ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА.

Кузнецова Д.В. 1
1ХТИ (филиал СФУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В процессе слияний, поглощений, финансового оздоровления, реструктуризации и ликвидации кредитных организаций возникает потребность в проведении оценки стоимости банка.

Например, активизация процессов концентрации банковского капитала для решения проблем внутреннего характера, либо желания менеджмента добиться определенных количественных и качественных характеристик вызывает потребность оценки потенциальных объектов слияния или присоединения для достижения поставленных целей.

При этом потребность в оценке возникает как со стороны присоединяющей кредитной организации, или объединяющихся банков, так со стороны органов надзора, ответственных за стабильное развитие банковской системы, поскольку банковская система должна пополняться финансово устойчивыми кредитными организациями.

Собственники банка заинтересованы в проведении оценки для установления реальной стоимости акций, которыми они владеют и проведения обоснованной их конвертации в акции нового, либо присоединяющего банка. Менеджмент прибегает к оценке для обоснования успеха или неудачи рассматриваемого ими проекта. Органы надзора, в свою очередь, заинтересованы в проведении оценки стоимости объектов интеграции и новой кредитной организации с позиций устойчивости и надежности.

В то же время неудовлетворительное ведение банковской деятельности отдельными кредитными организациями также требует проведение оценки их стоимости для принятия более взвешенных решений по поводу возможности их финансового оздоровления и оценки реальности планов санации. В процессе реструктуризации кредитных организаций необходимым условием принятия решения также является оценка стоимости банка как единого объекта, его подразделений, либо отдельных активов в случае возникновения потребности их продажи.

При принятии судебных решений о ликвидации кредитной организации также проводится оценка стоимости активов, выручка от продажи которых будет направлена на удовлетворение требований кредиторов.

Наконец, успешно функционирующие кредитные организации используют оценку для определения рыночной стоимости капитала с целью корректировки стратегии и тактики, а также выявления реального состояния бизнеса для повышения стоимости банка в долгосрочной перспективе.

Банк в целом, либо его структурные единицы, отдельные активы могут стать объектом сделки, т. е. товаром со всеми присущими ему свойствами. Применительно к банковской деятельности можно также говорить о том, что кредитные организации, их подразделения, активы, возможно рассматривать как объект купли-продажи или товар.[1]

Учитывая то, что существуют объективные причины формирования рынка банков, отдельных активов, вследствие неспособности отдельных кредитных организаций продолжать свою деятельность, с одной стороны, с другой- стремление других банков реализовать определенные стратегические намерения, например, нарастить объем операций, повысить уровень капитализации, завоевать новые рынки и др., возникает потребность в исследовании ряда принципиальных проблем, в том числе стоимости.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в изучении подходов оценки коммерческого банка и методов, которые они включают.

Целью данной работы является формирование теоретической базы и навыков в области оценки коммерческого банка.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

- определить сущность, функции и операции коммерческого банка;

-определить виды коммерческих банков, а также их принцип деятельности;

-рассмотреть организационные основы построения системы управления коммерческим банком;

- изучить основные подходы, применяемые для оценки рыночной стоимости;

Объектом исследования является стоимость коммерческого банка.

Предметом исследования являются особенности оценки коммерческого банка.

При написании работы использовались научные труды, аналитические работы, законодательная база, журналы, учебники и научная литература. Методами исследования являются сравнение, сопоставление, анализ и обобщение.

В рамках проделанной работы был обобщён материал по особенностям оценки коммерческого банка, проанализированы подходы к его оценке.

1 Глава. Понятие и сущность коммерческого банка. 1.1.Комерческие банки: понятие, функции и их операции

Коммерческий банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять определенные банковские операции.

Понятие кредитной организации определено в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом.

Кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т. е. коммерческий банк может быть создан в форме открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью.[1]

Федеральный закон запрещает коммерческим банкам заниматься производственной, страховой и торговой деятельностью.

Коммерческий банк, как и любое предприятие, учреждение, имеет определенную структуру управления. Главным органом управления является собрание акционеров или собрание пайщиков. Высшим органом управления является собрание акционеров. Наиболее оперативным органом управления является Совет директоров банка, который избирается на собрании акционеров банка. Возглавляет совет банка Председатель, который избирается из числа членов совета банка тайным голосованием.

