов стимулирования персонала, которые можно использовать для развития инновационной деятельности предприятия. Она имеет практическое значение для выбора стратегии управления персоналом и является полезной при внедрении системы мотивации на предприятии.

Повышению эффективности использования инновационной деятельности персонала в отечественной практике могут способствовать:

  1. формирование рациональной инновационной политики государства, направленной на обеспечение стимулирования влияния налоговой, кредитной, бюджетной систем, комплекса экономических, правовых, организационных и административных рычагов;

  2. улучшение финансирования развития науки и образования;

  3. активизация инновационного поведения работников промышленных предприятий в результате осуществления стимулирующей макроэкономической политики, позволяющей обеспечить их выход из кризисного состояния, стабилизацию экономического развития на базе повышения производительности труда;

  4. реструктуризация экономики, формирование конкурентной среды, создание инновационно-инвестиционного механизма, способного содействовать притоку капитала в ведущие отрасли производства;

  5. внедрение налоговых льгот для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;

  6. использование системы страхования инновационных рисков;

  7. развитие информационной инфраструктуры для предоставления консультационных услуг инноваторам и инвесторам;

  8. поддержка изобретательства и рационализаторства со стороны государственных, региональных и производственных структур;

  9. распространение инновационной культуры персонала, приоритетных направлений ментальности и др.

Список источников

1. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций. Кадровое обеспечение. М.: Дело. 2008. 496 с.

2. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов. М.: Юнити-Дана. 2009. 343 с.

3. Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А., Кибанова А.Я. Управление трудовыми ресурсами. М.: ИНФ-РА-М. 2012. 284 с.

Просмотров работы: 876