ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И В США - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И В США

Арчимаева Т.В. 1
1Хакасский Технический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. У каждого, кто задумывается реализовать свои права собственника, возникает много проблем и вопросов.

Одним из основных является вопрос о стоимости объекта собственности.

С этими проблемами сталкиваются предприятия, фирмы, акционерные общества, финансовые институты. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и системы страхования также формируют потребность в новой услуге — оценке стоимости объектов и прав собственности.

Необходимым условием дальнейших экономических преобразований в нашей стране является создание развитой инфраструктуры рыночной экономики, важнейшим элементом которой является оценочная деятельность. Сегодня стоимостная оценка заняла свое достойное место в рыночной системе хозяйствования.

Вот уже более 10 лет результаты оценки стоимости различных объектов собственности являются основой для принятия большинства решений в частном и в государственном секторе. Оценка стоимости стала неотъемлемым инструментом в арсенале современного российского бизнесмена, финансиста, менеджера, без знаний оценочной деятельности трудно обойтись в условиях рыночной экономики и простому гражданину, и государственному чиновнику, и политику, и предпринимателю. Именно этим доказывается актуальность темы курсовой работы.

Проблемой данной темы является то, что в РФ оценочная деятельность является достаточно молодой деятельностью, в которой некоторые аспекты не совсем точно практически выявлены по сравнению с более развитыми странами.

Целью курсовой работы является рассмотрение оценочной деятельности в России и в США

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность оценочных обязательств;

2. Выявить основные составляющие оценочных обязательств;

3. Изучить нормативное регулирование оценочных обязательств;

4. Рассмотреть практические аспекты оценочной деятельности в РФ и в США.

Объектом исследования представляется оценочная деятельность.

Предметом исследования является оценочная деятельность в России и в США.

В работе применялись следующие нормативные акты:

  1. Гражданский Кодекс РФ

  2. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017)

  3. Федеральный закон -ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

  4. Приказы Минэкономразвития РФ

  5. Постановление Минтруда РФ

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования оценочной деятельности.
  1.  
    1. Сущность оценочной деятельности и его составляющие.

Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости». (Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017), ст. 3).

Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Оценка стоимости процесс целенаправленный и требующий определенных знаний, поэтому оценочной деятельностью могут заниматься Эксперты-оценщики. Именно они должны сформировать рыночную стоимость объекта.

Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технических характеристик, местоположения, генерируемый им доход, состав и структуру активов и обязательств и т. п. оцениваемого объекта. Он обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъектуру, уровень и модель конкуренции, рыночное реноме оцениваемого бизнеса, его макро- и микроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущую ситуацию в отрасли и в экономике в целом.

Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации.

К субъектам оценочной деятельности можно отнести:

  • органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

  • оценщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами;

  • профессиональные объединения оценщиков;

  • заказчиков оценщиков — юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта;

  • потребителей оценочных услуг — юридических или физических лиц, а так же органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценки.

Объект оценки – любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец.

Объектами оценки в соответствии со статьей 5 Закона являются :

  • отдельные материальные объекты (вещи);

  • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в т. ч. предприятия);

  • право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

  • права требования, обязательства (долги);

  • работа, услуги, информация;

  • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

С экономической точки зрения объектом оценки может выступать предприятие в целом, его отдельные элементы, в т.ч. материальные и нематериальные активы, включая любые виды прав.

Иначе, объектом оценки могут быть: группы предприятий, предприятие, недвижимость предприятия, машинный парк, нематериальные активы, оборудование, репутация, любые виды прав и другие элементы в зависимости от целей и потребностей владельца.

В зависимости от объекта оценки, учитывая особенности методики и технологии, можно выделить несколько направлений специализации или видов оценочных работ, например, оценка станков, машин, оборудования, транспортных средств; оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности; оценка недвижимости и земли, оценка предприятия (бизнеса).

Оценка стоимости любого объекта собственности (в т.ч. бизнеса) представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения стоимости объекта в денежном выражении с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им, (с учетом влияющих на нее факторов) в определенный момент времени в условиях конкретного рынка.

Основные черты оценочного процесса:

1. Процесс.

Этапы процесса оценки бизнеса.

1.1 Определение задачи;

1.2 Составление плана оценки;

1.3 Сбор и проверка информации;

1.4 Выбор подходов и методов оценки;

1.5 Согласование промежуточных результатов и подготовка итогового заключения;

1.6 Составление отчета о результатах оценки стоимости;

1.7 Представление и защита отчета.

