УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Мацнева Ю.С. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы произошли значительные изменения в деятельности, поведении и философии организаций. Их задачей теперь становится координация разнородных видов деятельности, имеющих выходы на различные товарные рынки. Это потребовало пересмотра подходов к принципам и функциям менеджмента. Например, в центре внимания менеджера находятся ключевые факторы успеха компании, формирование преимуществ в конкурентной борьбе, характеристика влияния внешних и внутренних факторов среды на стратегическое положение компании.

Все эти факторы оказали влияние на создание новых – инновационных организаций.

Инновационные организации – это специализированные хозяйственные самостоятельные учреждения, главной целью которых является разработка инноваций: выполнение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных), научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных), и коммерческое распространение инноваций на рынке для их практического использования [2].

Инновационные организации ориентированы на решение собственных проблем. В отличие от традиционных организаций для инновационных организаций характерны:

  1. Стремление к постоянному улучшения

  2. Адаптивные организационные структуры и методы воздействия

  3. Стимулирование идей и методов работы

  4. Развитие индивидуальных и коллективных навыков решения проблем

  5. Упор на эксперимент

  6. Постоянное исследование и обучение

  7. Поддержание альтернативных методов решения проблем

Одной из важнейших проблем в инновационной деятельности является проблема организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Все большее значение приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика.

Основная проблема управления преобразованиями, чрезвычайно сильно взаимосвязанная с факторами организационной культуры, заключается в возникновении сопротивления нововведениям, агентом которого становится определенная социальная группа (ведь принятие инновации - результат группового решения, т.е. функция коллективного действия, выражающаяся в формировании группового консенсуса в отношении предлагаемого новшества). Сопротивление нововведениям может быть результатом нехватки ресурсов, отсутствия чёткого экономического обоснования, отсутствия или нехватки информации у сотрудников, опасения за карьеры, недостаточно развитая организационная культура.

Инновация может не приниматься по причине потенциального влияния на существующие социальные связи в организации, так как угрожает иерархии власти и престижа, сложившимся на основе установленной технологии, точнее - предлагаемой ею системе контроля. Новаторы представляют для определенных социальных кругов организации личную угрозу.

В современных условиях на первый план выдвигается задача выживания предприятий. А для этого в равной степени важным является и положение на рынке, и инвестиционная активность, и производительность, и развитие человеческих ресурсов, качество труда и финансовые результаты. Приходится затрачивать немалые средства на создание новых производственных связей.

Контроль за всеми этими параметрами непосредственно зависит от управления.

Для управления инновационной организацией характерно то, что в качестве ключевого источника постоянного роста и развития выступает творческая деятельность, создание и распространение нововведений. Создаётся особая модель управления инновационной организацией.

Одно из главных отличий состоит в роли, месте и значении НИОКР в развитии организации. Если для многих, возникших раньше, управленческих подходов было характерно отношение к НИОКР как к затратам, исследования и разработки продуктов рассматривались как накладные расходы, то для модели управления инновационной организацией исходным является отношение к НИОКР как к активам, инвестициям. При этом управление НИОКР осуществляется не изолированно от управления другими функциями (производством, маркетингом и т.д.), а в тесной взаимосвязи, на базе глубокой интеграции. Фактически НИОКР оказываются неотъемлемым составным элементом всей организации, задающим вектор ее развития, во многом определяющим ее стратегию и культуру.

Для модели управления инновационной организацией характерно управление нововведениями в масштабах расширенной организации, т.е. включая потребителей, поставщиков, стратегических партнеров. Для управления инновационной организацией понятие расширенной организации является принципиально важным.

Другими существенными отличительными чертами модели управления инновационной организацией являются разработка эффективной инновационной стратегии развития, основанной на НИОКР и творческий подход к принятию решений [1].

При построении модели управления инновационной организацией необходимо исходить из того, что инновационный процесс включает в себя разработку, производство, продвижение и реализацию новых товаров и услуг.

Модель управления инновационной организацией строится на представлении о том, что инновационный процесс может быть очень сложным. Выдвижение идеи и её реализация в инновационной продукции происходит поэтапно, включает в себя много различных шагов, ряд этапов, фаз.

Процесс создания нового продукта может включать в себя гораздо больше различных этапов, шагов, чем процесс производства традиционных товаров. Инновационные проекты, поскольку они связаны с гораздо более сложными процессами, чем производственные, в принципе более уникальны, они не повторяются так часто, как производственные. Инновационные системы, в отличие от производственных, ориентированы не на повторение, воспроизведение той же самой продукции, а на поиск и утверждение нового. В одних отраслях инновационные процессы более стандартизированы (например, в фармацевтической промышленности разработка каждого нового препарата включает ряд одинаковых шагов, этапов), а в некоторых других отраслях каждый инновационный проект может быть уникальным.

Модель управления инновационной организацией использует расширительную трактовку ресурсов организации, фактически переопределяя сам термин «ресурсы» и рассматривая организацию как расширенную. Ресурсы инновационной организации - это не просто его затраты согласно отчетности или плану бюджета следующего года и не просто мощности (лаборатории, офисные помещения, оборудование). Ресурсы также включают финансовую поддержку, и конечно работников, поставщиков, партнеров, потребителей и даже конкурентов. К этому еще надо добавить знания, компетенции, технологии, которые использует организация. Важная проблема и возможность повышения эффективности развития организации заключается в том, чтобы управлять нематериальными ресурсами организации так же эффективно, как и материальными ресурсами. Ключевыми ресурсами инновационной организации являются работники и их компетенции. Сотрудники вносят свой вклад путем участия в командах, которые можно назвать сетями. Эти сети включают сотрудников, которые помимо их ежедневных заданий постоянно привлекаются для участия в специальных инновационных проектах, где требуются их особые опыт и навыки. Это повышает эффективность развития организации [3].

И наконец, одним из важнейших элементов управления инновационными организациями является построение эффективной организационной структуры. Во-первых, структура инновационной организации должна быть подвижной. Идеи, знания, информация движутся беспрепятственно от одной части организации к другой - между главными руководителями, менеджерами, работниками, потребителями, партнерами и поставщиками - без необходимости проходить через сложную систему проверок и сопоставлений. Во-вторых, для структуры инновационной организации характерно руководство инновациями сверху вниз и снизу вверх. В-третьих, структура инновационной организации является сетевой. Сети, которые основаны на взаимном признании возможностей и вкладов каждого участника, не замещают существующую организационную структуру и процессы.

Таким образом, в управлении инновационными организациями необходимым является преодоление сопротивления со стороны персонала, эффективное использование ресурсов, построение эффективной организационной культуры, объединение сотрудников в сетевые группы и конечно грамотное использование НИОКР.

Библиографический список

  1. http://center-yf.ru/data/Menedzheru/innovacionnoe-upravlenie.php

  2. http://center-yf.ru/data/Menedzheru/osobennosti-innovacionnogo-upravleniya.php

  3. https://monographies.ru/ru/book/view?id=112

Просмотров работы: 116