РУССКИЕ ИМЕНА И ФАМИЛИИ. ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РУССКИЕ ИМЕНА И ФАМИЛИИ. ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Говорова Е.Н. 1, Ананьянц Ш.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Каждый человек имеет имя, которое он получает при рождении. Имя – это своеобразный языковой знак, указывающий на конкретное лицо. Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома – имя. Отрасли ономастики, посвященные изучению отдельных разрядов имен, также имеют свои особые названия. Имена людей относятся к ведению антропонимики (от греч. антропос – человек, ср. антропология – наука о человеке) в ней изучается их возникновение, изменение, даже зависимость распространения имен от времени и местоположения, поэтому частота употребления одних и тех же имен в разные исторические эпохи неодинакова. Имена людей часто отражают историю и традиции людей, поэтому их изучение может помочь лучше узнать прошлое народа, его культурные связи.

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена.

Наука уделяет большое внимание их изучению. Ряд работ посвящен истории и современному состоянию русских имен. Особый интерес представляют имена русских людей, поскольку Россия – государство многонациональное и влияние ономастики других языков очень велико.

Имена личные имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Они у каждого народа связаны не только с его культурой, бытом, но и с развитием производительных сил. Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определенные культурно-исторические условия. Поэтому многие имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.

Таким образом, личное имя (в древнерусском языке также – рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) – это специальное слово, служащие для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.

Антропонимика как наука сложилась за рубежом в первой половине 20 века. Литература по ней огромна. Основополагающие труды создали Альбер Доза (Франция), Адольф Бах (Германия), Витольд Ташицкий (Польша). Во многих странах мира созданы словари фамилий. В области русской антропонимики работали академик А. И. Соболевский, Н. М. Тупиков, позже А. М. Селищев и его ученик В. К. Чичагов. Начало широкому исследованию русских фамилий положено в 1968 году Первым Всесоюзным антропонимическим совещанием и трудами О. Н. Трубачёва по этимологии фамилий России.

История русских имен.

Имена людей – часть истории народов. В них отражается быт, верования, чаяния, фантазии и художественное творчество народов, их исторические контакты.

Во все времена и у всех народов имя играло важную роль в общении людей. У русских имён интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие появились совсем недавно. Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени.

Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. Каждый человек знает не только свое имя, отчество и фамилию, но и имя рода, которому принадлежит он сам и члены его семьи.

Количество имен, которыми называют детей сегодня или называли в прошлые времена, исчисляются сотнями и тысячами. Имена могут быть очень разнообразными, и исследования их происхождения стали основой для целой науки. В любой народности можно выделить имена, имеющие национальные корни и отразившие в себе исторические события и эпохи и возникшие под влиянием моды. Часть из имен прошла через множество поколений, а часть исчезла, не успев появиться. Даже в рамках одного народа можно отыскать как короткие, так и длинные имена, как красивые, так и смешные.

Очень длинный период в истории русских имен наступил после введения христианства, вместе с которым пошли в практику именования, так называемые календарные имена. Они стали составной частью русского языка, частью истории русского народа.

Календарными мы их называем условно, так как в течение всего времени существования они давались русским людям по церковным календарям, в которых распределялись по всем дням года. Ныне это распределение уже не играет существенной роли, так как нас интересуют не ”памяти” (памятные даты) святых, а личные имена как языковая категория.

История русских календарных имен не менее интересна, чем история древнерусских. Она отражает взаимодействие русского народного языка и церковнославянского, официального языка русской православной церкви. Это проявилось в многочисленных орфографических преобразованиях личных имен, в борьбе древнерусских ”языческих” имен за свое существование, в приспособлении ”христианских” имен к условиям русской языковой среды.

Разумеется, все имена – и языческие, и христианские – были творчеством рядовых людей разных национальностей, бравших именования из своего обиходного языка. Конечно, христианская религия, так же как ислам и иудаизм, создавала определенные направления для имятворчества и восприятия имен, но источником их была не религия, а народный язык.

В истории русских личных имен выделяются три этапа – дохристианский, когда использовались самобытные имена на восточнославянской почве средствами древнерусского языка; период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности; и новый этап, начавшийся после Великой Отечественной социалистической революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.

На Руси младенцев было принято называть либо традиционными древнерусскими именами, либо православными, заимствованными из Византии вместе с религией. Древнерусские имена в те века были очень разнообразными. Имена, которыми ребенок назывался внутри семьи, и имена, которыми именовались взрослые люди, могли отличаться. Внутрисемейные имена были приняты в домашнем обиходе и могли означать, например, порядок рождения детей: Первух, Вторак, Третьяк и т.д. Часто внутрисемейные имена отражали внешность и особенности характера младенца. Радостный и улыбчивый малыш мог получить имя Улыба, светловолосый – Светлой. На именах младенцев отражалось и время года: Метелица – для рожденных зимой, Ярец – для весеннего ребенка. В большинстве своем это и есть исконно славянские имена. Отголосок этих имен также можно наблюдать в современных фамилиях. В именах могли отражаться и чаяния родителей. Так, жданный ребенок становился Жданом, нежданный – Нежданом. Сегодня это может показаться удивительным, но многие древнерусские имена носили еще и защитные, лечебные функции. Славянам казалось, что на ребенка с именем Беззуб, Некрас или Несмел злые силы просто не позарятся. Кроме того, имя взрослого человека отражало его внешность или род занятий. Другими словами, они были очень близки к прозвищам. Со временем эти имена смешались с прочно вошедшими в русскую жизнь православными именами и переместились по большей части в фамилии. Только некоторые из них, такие, как Лада, Дана или Ждан, используются и сегодня [1].