2. Упорядоченность процесса.

3. Целенаправленность процесса.

4. Стоимость выражается как количество денежных единиц.

5. Связь с рыночной ситуацией.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего или заинтересованного в оценке субъекта.

Оцениваться могут капитал, бизнес, предприятие.

Особенности бизнеса как товара:

1. Бизнес – инвестиционный товар.

2. Бизнес является системой.

3. Потребность в бизнесе как в товаре зависит от процессов, происходящих как внутри самого бизнеса, так и во внешней среде.

4. Необходимость участия государства в регулировании оценки бизнеса, его купли-продажи, формировании рыночных цен на бизнес.

Предприятие – организационно-экономическая форма существования бизнеса. Следовательно, названные особенности бизнеса как товара присущи предприятию.

Отличие предприятия и бизнеса: предприятие является одновременно юридическим лицом и хозяйствующим субъектом (ГК РФ ст.48). Имущественный комплекс для осуществления предпринимательской деятельности.

Составляющие предприятия: материальные (земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, продукция) и нематериальные активы, имущественные обязательства.

Особенности оценки предприятия:

1. Необходимость учета определенных юридических прав.

2. Необходимость оценки имущественного комплекса (материально-вещная составляющая)

3. Необходимость оценки эффективности создания прироста стоимости в рамках объекта оценки (финансы, система управления и др.).

Уровни субъектов оценки:

1 уровень: оценщики, заказчики;

2 уровень: органы, регулирующие оценочную деятельность (государственные и СРО), потребители оценочных услуг,

Оценщик:

- оценочная фирма или индивидуальный предприниматель, осуществляющие оценочную деятельность;

- физическое лицо, профессионально осуществляющее оценочную деятельность, и являющееся работником оценочной компании.

1.2. Правовые основы оценочной деятельности

При осуществлении деятельности оценщики руководствуются правовыми, профессиональными и этическими нормами.

Правовые нормы оценочной деятельности и взаимоотношений с другими субъектами оценки закреплены в законодательных актах.

Профессиональные нормы оценки – стандарты профессиональной практики оценки, разрабатываемые профессиональными организациями для контроля за деятельностью своих членов.

Этические нормы поведения оценщиков зафиксированы в Кодексе этики, который принимается профессиональными организациями. При нарушении стандартов Кодекса этики к оценщикам могут быть применены санкции, вплоть до исключения из СРО и лишения сертификата.

Требования к оценщикам:

- профессионализм;

- определенный опыт работы;

- личные качества (честность, объективность, независимость в суждениях);

- обязательность в выполнении условий договора, заключенного с заказчиком.

Правовые нормы, регулирующие оценочную деятельность в Российской Федерации, закреплены в законодательных актах на федеральном и местном уровнях. Основополагающим документом является Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» 26 июня 1998 г. № 135-ФЗ (Редакция от 29.07.2017), в котором даны понятия оценочной деятельности, определены ее субъекты и объекты оценки. Законом определены случаи обязательного проведения оценки, установлены основания для оценочной деятельности, ее условия и порядок регулирования.

Законом установлена система лицензирования и сертификации оценочной деятельности, а также порядок аттестации оценщиков и их аккредитации.

Управление оценочной деятельностью со стороны государства заключается в контроле над этим видом деятельности через органы, уполномоченные Правительством РФ и субъектами Российской Федерации. Помимо контроля и регулирования оценочной деятельности, уполномоченные органы выполняют следующие функции:

  • взаимодействуют с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и ее координации;

  • согласовывают проекты стандартов оценки;

  • согласовывают перечень требований к образовательным учреждениям, которые осуществляют профессиональную подготовку оценщиков.

Дополнительно к государственному регулированию предусмотрено саморегулирование оценочной деятельности в виде образования ассоциаций, союзов и других коммерческих организаций оценщиков, которые могут:

  • защищать их интересы;

  • содействовать повышению уровня профессиональной подготовки;

  • разрабатывать собственные стандарты;

  • разрабатывать и поддерживать системы контроля качества оценочной деятельности и т.д.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оцениваемого субъекта.

Субъектом оценочной деятельности являются, с одной стороны, профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками, с другой стороны – потребители их услуг, заказчики.