Сущность коммерческого банка проявляется в его функциях, которые тесно взаимосвязаны между собой. К основным функциям коммерческих банков относятся:

- мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

- кредитование предприятий, государства и населения;

- осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

- выпуск и размещение ценных бумаг;

- создание кредитных денег;

- консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

Банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов, которые превращаются в ссудный капитал, используемый банком для предоставления кредитов предприятиям и предпринимателям. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости, потребительских товаров. Эта функция коммерческих банков обеспечивает развитие производительных сил страны в целом.[2]

Кредитование предприятий, государства и населения является важной функцией коммерческих банков. В экономике часто наблюдается ситуация, когда денежные средства находятся у одних, а реальная необходимость в них возникает у других. Коммерческие банки, выполняя роль финансового посредника, устраняют эти затруднения. Банковские кредиты направляются в различные сектора экономики. Эта функция коммерческих банков обеспечивает расширение производства.[4]

Ссуды предоставляются и населению на приобретение товаров длительного пользования, недвижимости и т.д., способствуя тем самым решению социальных проблем. Заемщиком коммерческих банков выступает и правительство.

Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей.

Ценные бумаги также являются объектом деятельности коммерческих банков. Через функцию «организация выпуска и размещения ценных бумаг» реализуется важная роль банков в организации первичного и вторичного их рынков. Осуществляя для своих клиентов выпуск и размещение акций и облигаций, коммерческие банки имеют возможность направлять капитал для производственных целей, для финансирования государственных расходов.

Предоставляя ссуды, коммерческие банки создают так называемые кредитные деньги. Они существуют только в виде записи на счете в банке и не имеют физического вида. Механизм их создания регулируется Центральным банком с помощью нормативов обязательного резервирования. Банки обязаны оставлять определенную часть средств вкладчиков в форме резерва, остальную часть они могут выдавать в виде ссуд. При этом при выдаче кредита происходит увеличение общего количества безналичных денег, находящихся в обращении, и наоборот, когда клиент погашает ссуду, денежная масса сокращается.[5]

Коммерческие банки, располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (новым инвестициям, по слияниям и поглощениям, реконструкции предприятий, составлению годовых отчетов). В настоящее время возросла роль банков в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.

БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Условно банковские операции можно разделить на 4 группы:

- пассивные (привлечение средств);

- активные (размещение средств);

- банковские услуги;

- собственные операции банков;

- прочие (хранение и охрана ценностей, консультационно-информационные услуги).

Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства учреждений, предприятий, населения и других банков в форме вкладов и открытия им соответствующих счетов. Операции, связанные с привлечением денежных средств, называются депозитными. Для банков – это главный вид пассивных операций. Существуют различные признаки классификации вкладов. В зависимости от срока и порядка изъятия вклады подразделяются на срочные депозиты и депозиты до востребования. В зависимости от вкладчика депозиты принято разделять на депозиты физических и юридических лиц.[4]

Пассивной операцией банка является также получение централизованных кредитов. Кредиты ЦБ РФ предоставляются коммерческим банкам в порядке рефинансирования и на конкурсной основе.

Активные операции коммерческих банков направлены на прибыльное размещение мобилизованных банком ресурсов. Среди них выделяют ссудные, инвестиционные, кассовые и пр. Ссудные операции составляют основу активной деятельности банка в размещении его ресурсов.[3]

Банки обязаны обеспечить четкое и своевременное кассовое обслуживание своих клиентов, выполняя кассовые операции. Содержание кассовых операций – это прием, выдача и хранение денежных средств. Ведение кассовых операций регулируется Правилами, устанавливаемыми ЦБ РФ.

Банковские услуги, как правило, представляют собой посреднические операции — инкассовые, аккредитивные, переводные, трастовые, лизинговые и др. За их предоставление с клиентов взимается специальная плата, именуемая комиссией.

К собственным операциям банков относятся операции, связанные с выполнением банком его функций: приобретение банковского оборудования, охрана банка, выдача заработной платы работникам, транспортные расходы и пр.

Коммерческие банки являются юридическими лицами и действуют на принципах хозяйственно-коммерческого расчета. Они независимы от органов государственного управления при принятии управленческих решений.[5]

1.2.Виды коммерческих банков, а также их принцип деятельности.