В течение многих последующих веков церковные имена из православных святцев составляли весь русский именник. Эти имена привычны для нас и по сей день не теряют свой популярности. Фактически эти имена считаются для нашей страны традиционными.

Рост популярности одних имен и исчезновение других очень часто являлись отражением исторических переломных моментов, периодов великих реформ и революций. Под воздействием веяний эпохи на свет появлялись странные, необычные и порой откровенно забавные имена. Так, социалистической революции 1917 года русские люди обязаны полной свободой выбора имени, и именно в тот период на счет стали появляться младенцы с необычными даже по нашим меркам именами: Искра, Победа, Свобода, Октябрина, Ким, Радий и другие. Новые имена были призваны служить отражением достижений нового общества. Именно поэтому во многих именах тех лет был заложен определенный смысл, который сегодня сразу и не поймешь. Примером такого имени может служить довольно привычное для наших дней имя Ренат, которое на самом деле составлено из первых букв слов «революция, наука, труд». Однако большинство пролетарских имен так и не смогли стать традиционными.

Сегодня такие имена, как Пятвчет, Догнат-Пергнат, Рабинт, вызывают только улыбку. Хотя в те времена составные имена были на пике моды. Имена составлялись не только из типично «пролетарских» слов, но и из имен родителей. Например, Тиан – сын Тимофея и Анны, а Века – дочь Владимира и Екатерины. Однако на этом изобретательность в имятворчестве тех лет не закончилась. Советские люди с энтузиазмом называли своих детей в честь цветов и драгоценных камней, различных отвлеченных понятий, рек и гор. Не меньшей популярностью пользовались имена и фамилии известных людей. Именно таким образом появились имена Казбек и Волга, Идея и Роза. В этой поголовной моде на имятворчество появлялись и имена, имеющие в своей основе исконно русские. К таким именам можно отнести, например, имя Новомир или Славина.

Встречались и имена, состоящие из нескольких слов. Например, Белая Ночь или Великий Рабочий. Теперь от большинства этих имен остались лишь воспоминания. Некоторые их обладатели сами отказались от них, и только самые благозвучные используются до сих пор, причем нередко изначальный смысл имени забывается. Сегодня, оказывается, не всем известно, что имя Владлен произошло от «Владимир Ленин», а Нинель – это обратное прочтение псевдонима вождя пролетариата.

Ушла мода на «пролетарские» имена, но у определенной части населения осталась тяга к новизне. Особенно выражена она была среди городского населения. Многие родители стали называть своих чад редкими или иностранными именами. Особой популярностью стали пользоваться западноевропейские имена, получившие распространение в начале прошлого века в Европе и Америке. Благодаря этому в наш обиход вошли такие имена как Альбина, Диана, Альберт, Роберт, Регина, Стелла и многие другие. Часть из них вошла в нашу жизнь настолько прочно, что теперь эти имена не воспринимаются как иностранные.

В годы, последовавшие за первым полетом в космос, родилось удивительно большое количество Юриев и Валентин, а чуть позже стало популярным имя Анджела – в честь американской коммунистки Анджелы Девис. Часть советских граждан давала имена своим детям в честь героев из популярных тогда фильмов и произведений. Времена перестройки также отразились на именнике народов бывшего Советского Союза. Уже тогда наметился возврат к именам более традиционным для каждого из народов. На сегодняшний день процент необычных и откровенно смешных имен очень мал. Зато растет число малышей, носящих, казалось бы, давно позабытые старославянские имена.

В настоящее время 95% русских людей носят старые традиционные календарные русские имена. Среди этих имен есть широко известные, а есть и редкие, малознакомые и потому представляющие познавательный интерес для современного читателя. Календарными они называются потому, что в прошлом их включали в календари церковные (святцы, месяцесловы, минеи) и гражданские. Термин «церковные имена», иногда употребляющийся в обиходе, неверен, так как эти имена имеют длительную историю, связанную с историей народов, существовавших задолго до появления христианства. Личные имена, помещавшиеся в церковных календарях, были собраны христианской церковью еще в начале нашей эры.[6]

В соответствии со сложившейся системой именования всех русских обязательно называют по имени и отчеству. Отчество в том виде и в той традиции употребления, которая существует у нас, - индивидуальная и неповторимая особенность именно русского именования.

В настоящее время предпочтения отдаются коротким именам, а более длинные укоренившиеся имена сокращаются и дают новые полноценные имена (Аполлинария - Полина, Эвелина - Эвита, Ричард - Дик). Но интерес к традиционным длинным именам не затухает, и такие имена как Александр и Елизавета не очень скоро покинут рейтинг популярных имён. Выяснилось, что большинство русского населения среднего и пожилого возраста является носителем старых русских имен, в том числе и редких – Афанасий, Герасим, Капитон, Матрена, Праскофья и другие. Многие из этих имен оказались популярными и у представителей молодого поколения.