В роли профессиональных оценщиков выступают:

– юридические лица (оценочные фирмы, отделы оценки аудиторских и других компаний);

– физические лица (индивидуальные предприниматели).

Профессиональные оценщики работают по заказам, поступающим от государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных и страховых институтов, а также граждан.

В своей деятельности они руководствуются правовыми, профессиональными и этическими нормами. В табл.1 приводятся основные правовые акты, которые используются при поведении оценки стоимости бизнеса.

Чтобы оценить бизнес, оценщик должен знать:

– подходы, методы и стандарты оценки;

– нормативные и правовые акты в сфере оценочной деятельности и бизнеса (законы, приказы, постановления, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты и др.);

– экономическое окружение бизнеса (цены, изменение и соотношение цен, ставки арендной платы, налогов, лизинговых платежей и др.);

экономику предприятия, основы организации и технологии строительства, производства промышленной, сельскохозяйственной и другой продукции, услуг;

– требования к составу и эффективному использованию имущественного комплекса в разных сферах хозяйствовании;

– финансовый учет и отчетность предприятия, методики финансового анализа.

Российский оценщик имеет право:

– самостоятельно выбирать и применять методы оценки в соответствии со стандартами;

– при обязательной оценке требовать от заказчика обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

– получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

– запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении информации существенным образом влияет на достоверность оценки, оценщик указывает это в отчете;

– привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки иных оценщиков либо других специалистов;

– отказаться от проведения оценки объекта в случае, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил соответствующие договору условия работы.

Таблица 1

Основные нормативные правовые акты, регулирующие оценочную деятельность в Российской Федерации

Нормативно-правовой акт

Примечание

Федеральный закон -ФЗ

(ред. от 01.01.2001)

«Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Определяет объекты оценки, случаи обязательного проведения оценки, основные нормы и правила ведения оценочной деятельности

Гражданский Кодекс РФ

Служит основой для проведения экспертизы ресурсов и прав на них, предусматривает проведение оценки при внесении вклада в имущество хозяйственного товарища или общества

Продолжение таблицы 1

Приказ Минэкономразвития от 01.01.01 года N 256 «Об утверждении федерального стандартаоценки» (ФСО N 1)

Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки

Приказ Минэкономразвития от 01.01.01 года N 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки» (ФСО N 2)

Цель оценки и виды стоимости

Приказ Минэкономразвития от 01.01.01 года N 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки» (ФСО N 3)

Требования к отчету об оценке

Федеральный закон -ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Указывает на необходимость привлечения для определения стоимости предприятия и его активов независимых оценщиков, устанавливает положения, условия и ограничения оценки собственности в ходе арбитражного процесса

Постановлением Минтруда РФ от 01.01.2001 N 37 (ред. от 01.01.2001)

«Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»

Утверждает квалификационную характеристику должности «оценщик», должностные обязанности оценщика, требования к его обязанностям и квалификации

Обязанности оценщика заключаются:

– в соблюдении требований закона об оценочной деятельности и принятых на его основе нормативных правовых актов;

– отказе от оценки в случае возникновения обстоятельств, препятствующих объективной оценке;

– обеспечении сохранности документов, получаемых в ходе проведения оценочных работ;

– предоставлении заказчику информации о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;

– предоставлении по требованию заказчика документов об образовании, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

– не разглашении конфиденциальной информации, полученной от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– хранении копий составленных отчетов в течение трех лет;

– предоставлении копий хранящихся отчетов или информации из них правоохранительным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.

В ст. 16 Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации отмечается, что оценка не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве.

В настоящий момент действуют 11 федеральных стандартов:

1. «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки ФСО N 1)» от 20.05.15,

2. «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)» от 20.05.15,

3. «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» от 20.05.15,

4. «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» от 22.10.10,

5. «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО № 6)» от 07.11.11,

6. «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» от 25.09.14,

7. «Оценка бизнеса (ФСО N 8)» от 01.06.15,

8. «Оценка для целей залога (ФСО №9) от 01.06.15,

9. «Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО №10) от 01.06.15,

10. «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности» (ФСО №11) от 22.06.15.

Глава 2. Практические аспекты оценочной деятельности в РФ и США. 2.1. Практические аспекты в Российской Федерации.

