ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Завалий А.П. 1
1Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дизайн является междисциплинарной деятельностью, находящейся на стыке многих научных направлений. Важнейшим из них является психология. Вооруженный знаниями из области психологии, дизайнер лучше понимает свою задачу по формированию предметного мира, способного обеспечить человеку не только физический, но и эмоционально-психический комфорт.

Психику и поведение человека невозможно понять без значения его природной и социальной сущности. Из-за этого изучая психологию, предполагается знакомство с особенностями биологии человека, знанием строения и функционирования его центральной нервной системы.

Сам термин «психология» впервые появился в XVI веке. Изначально он был прикреплён к науке, занимающейся изучением, называемых в то время душевными, или психическими явлениям, которые индивид осознавал в результате самонаблюдений. Психология переводится с древнегреческого, как "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть психология - это "наука о душе". С начала XVII-XIX веков сфера исследований психологии значительно увеличивалось, теперь она включала в себя деятельность человека и неосознаваемые психические процессы, т.е. бессознательное.

И только с XIX в. психология стала позиционировать себя как самостоятельную и экспериментальную область научных знаний. Со временем психологические исследования увеличили область своего изучения. В связи с этим термин «психология» отчасти утратил свой первоначальный, достаточно узкий смысл.

Область изучаемая психологией охватывает разнообразные процессы, свойства и состояния индивида, которые имеют разные степени сложности — от элементарного несоответствия отдельных признаков объекта, воздействующих на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Некоторые из этих явлений на сегодняшний день достаточно хорошо исследованы, а изучение других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Некоторые утверждают, что абстрактное и обобщенное описание изучаемых явлений и их связей - это уже и есть теория. Однако на этом теоретическая работа не заканчивается, она включает также интеграцией и сопоставлением накопленных знаний, их систематизацию и многое другое. Конечной целью изучения является раскрытие сущности изучаемых явлений полностью.

В настоящее время прослеживается активное развитие психологической науки, изучающее огромное количество практических и теоретических задач, встающихся перед нею. За последнее десятилетие значительно увеличился фронт психологических исследований, образовались новые научные дисциплины и направления. Сменились понятия психологической науки, постоянно появляются новые концепции гипотезы, в психологии появляются новые эмпирические данные. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», давая определение современному состоянию науки, указывает, на то, что сегодня резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории.

Психологическая наука разделяется на множество отраслей, являющихся относительно самостоятельно развивающимися направления научных исследований. Кроме того их также можно разделить на прикладные и фундаментальные, специальные и общие. Можно выделить основные и часто встречаемые отрасли психологии: общая, социальная, инженерная, военная, юридическая, генетическая, медицинская, педагогическая, психодиагностика, психотерапия, возрастная, психология труда, психология управления психофизиология, дифференциальная патопсихология и прочая.

Общая психология дает научное объяснение общих методов и важнейших теоретических принципов психологии, характеризует основные научные понятия психологии. Именно результаты ее исследования в области общей психологии - являются фундаментальной основой развития всех разделов и отраслей психологической науки.

Интенсивно развивающейся областью человеческого знания является современная психология, т.е. тесно взаимодействующая с другими науками. Генетическая психология исследует наследственные механизмы поведения и психики, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология прослеживает и изучает индивидуальные различия способностей, поведения, деятельность людей, предпосылки данных различий и способы их организации.

Онтогенез разнообразных психологических качеств и психических процессов личности изучает возрастная психологи, которая так же делится на детскую психологию, психологию подростка, юности, взрослого и пожилого человека и геронтопсихологию.

Если изучать генетическую, дифференциальную и возрастную психологию вместе, то они являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Педагогическая психология исследует психологические закономерности воспитания и обучения. Медицинская психология объединила в себе целый ряд отраслей психологии. Отрасли, которые имеют дело с отклонениями от нормы в поведении и психике индивида. Она разделена на патопсихологию, которая изучает психические заболевания; нейропсихологию, которая изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, которые изучают влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, которая изучает и использует средства психического воздействия для лечения больного; психогигиену и психопрофилактику.

Практическое применение психологии огромное, в нее входят задачи разного масштаба - от рассмотрения личностных особенностей в быту, до коллективного бессознательного. Психологические аспекты, как и в любых глобальных проблемах, можно выявить в современности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и прочее.) и в вопросах повседневной жизни людей (преодоление межличностных конфликтов, снятие эмоциональной напряженности и прочее).

Психология все еще молодая наука, которая активно развивается, имея за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Существование психологии как самостоятельной науки начисляет лишь десятилетия, но ее основная проблематика известна еще от философской мысли со времен зарождения философии. Психология является переходом от неограниченного и разнородного описания явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечению преемственности своих результатов. Именно это делает ее обязательным элементом процесса дизайнерского проектирования.

Список источников

  1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М., 2002.

  2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2003.

  3. Немов Р.С. Психология. - М., 1998.

  4. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М., 2001.

  5. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 2000.

Просмотров работы: 135