Также популярными становятся такие имена, которые легко выговаривать большинству людей, чаще ими становятся европейские имена. Некоторые китайские родители пользуются специальным сервисом в подборе популярного европейского имени для своего ребенка. Многие люди берут себе распространённое местное имя на время учёбы или работы в другой стране, особенно в тех случаях, когда родное имя труднопроизносимо для местного населения. Не стоит забывать, что религиозный фактор также влияет на популярность имени. Среди католиков или же православных есть собственные предпочтения, также как у мусульман и евреев. Что популярно у одних, будет крайне редко встречаться у других.

Тем не менее, ко всем именам, попадающим в русскую языковую среду, следует относиться не только терпимо, но и с уважением, помня, что уважение к имени есть уважение к личности, к людям, выбравшим данное имя, к их традициям.

«Нет в языке такого слова, которое по влиянию на ваш характер и судьбу, по силе выражения чувств, по употребительности можно было бы сравнить с вашим именем. Имя может звучать как просьба или приказ, как упрёк или одобрение как пощёчина или ласка» [2], - Пьер Руже.

Сила имени велика, и это было известно со времён, когда первые люди научились говорить. Они не сомневались в том, что вся жизнь человека и целой общины предначертана и заключена в имени.

В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь. Иногда писали у себя на пятках имена своих врагов, чтобы при ходьбе попирать их и тем самым делать зло носителям этих имен.

А у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен был оставить в залог не что-нибудь, а … своё имя! И пока он долга не вернёт, все члены племени считали этого человека безымённым и по имени не называли.

Никто не может лучше выбрать имя ребёнку, чем та, что будет кормить малыша, заботиться о нём и воспитывать, - его мать. Только мать вправе решать, какое имя будет носить её малыш.

Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно. Имя - своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью и над самим человеком.

Особое значение имя имеет при первом знакомстве. Древнейший и глубокий смысл знакомства состоит в том, что, открывая своё имя, человек оказывает другому человеку великое доверие – «я знаю, что, зная моё имя, ты не причинишь мне зла».

Знание имени позволяло влиять на судьбу. Имя – это как бы формула счастья и здоровья. Каждое имя несёт в себе запас энергии. Чем «сильнее» имя, тем больше возможностей, дремлющих в нас, будет проявлено, тем полнее самореализуется личность.

Иногда люди решаются на смену имени, или берут себе псевдоним. Наиболее частой причиной этого является то, что имя вызывает насмешки у окружающих (Грация Неумытова, Беляна Грязнова, Рудольф Степанович …). В таких случаях имя чаще всего действительно не подходит данному человеку. Можно иметь и очень красивое имя, но чувствовать себя с ним так плохо, как в дурно сшитой одежде. Отсюда и появляется желание сменить его.

Но не следует забывать, что смена имени влечёт за собой разрыв с прошлым, начало движения в новом направлении. Это как бы новое рождение.

Чаще всего меняют имена и фамилии актёры, чтобы имя лучше звучало, легче запоминалось. Есть примеры, когда смена имени благотворно влияла на судьбу человека, но были и неудачные и даже драматичные случаи.

Любой из нас знает и помнит, а иногда и не догадывается, что это не настоящие имена и фамилии: Станиславский, Аркадий Гайдар, Максим Горький, Марк Твен, Ленин, Сталин…

Фамилии и их происхождение.

Слово «фамилия» имеет римское происхождение. Изначально оно означало совокупность рабов, принадлежавших одной семье. Однако, придя в Европу, слово «фамилия» изменило свое значение и стало указывать уже на самих членов какой-либо семьи.

Фамилией в 17-18 веках часто бывало прозвище, и только к 19 веку фамилия приобрела значение второго наследственного имени. Таким образом, в фамилии может быть заключена целая история одной семьи.

Изучением фамилий их происхождения занимается этимология, представляющая собой один из разделов лингвистики. В основе этого изучения лежит сравнительно-исторический анализ слов. Историки, исследовавшие происхождение фамилий, пришли к выводу, что первые фамилии возникли в экономически развитых странах Европы в 10-11 веках в Италии, а потом распространились и во Франции, Германии, Англии.

На Руси происхождение фамилий началось несколько позднее, чем в Европе – в 13-14 веках. Это было связано с технологической, экономической отсталостью России от других стран. Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода, вероятно, перенявшие этот обычай из Великого княжества Литовского. Затем в XIV—XV вв. приобрели фамилии московские удельные князья и бояре.

До конца XVIII — середины XIX века большинство населения центральной России фамилий не имело. Как правило, русские фамилии были одинарными и передавались только по мужской линии. В середине XIX в., особенно после отмены крепостного права в 1861 г., формируются фамилии у большинства крестьян. Это были скорее «клички», прозвища. Они не были распространены.

Позднее в 15-16 веках возникли первые русские фамилии у представителей зажиточных, знатных сословий. Большая часть русского крестьянства долгие годы обходилась без фамилий и только после отмены крепостного права при Александре II в 1861 году приобрела фамилии. Процесс приобретения фамилий в основном завершился только к 30-м годам XX века.