Механизм регулирования оценочной деятельности в РФ

Согласно Концепции развития оценочной деятельности в русской Федерации Концепция развития оценочной деятельности в РФ одобрена Межведомственным советом по вопросам регулирования оценочной деятельности в русской Федерации. Основными механизмами регулирования оценочной деятельности являются:

  • лицензирование оценщиков; (на сегодняшний момент лицензирование отменено);

  • аттестация профессионалов в области оценочной деятельности; система стандартов и положений оценочной деятельности;

  • утверждение учебных программ по переподготовке профессионалов в области оценочной деятельности;

  • сертификация услуг;

  • страхование гражданской ответственности оценщиков.

Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством РФ в согласовании с законодательством.

В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, другие некоммерческие организации. Поэтому дополнительно к государственному регулированию регулирование оценочной деятельности осуществляется таковыми саморегулируемыми организациями оценщиков и распространяется на членов таковых саморегулируемых организаций.

Саморегулируемые организации оценщиков могут делать следующие функции:

  • защищать интересы оценщиков;

  • содействовать увеличению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

  • содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

  • разрабатывать собственные стандарты оценки;

  • разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля свойства воплощения оценочной деятельности.

Адекватность организационных аспектов и стандартов оценочной деятельности обеспечивают так необходимое в современном глобальном бизнесе взаимопонимание и взаимное признание профессионалов-оценщиков, действующих на различных рынках недвижимости.

Следует отметить, что в странах западной демократии специальный государственный закон, регулирующий оценочную деятельность, -- явление малораспространенное. В большинстве стран основные вопросы регулирования недвижимости сосредоточены в гражданских и земельных кодексах, законах о налогах. Тем не менее есть зарубежные примеры действующих правовых актов, связанных именно с оценочной деятельностью, например в Германии (1988).

Федеральный закон закрепил ведущую роль государства в регулировании оценочной деятельности в Российской Федерации, подтвердив тем самым традиционную отечественную склонность к преимущественно централизованным схемам управления. Основные регулирующие функции в конечном счете были делегированы уполномоченному представителю федеральной исполнительной власти, в настоящее время -- Министерству имущественных отношений Российской Федерации (далее -- Минимуществу России). При этом в главе III ФЗО определены основные управленческие функции этого представительного органа:

  • контроль за осуществлением оценочной деятельности,

  • регулирование оценочной деятельности,

  • взаимодействие с другими органами государственной власти (других отраслей, связанных с недвижимостью) по вопросам оценки и координация их деятельности,

  • согласование проектов стандартов оценки,

  • согласование требований к образовательным учреждениям и программам, связанным с профессиональной подготовкой оценщиков.

Кроме того в ФЗО было установлено требование об обязательном централизованном лицензировании оценочной деятельности (на сегодняшний момент лицензирование отменено законодательно).

Основные направления и формы государственного регулирования оценочной деятельности отражены на рисунке (см. Приложение 1).

В регионах Российской Федерации, в субъектах федерации и муниципальных структурах на местах регулирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством в рамках региональных и муниципальных органов разветвленной системы Минимущества России.

“Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности” были утверждены 6 июля 2001 г. Постановлением Правительства РФ№ 519. Согласно этому Постановлению разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к разным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке, было возложено на Министерство имущественных отношений русской Федерации (Минимущество России).

Требования Стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и способов оценки, а также при проведении оценки. Согласно требованиям Стандартов при составлении отчета об оценке оценщик должен употреблять информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

В эталоне оценки дается определение главных видов стоимости объекта оценки, подходов к оценке и способов оценки. Кроме определения рыночной стоимости объекта оценки в эталоне дается определение видов стоимости. К таковым видам относятся:

  • цена объекта оценки с ограниченным рынком продуктов;

  • цена замещения объекта оценки;

  • цена воспроизводства объекта оценки;

  • цена объекта оценки при существующем использовании;

  • инвестиционная цена объекта оценки;

  • цена объекта оценки для целей налогообложения;

  • ликвидационная цена объекта оценки;

  • утилизационная цена объекта оценки;

  • особая цена объекта оценки.

В эталоне дается определение трех главных подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного. Согласно требований Стандартов, оценщик при проведении оценки должен употреблять (либо обосновать отказ от использования) данные подходы к оценке. При этом оценщик вправе без помощи других определять в рамках каждого из подходов конкретные способы оценки, определяемые в эталоне как метод расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. Оценщик на базе полученных в рамках каждого из подходов к оценке результатов описывает итоговую величину стоимости объекта оценки, при этом согласно требованию Стандартов итоговая величина стоимости объекта оценки обязана быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено другое.

