Сейчас создано большое количество различных программ, сервисов и образовательных сайтов, которые позволяют оптимизировать и делать учебный процесс более увлекательным и интересным. Как правило, педагоги используют далеко не весь потенциал онлайн-инструментов. Отечественные учителя получают качественное педагогическое образование, однако учиться работать с Web сервисами им приходится самостоятельно. Сложность в данном вопросе возникает, в большинстве случаев, у педагогов, которые читают дисциплины гуманитарного цикла.
В рабочей программе школы сказано, что именно русский язык и литература как средства познания действительности обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивают его абстрактное мышление, память и воображение, формируют навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, данные школьные предметы неразрывно связаны со всеми другими и влияют на качество усвоения других школьных предметов, а в перспективе способствуют овладению будущей профессией.
Сегодня основной задачей школы является не просто сообщение некой суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному получению знаний и умений [1]. В связи с этим перед каждым педагогом встаёт задача по организации информационно-образовательной среды таким образом, чтобы занятия по предмету не снижали у школьников уровня мотивации к обучению. Поэтому проблема поддержания познавательного интереса учащихся к предметам школьного курса не теряет своей актуальности. При решении этих задач учителю могут быть полезны Web сервисы.
Положительное влияние социальные сетевых сервисов на формирование познавательного интереса школьников раскрыто в работах Патаракина Е.Д., Янкиной О.Е., Максимовой Н.А., Куркиной Е.В., Монахова Н.В., Монаховой Г.А., Яковлевой И.В. В исследованиях показано, как тот или иной сервис изменил работу учителя и учеников, как преподавателю следует выстроить проектную деятельность учеников при работе.
Однако в работах отечественных ученых не были раскрыты противоречия между:
возможностями использования веб-сервисов в развитии познавательного интереса школьников и недостаточным использованием данных возможностей при обучении русскому языку и литературе;
широкими и постоянно развивающимися возможностями сервисов Web 2.0 в деятельности учителя русского языка и литературы, позволяющими создавать электронный учебный материал, и отсутствием методических рекомендаций по разработке электронного учебного материала для русского языка и литературы на основе сервисов Web 2.0 в условиях реализации ФГОС общего образования
Сформулированная выше группа противоречий определяет проблему данного исследования, которая заключается в выявлении набора веб-сервисов и обосновании возможности их использования в учебном процессе для формирования познавательного интереса школьников на уроках русского языка и литературы, а также в разработке методической поддержки учителей и учеников в организации работы с данными образовательными ресурсами.
Таким образом, объектом нашего исследования будет являться процесс формирования познавательного интереса школьников при обучении русскому языку и литературе
Предмет исследования – влияние использования веб-сервисов на процесс формирования познавательного интереса учащихся школы.
Под социальными сервисами Web 2.0 будем понимать современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия [2]. Эти групповые действия включают:
персональные действия участников и коммуникации участников между собой;
записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов;
размещение ссылок на интернет-ресурсы и их рейтингование;
размещение фотографий;
размещение книг (возможны иллюстрации);
видеосервисы;
компиляция на одной странице «сборной солянки» из различных интернет-сервисов;
географические сервисы и сервисы на их основе;
обмен сообщениями.
Под познавательным интересом будем понимать эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально познавательную направленность личности [3]. Особое значение познавательной интерес имеет в школьные годы, когда учение выходит на первый план в жизни ребенка. Являясь мотивом учения, познавательный интерес способствует встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения.
Интернет-сервисы позволяют создавать разнообразные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы, использовать различные виды деятельности и тем самым повышают мотивацию и познавательный интерес учащихся. Практика показывает, что при использовании этих сервисов формируются умения обобщать, анализировать, систематизировать информацию по теме, работать в группе, находить информацию в различных источниках.
В дальнейшем для раскрытия противоречий и решения поставленной проблемы нами будут разработаны методические рекомендации по использованию необходимых Web-сервисов учителями русского языка и литературы. Кроме этого, будет сделан подбор существующих электронных ресурсов и проведен их анализ, выявляющий преимущества и недостатки сервисов, а также их особенности и возможности, влияющие на формирование познавательного интереса школьников при обучении русскому языку и литературе.
Список литературы
Зейналов, Г.Г. Деятельностный подход как парадигма современного образования / Г.Г. Зейналов // Учебный эксперимент в образовании. - 2017. - № 1. - С. 6-11.
Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Учебно-методическое пособие] // М: Интуит.ру – 2-е изд., испр. - 2009. - С. 64
Шарова, И.В. Технологии web 2.0 как средство формирования познавательного интереса школьников к математике [Статья] // Научный поиск. - № 3.2. - 2015. - С.1.
Огурцова, Е.Ю. Использование WEB 2.0 сервисов в процессе формирования познавательных интересов учащихся при обучении математике / Е.Ю. Огурцова // Актуальные вопросы методики обучения математике и информатике. - Ульяновск. - 2013. - С.192-198.
Огурцова, Е.Ю. Использование интернет-сервиса Google карты в процессе формирования познавательных интересов учащихся при обучении математике / Е.Ю. Огурцова // Актуальные вопросы методики обучения математике и информатике в условиях стандартизации образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей математики, информатики школ и вузов. - Ульяновск. - 2016. - С. 211-214.