Абсолютное большинство русских фамилий происходит от дедичества, временной фамилии отца, то есть имени деда, таким образом, закрепляя наследственное имя в третьем поколении. Так проще стало обозначать семьи одного корня. В случае, если у деда, чьё имя легло в основу утвердившейся фамилии было два имени — одно крестильное, другое обиходное, то фамилия образовывалась от второго, так как крестильные имена не отличались разнообразием.

Следует отметить, что по имени деда записывались русскими чиновниками в конце XIX — начале XX века и фамилии для жителей национальных окраин, таким образом, возникло большинство фамилий в Закавказье и Средней Азии.

Русские фамилии в основном образованы как отчества от церковных или нецерковных личных имён или прозвищ, например, Иван - Иванов сын - Иванов, Медведь - Медведев сын - Медведев. Сюда же относятся фамилии, образованные от прозвищ, связанных с профессией: Гончаров, Мельников, Красильников.

Гораздо реже — от названий местности, например Белозерский от Белоозеро. Такой способ образования особенно характерен для княжеских фамилий. Князья прозывались по имени своего удела, и моментом возникновения фамилии надо считать момент, когда князь, лишившись удела, все-таки сохранял за собой и потомками его название в качестве прозвища: Шуйский, Воротынский, Оболенский, Вяземский и пр. Меньшая часть княжеских фамилий происходит от прозвищ: Гагарины, Горбатые, Глазатые, Лыковы и пр. Фамилии вроде Лобанов-Ростовский соединяют наименование княжения с прозвищем.

Боярские и дворянские фамилии образовывались также от прозвищ либо от имен родоначальников. Процесс становления боярских фамилий из наследственных прозвищ хорошо иллюстрируется историей боярского (впоследствии царского) рода Романовых.

Его родоначальниками были жившие в XIV в. Андрей Иванович Кобыла и Фёдор Андреевич Кошка Кобылин. Потомки Фёдора Кошки на протяжении нескольких поколений носили прозвище-фамилию Кошкины (впрочем, не все: его сын Александр Беззубец стал родоночальникомБеззубцевых, а другой сын Фёдор Гольтяй — родоночальникомГольтяевых). Кошкиными звались его сын Иван и внук Захарий Иванович. Среди детей последнего, Яков Захарович Кошкин стал родоначальником дворянской фамилии Яковлевых, а Юрий Захарович стал зваться Захарьин-Кошкин, тогда как сын последнего звался уже Роман Захарьин-Юрьев. Фамилию Захарьин-Юрьев, или просто Захарьин, носил и сын Романа, Никита Романович (а равно его сестра Анастасия, первая жена Ивана Грозного); однако дети и внуки Никиты Романовича звались уже Романовыми, включая Фёдора Никитича (патриарха Филарета) и Михаила Фёдоровича (царя).

В конце XV в. среди русских дворян появляются первые фамилии иностранного происхождения, прежде всего фамилии польско-литовских и греческих (напр. Философовы) выходцев; в XVII в. к ним прибавляются такие фамилии западного происхождения, как Фонвизины, Лермонтовы. Фамилии потомков татарских выходцев напоминали об именах этих выходцев: Юсупов, Ахматов, Кара-Мурза, Карамзин (также от Кара-Мурза).

Однако следует заметить, что далеко не всегда восточное происхождение фамилии свидетельствует о восточном происхождении ее носителей: в ряде случаев, они происходят от татарских прозвищ, бывших в моде на московской Руси. Такова фамилия Бахтеяровы, которую носила ветвь ростовских князей-Рюриковичей (от Фёдора Приимкова-Бахтеяра), или фамилия Беклемишевы, произошедшая от прозвища Беклемиш (тюркск. — охраняющий, сторожащий), которое носил Фёдор Елизарович, боярин Василия I.

У духовенства фамилии стали появляться лишь с середины XVIII в. Обычно они образовались от названий приходов и церквей (Преображенский, Никольский, Покровский, Благовещенский, Рождественский, Успенский, Космодемьянский и т.п.). До этого иереев обычно именовали отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалось. Их дети, если возникала необходимость, часто получали фамилию Попов.

Некоторые священнослужители приобретали фамилии при выпуске из семинарии: Афинский, Духосошественский, Пальмин, Кипарисов, Реформатский, Павский, Голубинский, Ключевский, Тихомиров, Мягков, Липеровский (от греческого корня, означающего «печальный»), Гиляровский (от латинского корня, означавшего «веселый»).

При этом лучшим ученикам давались фамилии наиболее благозвучные и несшие сугубо положительный смысл, на русском или латинском языке: Бриллиантов, Добромыслов, Бенеманский, Сперанский (русский аналог: Надеждин), Беневоленский (русский аналог: Добровольский), Добролюбов и пр.; наоборот, плохим ученикам придумывали неблагозвучные фамилии, например Гибралтарский, или же образованные от имен отрицательных библейских персонажей (Саулов, Фараонов).