Раздел III Стандартов описывает главные требования к проведению оценки, этапы проведения оценки, порядок сбора и обработки информации.

Оценка объекта оценки может проводится оценщиком лишь при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством русской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик должен сказать об этом заказчику и отрешиться от заключения контракта об оценке. При заключении контракта об оценке оценщик должен предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства русской Федерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о эталонах оценки. Факт предоставления таковой информации фиксируется в договоре об оценке

2.2. Практические аспекты оценочной деятельности в США.

Традиция допуска в профессию оценщика складывалась в США в течение многих десятилетий и к настоящему времени приобрела формализованный вид. Долгая история развития профессии – основная причина ее устойчивости и жизнеспособности. Даже при беглом взгляде на систему образования оценщиков в США становится очевидной необходимость предварять каждый уровень квалификации обучением, продолжать – практической работой, а завершать – экзаменационным испытанием. В течение долгих месяцев работы и учебы оценщики осваивают положения федерального и местного законодательства, методологию оценки, искусство выстраивания отношений с заказчиком (нередко их бывает два, три и больше), создания и поддержания клиентской базы, высококвалифицированные оценщики часто выступают в роли экспертов отчетов об оценке.

Оценщик в США работает в следующих отраслях: оценка недвижимости, оценка бизнеса, оценка личной собственности (антиквариат, «содержимое дома», драгоценные камни и ювелирные изделия, предметы искусства), оценка машин и оборудования (в некоторых классификациях попадают в третий пункт). Необходимо отметить, что данная классификация носит скорее условный характер.

Оценка недвижимости представляет собой самую «многочисленную» сферу с наиболее развитой методологией, имеющей общепризнанные стандарты работы. При этом их деятельность наиболее зарегулирована: лицензирование применяется только к этой области – иные виды оценки государством не регулируются. Это связано с особой важностью рынка недвижимости для экономики США и его тесной взаимосвязи с банковской деятельностью и сферой налогообложения.

Согласно закону «О реформе финансовых институтов» (Financial Institution Reform, Recovery and Enforcement Act — FIRREA), принятому Конгрессом США в 1989 г., полномочия по регулированию оценочной деятельности на федеральном уровне переданы некоммерческому фонду оценки. Одновременно с ним в структуре правительства США действует орган по надзору за исполнением оценочного законодательства — Подкомитет по оценке (Appraisal Subcommittee).

Фонд оценки (The Appraisal Foundation) является некоммерческой, образовательной организацией, основанной в 1987 г. Ведущими профессиональными организациями (Институт оценки. Американское общество оценщиков) для достижения единообразия и профессионализма в оценке. Это делается на основе работы его двух независимых органов — Совета по стандартам оценки (ССО) и Совета по классификации оценщиков (СКО). Сейчас более 50 организаций вступили в Фонд, — либо в качестве организаций-спонсоров (попечителей), либо в качестве членов консультативных советов.

Фонд оценки управляется Советом попечителей, который выполняет две основные функции: обеспечивает финансовую поддержку и назначает членов ССО и СКО. В данное время Совет попечителей состоит из 32 членов. Совет по стандартам оценки разрабатывает, интерпретирует и вносит поправки в Единые стандарты профессиональной оценочной практики (USPAP), которые являются обязательными для применения практикующими (сертифицированными и лицензированными) оценщиками на всей территории США.

Совет по классификации оценщиков устанавливает минимальный уровень образования, опыта и экзаменационных требований для оценщиков недвижимости. Конгресс США обязал СКО устанавливать минимальные квалификационные требования, которые используют штаты для сертификации и лицензирования оценщиков недвижимости. Кроме того, СКО принял единые рекомендательные требования для лицензированных оценщиков штатов.

На уровне штатов регулирование осуществляется на основании местных законодательных актов Комиссиями по регулированию оценочной деятельности, на которые возложены требования по лицензированию и сертификации оценщиков недвижимости. На сегодняшний день требования по лицензированию и сертификации в отдельных штатах отличаются друг от друга, и для работы в конкретном штате необходимо получить там соответствующую лицензию, сдав квалификационный экзамен.

В настоящее время Фондом оценки ведется работа по унификации требований к сертификации и лицензированию оценщиков на уровне штатов.