У крестьян в этот период фамилий обычно не было, функцию таковых выполняли прозвища и отчества, а также упоминание их хозяина, так как в XVI в. крестьянство центральной России подвергалось массовому закрепощению. Например, в архивных документах того времени можно встретить такие записи: «Иван Микитин сын, а прозвище Меншик», запись 1568 года; «Онтон Микифоров сын, а прозвище Ждан», документ 1590 года; «Губа Микифоров сын Кривые щёки, землевладелец», запись 1495 года; «Данило Сопля, крестьянин», 1495 год; «Ефимко Воробей, крестьянин», 1495 год. В этих записях можно видеть указания на статус еще свободных крестьян (землевладелец), а также отличие отчества от фамилии (сын такого-то).

Крестьяне северной России, бывших новгородских владений, могли иметь настоящие фамилии и в эту эпоху, так как крепостное право на эти области не распространялось. Вероятно, самый известный пример такого рода — Михайло Ломоносов. Можно также вспомнить Арину Родионовну Яковлеву — новгородскую крестьянку, няню Пушкина. Имело фамилии и казачество. Фамилиями была наделена и значительная часть населения земель, входивших ранее в Речь Посполитую — Белоруссия до Смоленска и Вязьмы, Малороссия.

Происхождение фамилии конкретной семьи определяется только посредством восстановления истории рода. Познание истинной тайны формирования собственной фамилии требует наличия сведений о предшествующих поколениях, а также информации о проживании и деятельности первого носителя прозвища.

Пожалуй, самый знаменитый носитель фамилии - великий русский полководец и военный теоретик, генералиссимус Александр Васильевич Суворов (1729 - 1800). За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов написал знаменитые произведения «Наука побеждать», «Полковое учреждение», обобщающие многолетний опыт обучения и воспитания войск.

Для возвеличивания рода Суворовых некогда была создана легенда о благородном их происхождении — от шведа Сувора, выехавшего в Россию в 1622 году. На самом деле Суворовы отмечаются уже с XV века. В 1482 году в документах под этой фамилией значится некто Горяин, служивый человек. С 1566 по 1572 года дьяком самого Ивана IV был Постник Суворов.

Существует и еще одна версия происхождения данной фамилии. По мнению историка Александра Александровича Зимина, Суворовы происходят из рязанских дворян и находятся в родстве с Измайловыми, Сунбулевыми и Коробьиными. Все эти фамилии имеют тюркское происхождение, поэтому следует полагать такое же происхождение и для Суворовых, что, как считает тюрколог Николай Александрович Баскаков, подтверждается тюркской основой имени Сувор – «наездник».

О точном месте и времени возникновения рода Суворовых нельзя говорить без глубоких генеалогических исследований. Однако с уверенностью можно утверждать, что фамилия Суворов представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

Первая позиция ученых, изучающих антропонимику, относительно фамилии Жуков заключается в том, что прозвище Жук чаще всего дарилось людям на основе выразительного внешнего признака — черных волос. Другая концепция происхождения фамилии гласит, что жуком называли ловких, хитрых и пронырливых личностей.

Примечателен вклад в развитие Российской империи рода Жуковых, проживавшего на кавказских территориях в XVIII веке. Изучению этой фамильной ветви посвятил свою жизнь Колесников. Исходя из его исследований, именно под предводительством Жуковых в 1707-1709 гг. было поднято Булавинское казачье восстание. Прославил свой род и маршал Георгий Жуков, чье имя золотыми буквами вписано в историю современного государства Российского.

Каков он — носитель славного имени Жуков? Происхождение фамилии свидетельствует о том, что представители рода всегда отличались бунтарским духом, свободолюбием, жесткой гражданской позицией. Они обладали мощным созидательным потенциалом, были движущей силой страны. Можно ли дать общий ответ на вопрос, что скрывается за именем Жуков?

Предположения исследователей о том, как произошла фамилия Жуков, также включают теорию зависимости от географического расположения. Так, принять подобное имя могли выходцы из села Жуковка.

Несмотря на то, что вторая теория о том, откуда произошла фамилия «Жуков», обладает негативным оттенком, представители рода Жуковых являются предприимчивыми и изворотливыми людьми. Например, Жуковы — древнейший дворянский род Руси — получили такое прозвище в наследство от своего прародителя — грека Иоанна Смолвина. Существует легенда, что он, прибыв из Византии на русские земли, получил от великого князя Владимира кличку Жук за свою смуглую кожу и характерную хитрость. Поколения потомков с гордостью носили имя Жукова, находясь на царской службе в качестве московских стрельцов, стольников и стряпчих. Исторические документы содержат свидетельства о наличии в XVI веке нескольких дворянских родов с именем, произошедшим от клички Жук.

Исследование истории возникновения фамилии Будённый открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом. Фамилия Будённый относится к распространённому типу родовых именований, образованных от мирских имён, прозвищ. Во времена раннего христианства на Руси был обычай скрывать истинное имя, данное при крещении. Существовало поверье, что колдун, ведьмак, имеющий способность нанести человеку вред посредством ворожбы, сотрудничества с тёмными силами, обязательно должен произнести при заклятии истинное имя человека. Поэтому, наряду с именем крестильным, чаще всего давалось и второе – мирское. По народным верованиям, оно не связано с духовным миром человека, так что использование этого имени не сможет каким-либо образом навредить его носителю. Позже про это поверье забыли, однако прозвища используются и по сей день. Исследуемая фамилия была образована от прилагательного «будённый», которое употреблялось в лексике южнорусских диалектов в значении «относящийся к будням, не праздничный; обыденный, обиходный; повседневный, привычный». Существует также украинское слово «буденний», что в переводе означает «обыденный; будничный; ничем не выделяющийся, заурядный». Подобные мирские имена нередко давались с целью отпугнуть злые силы и привлечь удачу, счастье и благополучие. Эта традиция именования была связана, прежде всего, с древними языческими представлениями славян, с обожествлением и одушевлением природных стихий, которые способны как помочь человеку, так и навлечь несчастья и беды. Красивого и здорового младенца могли назвать Будённым, чтобы уберечь от сглаза. Однако прозвище Будённый мог получить и взрослый, консервативный мужчина, приверженец традиционного уклада жизни. Только в XV–XVI веках на Руси стали появляться первые фамилии как особые, наследуемые родовые именования. Уже в XVI веке большинство фамилий образовывалось прибавлением к основе – имени или прозвищу отца – суффикса -ов/-ев или -ин. По своему происхождению они были притяжательными прилагательными, отчествами. Однако в некоторых случаях мирское имя Будённый могло закрепиться в качестве семейного именования без добавления фамильного суффикса. Это объясняется тем, что данное прозвание уже имело характерную для фамилий форму прилагательного. Среди знаменитых однофамильцев – Семён Михайлович Будённый (1883-1973), советский военачальник, участник Гражданской войны, командующий Первой Конной армией, один из первых Маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза. Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения родового именования Будённый говорить сложно. Однако можно утверждать, что данное семейное имя представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

Исследование истории возникновения фамилии Кутузова открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.

Семейное имя Кутузова образовано от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить человека в обществе. В качестве источников могли использоваться: указание на род занятий, на особенности характера или внешности человека, на местность, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.

Семейное имя Кутузова, вероятнее всего, образовано от прозвища предка Кутуз, которое восходит к слову «кутуз». Согласно словарю Владимира Даля, «кутуз» - «подушка, на которой плетут кружева»; «кожаная подушка»; «вещи, связанные в узел». Кутузом могли прозвать человека дородного, полного, основательного, а также предусмотрительного и хозяйственного.

По другой версии, в основу именования могло лечь тюркское слово «кутуз», «кутур», что значит «неистовый, вспыльчивый». В таком случае, родоначальник фамилии мог получить прозвище за свой горячий нрав.

Общепринятая модель русских родовых именований сложилась не сразу, однако уже к началу XVII века большинство фамилий образовывалось прибавлением к основе суффиксов -ов/ -ев и -ин, постепенно ставших типичными показателями русских семейных имен. По своему происхождению такие именования являлись притяжательными прилагательными. При этом суффикс -ов/-ев прибавлялся к основам на согласный или -о, а фамилии на -ин образовывались от имен и прозвищ, оканчивающихся на -а/-я. Основой их чаще всего служило имя либо прозвище отца. По этой модели на основе личного именования Кутуз была образована фамилия Кутузов.

Принятие семьей личного прозвания предка как своего родового имени означает, что родоначальник фамилии Кутузовых являлся большим авторитетом для домочадцев, а также был известным и уважаемым человеком в родном поселении.

Известен дворянский род Кутузовых. Предок его Гавриил выехал, по преданию, из Пруссии в Новгород к великому князю Александру Невскому. Его праправнук Федор Александрович, по прозванию Кутуз, был родоначальником Кутузовых. Род Кутузовых внесен в I, II, III и VI части родословных книг Новгородской, Псковской, Рязанской и Тверской губерний.

Безусловно, родовое именование Кутузова представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры. Однако процесс формирования фамилий был достаточно длительным, поэтому окончательно говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Кутузова можно лишь на основании глубоких генеалогических исследований.

Фамилия Ананянц имеет довольно интересную историю происхождения и относится к распространенному типу армянских фамилий.На протяжении длительного времени значительную часть армянского именника составляли древние национальные имена. В прошлом большинство народов Европы и Азии верили в судьбоносную силу имени. Поскольку имя (или личное прозвище) сопровождало человека на протяжении всего его жизненного пути, считалось, что оно способно предопределить будущее, повлиять на характер индивида.

Поэтому во все времена существовали так называемые «обрядовые имена», которые родители давали своим детям, желая, чтобы в дальнейшем им сопутствовали успех и благополучие, здоровье и богатство, сила и ловкость.

Так, фамилия Ананянц ведет свое начало от армянского мужского имени Анания, которое в переводе на русский язык означает «единственный в своем роде».

У каждого народа фамилии образовывались согласно местной национальной традиции. Характерной чертой армянских фамилий являются суффиксы –ян, –янц, –енц, –унц, –онц, –уни, выражающие принадлежность к определенному клану или родственную связь. Все эти форманты первоначально означали «из семьи таких-то» или «из рода таких-то». Соответственно, фамилия Ананянц поначалу имела значение «из рода Анании». Это говорит не только о единстве языка (армянские фамилии по происхождению индоевропейские), но и о глубокой истории возникновения армянских фамилий. Со временем специфические суффиксы утратили свое изначальное значение и стали восприниматься лишь как фамильные окончания.

Исследование истории возникновения фамилии Гончарова открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом.