Оценкой недвижимости в США занимаются, в основном, небольшие оценочные фирмы, как правило, имеющие юридическую форму товариществ. Такие фирмы часто принадлежат одному владельцу, реже — двум владельцам-партнерам. В них обычно заняты 3–10 сотрудников. Одновременно на этом рынке действуют и довольно большие фирмы, являющиеся ответвлениями более мощных организаций, например, оценочными ветвями брокерских фирм.

Крупные компании берут намного больше (в 2–3 раза) денег за ту же работу, по сравнению с маленькими фирмами. Обычно они оценивают большие проекты и, когда нужно, привлекают крупных инвесторов. Ниже их рангом находятся чисто оценочные фирмы (например, Marshal Stevens или American Appraisal), которые занимаются оценкой объектов с помощью разветвленной сети филиалов по всей территории США. К их услугам прибегают когда нужно оценить, например, цепь в 120 гостиниц в разных городах США в течение 45 дней.

Небольшие фирмы обычно имеют узкую специализацию. Например, одна из типичных фирм, занимающихся оценочной деятельностью, получала заказы на оценку объектов стоимостью менее 5 млн. долл. и выполняла работу по всей Южной Калифорнии, а также в городе Санта-Моника на Тихоокеанском побережье, в графстве Лос-Анджелес. Из-за специфических для Санта-Моники правил и нормативных условий оценщику из другого города просто невозможно правильно оценить тот или иной объект. Поэтому заказчики при оценке недвижимости пользуются услугами специализирующихся в данной местности фирм.

Другие фирмы имеют иную специализацию. Например, одна из них специализируется на оценке объектов при судебных разбирательствах. Практически все клиенты этой компании — адвокаты, представляющие ту или другую сторону в судебных процессах. Обычно оценщики этой компании дают показания в суде; от качества их показаний зависит конечный результат: выиграет или проиграет клиент. Многие клиенты компании — находящиеся в бракоразводном процессе супруги. В этом случае всегда неизбежен дележ имущества. При этом каждая сторона может нанимать своего оценщика. От его умения зависят решение судьи и условия раздела имущества. Эта фирма имеет большой опыт участия в судебных разбирательствах, связанных с оценкой недвижимости.

Третья фирма, имеющая хорошие связи в городских и графских управлениях (местных органах власти), большинство заказов на оценку получает именно оттуда. Это — высокооплачиваемая и часто малоинтересная работа по оценке разных государственных объектов, а также объектов частной собственности, изымаемых для муниципальных (или штатных, федеральных) целей. При постройке дорог, школ, водных каналов и других общественных объектов государство нередко изымает недвижимую собственность. При этом оно обязано по закону выплатить компенсацию за изымаемые объекты по рыночной стоимости. Для определения размера этой компенсации проводится оценка таких объектов. Если стороны не могут прийти к согласию по поводу рыночной стоимости объекта недвижимости, другая сторона нанимает адвоката, и судится с государственным учреждением.

Некоторые фирмы специализируются на оценке специализированных объектов определенного типа, например, мини-складов или гостиниц. Обычно их оценка требует специальных знаний и опыта, которыми обычный оценщик не располагает. Такие знания и опыт могут сформироваться только при систематических оценках большого числа объектов недвижимости определенного типа. Финансовые институты, выдающие кредиты под залог недвижимости, часто настаивают, чтобы соответствующая работа выполнялась узким специалистом-оценщиком. Подобные специалисты обычно им хорошо известны.

В последнее время рентабельность деятельности оценщика недвижимости в США снизилась. По новым нормам федерального законодательства не требуется оценочного отчета для объектов стоимостью менее 250 тыс. долл. На эти объекты нужны лишь небольшие отчеты риэлторских фирм, которые финансовые институты получают бесплатно. Таким образом, отпала большая часть работы, прежде всего для оценщиков не приносящей дохода недвижимости. Почти везде в США, кроме самых крупных городов и прибрежной зоны в Калифорнии, цена частного дома значительно меньше 250 тыс. долл. Так как работы стало гораздо меньше, а оценщиков осталось столько же, конкуренция среди них возросла, и цены за их работы снизились. Многие оценщики недвижимости ушли из этого бизнеса, поменяв профессию. Оценочная деятельность в США в конце XX века стала нерентабельным бизнесом.

Заключение.

Оценочная деятельность — профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов, с учётом прав на них и интересов в отношении них субъектов гражданских прав. В Российской Федерации в зависимости от цели проводимой оценки различают следующие виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая.