Фамилия Гончарова принадлежит к древнему типу русских фамилий, образованных от личного прозвища.

Традиция давать человеку индивидуальное прозвище в дополнение к имени, полученному при крещении, издревле существовала на Руси и сохранялась вплоть до XVII века. Прозвища могли характеризовать особенности внешности или поведения человека, отмечать место его рождения или национальность. Особую группу старинных русских прозвищ составляли именования, указывавшие на род занятий их носителей. Чаще всего подобные прозвания возникали в том случае, если человек был мастером своего дела. Такого человека благодаря его ремеслу знали и уважали окружающие, поэтому даже в официальных документах за ним зачастую сохранялось профессиональное именование.

К числу таких именований можно отнести и «профессиональное» прозвище Гончар. Гончарами в старину называли мастеров, занимавшихся изготовлением необходимой в любом хозяйстве глиняной посуды, которую русские люди использовали в течение многих веков. Поэтому неудивительно, что это ремесло было одним из самых уважаемых на Руси. В древних актах носители прозвищ, в которых закрепилось старинное именование ремесленников – изготовителей глиняной утвари, упоминаются нередко. Это, например, трубчевский казак Ондрюшка Гончар (1605), выжевский мещанин Васько Гончар (1634), курский ремесленник-горшечник Юрий Гончар (начало XVIII века) и многие другие.

Само слово «гончар» имеет праславянское происхождение и образовано от древнерусского слова «гърно» – «горн, печь для обжига», восходящего к древнеиндийскому ghrnas – «жар, жара».

Общепринятая модель русских родовых именований сложилась не сразу, однако уже к началу XVII века большинство фамилий образовывалось прибавлением к основе суффиксов -ов/ -ев и -ин, постепенно ставших типичными показателями русских семейных имён. По своему происхождению такие именования являлись притяжательными прилагательными, образованными от имени либо прозвища отца. Так потомки того, кто в давние времена носил прозвищное именование Гончар, получили фамилию Гончаровы.

Фамилия Гончарова имеет интересную многовековую историю и должна быть отнесена к числу старейших русских родовых именований.[5]

Представительница фамилии Овчинникова может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

Фамилия Овчинникова принадлежит к древнему типу русских семейных именований, образованных от личных прозвищ.

Традиция давать человеку в дополнение к имени, полученному при крещении, индивидуальное прозвище издревле существовала на Руси и сохранялась вплоть до XVII века. Это объясняется тем, что на практике использовалось относительно немного канонических церковных имен, которые в результате часто повторялись. Многочисленные же личные прозвища позволяли легко выделить человека в обществе. Поэтому прозвищные именования прибавлялись к крестильным именам, а нередко полностью заменяли их не только в обиходе, но и в официальных записях.

Особую группу старинных прозвищ составляли именования, указывающие на род занятий. В русском языке указания на род занятий человека, как правило, оформляются суффиксами -ник или -щик /-чик: заводчик – владелец завода, мельник – тот, кто мелет муку, канатчик – тот, кто делает канаты. В писцовых книгах Новгородской пятины 1495 года отмечены Ивашко Овчинник, СозонкоВедерник, Онтонко Огородник и другие крестьяне с подобными прозваниями, отражающими специализацию крестьянского труда этих людей. Поэтому можно предположить, что человек, получивший в старину прозвище Овчинник, был скорняком и выделывал овечьи шкуры – овчины.

В XV-XVI веках на Руси начали формироваться фамилии как особые наследуемые семейные именования. Общепринятая форма семейных имен сложилась не сразу, но уже к началу XVII века самой распространенной моделью образования фамилий было прибавление к основе суффиксов -ов/-ев и -ин, ставших со временем типичными показателями русских родовых имен. По своему происхождению именования являются притяжательными прилагательными: Иванов означает сын Ивана, поэтому основой их обычно становилось имя или прозвище отца. Так потомки человека, которого в прошлом по какой-то причине называли прозвищем Овчинник, стали Овчинниковыми.

Фамилия Овчинников фиксируется в архивных документах с конца ХV века, причем ее носители – это, как правило, жители северных областей Руси: пермяк Илейко Кузмин сын Овчинников (1496), крестьянин Сольвычегодского уезда Иван Овчинников (1645) и др. С XVII века встречается фамилия Овчинников и на Среднем Урале, где в то время проживали верхотурский посадский Андрей Емельянович Овчинников, основавший деревню Овчинникову на реке Мугае. Также известен дворянский род Овчинниковых, представители которого упомянуты в Адрес-календарях служилого дворянства второй половины XVIII века.

Таким образом, старинная фамилия Овчинникова свидетельствует о неисчерпаемом богатстве русского языка, многообразии путей возникновения русских фамилий и, несомненно, имеет интересную многовековую историю.

Обладатель фамилии Киселев, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

Фамилия Киселев образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека.

Фамилия Киселев берет свое начало от прозвища Кисель, которое было распространено в XV - XVII вв. в разных слоях населения. Возможно, что в основу этого прозвища положены глаголы «киселить», т.е. «льстить, улещать», и «кисельничать» - «важничать, таять от лести». Таким образом, прозвище могло характеризовать человека по его поведению.

Также не исключено, что фамилия Киселев образована от мирского имени Кисель. Имена, данные по названию кушаний, были довольно популярны на Руси. Тем более что кисель традиционно считается одним из самых важных блюд русской кухни.

Он был обязателен на поминках наряду с кутьей и блинами. У русских поминальный кисель варился особым образом: в заквашенный раствор муки втыкали пучок горящих лучин, а кипятили его с помощью горячих камней. Так же кисель готовили и на Вознесение, веря, что Иисус вместе с опарой поднимается на небо. В русских волшебных сказках связь киселя с миром мертвых отражена в сюжетах, где герой попадает на «тот свет» или в тридевятое царство и видит молочные реки с кисельными берегами.

Уже в XV–XVI веках на Руси начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

Еще одной версией происхождения этой фамилии от прозвища Кисель, имевшего распространение в XV - XVII вв. в разных слоях населения. Возможнасвязь с глаголами киселить - «льстить, улещать»; кисельничать- «важничать, таять от лести>>. В разных говорахкиселем называют слабого, беспомощного человека, плаксу, зазнайку, кривляку.[3]

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Киселев в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Киселев представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

Фамилия Борисов образована от крестильного имени Борис, которое, в свою очередь, является краткой формой имени Борислав, что в переводе с древнеславянского означает «обретающий славу в борьбе».

Известен святой Борис, который являлся русским князем и первым русским святым. Вместе со своим братом Глебом, Борис – традиционный персонаж литературных произведений агиографического (житийного) жанра.

Русская православная церковь в 1071 году причислила Бориса и Глеба к лику святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба (2 мая). Память обоих страдальцев осталась для России священною. Русские люди и преимущественно княжеский род видели в них своих заступников и молитвенников. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью.

Скорее всего, основатель рода Борисовых был человеком из привилегированного сословия. Дело в том, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать, или семьи, пользовавшиеся в определенной местности большим авторитетом, представителей которых соседи уважительно звали полным именем.

Доказательством тому является и существование нескольких старинных русских дворянских родов Борисовых. Древнейшим из них является род Борисовых, ведущий свое начало от Бориса Матвеевича Борисова, вотчину которого в Муромском уезде получили по грамоте великого князя Василия Ивановича в 1537 г. его сыновья: Василий, Нечай, Михаил, Роман и Борис. Один из внуков названных лиц, Григорий Семенович, владел поместьями в 1606 г. и оставил после себя четырех сыновей: Гавриила, Якова, Степана и Василия, потомки которых были владельцами в Муромском уезде. Другой род Борисовых, восходящий к самому началу XVII века, происходит от Михаила Григорьевича Борисова, верстанного поместьями в Торопецком и Великолуцком уездах. Потомство его троих сыновей, Сергея, Филиппа и Петра, записано в VI часть родословной книги Псковской губернии. Третий род Борисовых происходит от Якова и Бориса Юрьевичей Борисовых, верстанных поместьями в 1628 г., и записанный в VI часть родословной книги Тверской губернии. Четвертый род Борисовых происходит от Миная Афанасьевича Борисова, умершего в 1648 г. и имевшего двоих сыновей: Абросима и Владимира. В первой половине XVIII века многие представители этого рода были записаны в однодворцы и исключены из этого состояния лишь в 1796 г. по Высочайшему повелению. Род записан в VI часть родословной книги Рязанской губернии.

Однако о точном месте и времени возникновения фамилии Борисов в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным.

Заключение.

На мой взгляд, эта тема актуальна и в настоящее время, потому что каждый человек хотел бы знать историю фамилии, ее значение и своих предшественников. В XXI веке фамилии особенно заинтересовали людей, и как результат появилось много коммерческих фирм, готовых предоставить информацию из архивов.

Изучение фамилий представляет огромный интерес для ученых: социологов, историков и этнографов. Каждый из нас каждый день общается с различными людьми – друзьями, коллегами, родственниками. Ежедневно мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий разных людей. Мы смотрим телепрограммы, кинофильмы, где главными героями практически всегда являются люди.

Все граждане нашей страны имеют фамилии, записанные в документах. Действительно, информация, даваемая фамилиями весьма широка: это и топонимика, и сведения об исчезнувших профессиях, история труда и быта, история страны, история языка.

Собственная фамилия – отличительный знак его в обществе. Бывает и так, что человека уже нет, а фамилия живёт, и люди, называя фамилию, вспоминают человека. Но не все из нас задумываются над происхождением, способом образования или возрастом своей фамилии. Изучение фамилий ценно для науки. Оно позволяет полнее представить события последних столетий, историю науки, литературы, искусства.

Список использованной литературы.

  1. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л., Лениздат,1991. – 220 c.

  2. Хигир А. Энциклопедия имен. Имя, характер, судьба.-М.: Изд-во Эксмо, Яуза, 2006. – 352 с.

  3. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001. – 672с.

  4. Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Энциклопедия русских фамилий. – М.: ЭКСПО – Пресс, 2000 г. -592 с.

  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2 тт. Т.1: А – О. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 1280 с.

  6. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1975. – 160 с.

  7. http://names.neolove.ru/last_names/29/an/ananjan.html

  8. https://www.analizfamilii.ru/

Просмотров работы: 12354