Субъекты оценочной деятельности – с одной стороны – физические и юридические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется оценочным законодательством (оценщики), а с другой стороны потребители их услуг (заказчики).

Объекты оценочной деятельности:

- отдельные материальные объекты (вещи)

- совокупность вещей, составляющих имущество лица

- вещные права

- права требований

- работы, услуги, информация.

Основные документы, регламентирующие ОД:

  1. ФЗ №135 –ФЗ «об оценочной деятельности в РФ»

Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности.

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки.

  1. Гражданский кодекс РФ – основной свод законов.

  2. Ведомственные постановления.

Согласно Концепции развития оценочной деятельности в русской Федерации Концепция развития оценочной деятельности в РФ одобрена Межведомственным советом по вопросам регулирования оценочной деятельности в русской Федерации. Основными механизмами регулирования оценочной деятельности являются:

• лицензирование оценщиков; (на сегодняшний момент лицензирование отменено);

• аттестация профессионалов в области оценочной деятельности; система стандартов и положений оценочной деятельности;

• утверждение учебных программ по переподготовке профессионалов в области оценочной деятельности;

• сертификация услуг;

• страхование гражданской ответственности оценщиков.

Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством РФ в согласовании с законодательством.

В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, другие некоммерческие организации. Поэтому дополнительно к государственному регулированию регулирование оценочной деятельности осуществляется таковыми саморегулируемыми организациями оценщиков и распространяется на членов таковых саморегулируемых организаций.

Не смотря на все положительные аспекты можно выделить недостатки, присущие сегодняшней практике в области оценки имущества России:

1.Отсутствие методологической базы;

2.Несоответствие зарубежной методологии рыночным отношениям в России;

3.Недоверие заказчиков к менеджерам - оценщикам, занимающихся на практике данной деятельностью;

4.Отсутствие достаточного количества высококвалифицированных экспертов - оценщиков в регионах;

5.Недостаток практического опыта оценочных работ у фирм;

6.Отсутствие единых стандартов оценки.

Оценщик в США работает в следующих отраслях: оценка недвижимости, оценка бизнеса, оценка личной собственности (антиквариат, «содержимое дома», драгоценные камни и ювелирные изделия, предметы искусства), оценка машин и оборудования (в некоторых классификациях попадают в третий пункт). Необходимо отметить, что данная классификация носит скорее условный характер.

В последнее время рентабельность деятельности оценщика недвижимости в США снизилась. По новым нормам федерального законодательства не требуется оценочного отчета для объектов стоимостью менее 250 тыс. долл. На эти объекты нужны лишь небольшие отчеты риэлторских фирм, которые финансовые институты получают бесплатно. Таким образом, отпала большая часть работы, прежде всего для оценщиков не приносящей дохода недвижимости. Почти везде в США, кроме самых крупных городов и прибрежной зоны в Калифорнии, цена частного дома значительно меньше 250 тыс. долл. Так как работы стало гораздо меньше, а оценщиков осталось столько же, конкуренция среди них возросла, и цены за их работы снизились. Многие оценщики недвижимости ушли из этого бизнеса, поменяв профессию. Оценочная деятельность в США в конце XX века стала нерентабельным бизнесом.

Список литературы
  1. Федеральный закон от 29.07.98 г. № 135-ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации.

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. № 519

  3. Оценочная деятельность Министерство экономического развития РФ.

  4. Бухарин Н.А., Озеров Е.С. и др. Оценка и управление стоимостью бизнеса. Учебное пособие. - СПб, ЭМ - НиТ, 2016. 238 с

  5. .Основы оценочной деятельности, В.Е. Кацман, И.В. Косорукова, А.Ю. Родин, ученое пособие МФПА 2012.

  6. Оценка стоимости недвижимости. Учебное пособие Иванова И.Н., 2015

  7. Под ред. А.Г.Грязновой, М.А.Федотовой. Оценка бизнеса: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2016

  8. М.А. Эскиндаров «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» Москва 2013

  9. А.Н. Козырев, В.Л. Макаров, «Особенности оценочной деятельности применительно к условиям новой экономики» Москва 2013

  10. Марков Сергей Николаевич, статья в журнале - научная статья «теоретические аспекты оценочной деятельности в США: система профессиональных институтов и требования к оценщикам»

Просмотров работы: 635