Сложившаяся в настоящее время банковская система России представлена многообразными видами коммерческих банков, которые определяются содержанием его операций, а также степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков. Коммерческие банки можно классифицировать по различным признакам:

1. В зависимости от принадлежности капитала (по форме собственности) выделяют следующие виды коммерческих банков: государственные, акционерные, кооперативные, муниципальные, смешанные и совместные.

В государственном коммерческом банке капитал принадлежит государству.Акционерные коммерческие банки формируют собственный капитал за счет продажи акций. Они подразделяются на открытое акционерное общество, когда происходит открытая продажа акций, и закрытое акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Кооперативные (паевые) банки формируют капитал за счет реализации паев.

Муниципальные банки формируются за счет муниципальной (городской) собственности или находятся в управлении города. Основной их задачей является обслуживание потребностей города в банковских услугах.Смешанные банки, когда собственный капитал банка объединяет разные формы собственности.

Совместные банки, или банки с участием иностранного капитала.

2. По объему и разнообразию операций выделяют следующие виды коммерческих банков:

- универсальные, осуществляющие все виды операций и обслуживающие разнообразных клиентов;

- специализированные, которые ориентируются на проведение одной или двух видов операций и обслуживают специфическую клиентуру (ипотечный банк, инвестиционный, инновационный, банки потребительского кредита, сберегательный банк).

3. По срокам выдаваемых кредитов выделяют следующие виды коммерческих банков:

- банки краткосрочного кредитования выдают кредиты на срок до трех лет; - банки долгосрочного кредитования, например ипотечные, выдают кредиты на срок свыше пяти лет.

4. По объему и разнообразию операций выделяют следующие виды коммерческих банков:

- универсальные, осуществляющие все виды операций и обслуживающие разнообразных клиентов;

- специализированные, ориентирующиеся на проведение одной или двух видов операций и обслуживающие специфическую клиентуру (ипотечный банк, сберегательный банк, инвестиционный, инновационный, банки потребительского кредита).

5. По хозяйственному признаку в зависимости от отрасли, которую банки обслуживают в первую очередь, выделяют следующие виды коммерческих банков: промышленные, торговые и сельскохозяйственные банки. 6. По надежности выделяют следующие виды коммерческих банков:

- высшая категория надежности;

- средняя категория надежности;

- стабильно работающие банки имеют отдельные недостатки, но достаточно стабильно работают на финансовом рынке;

- банки, имеющие признаки проблемности – эта категория банков наиболее многочисленная.

7. По величине зарегистрированного уставного капитала выделяют:

а) крупные банки – это первые 200 банков по размеру уставного капитала;

б) средние – банки с размером капитала от 5 млн. евро до уровня, соответствующего размеру капитала 201 банка;

в) мелкие – банки с размером капитала до 5 млн. евро.

В настоящее время доля крупных банков составляет 17 % от их общего числа, однако они сосредоточили более 90 % совокупных активов банковской системы РФ и более 80 % всего капитала.

8. По территориальному признаку выделяют следующие виды коммерческих банков: местные, федеральные, республиканские и международные. 9. По наличию филиальной сети различают банки с филиалами и без филиалов. 10.По степени независимости выделяют следующие виды коммерческих банков:

А. Уполномоченные – банки, которым органами управления переданы часть функций и исключительные полномочия в проведении каких-либо операций, обслуживании конкретных клиентов, монополии сегмента рынка. Например, банк «Москва» является уполномоченным банком правительства Москвы; «Газпромбанк» – РАО «Газпром».

Б. Самостоятельные – независимые банки, контрольным пакетом акций которого не располагает ни один из его учредителей (участников).

В. Дочерние банки, зависимые от материнского банка, доля которого в уставном капитале не менее 50 %.

Г. Сателлиты – зависимые от конкретного клиента банки, как правило, обслуживающие только его.[6]

Принципы деятельности

Реализация задач, возложенных на коммерческие банки, базируется на соблюдении ими принципов деятельности. Принципы – это основополагающие положения деятельности банка, которые обеспечивают реализацию возложенных на них задач и выполнение банковских операций.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов, которая означает, что он должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Это относится, прежде всего, к срокам тех и других. Если банк привлекает средства на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам оказывается под угрозой.[2]

Принцип работы в пределах реально имеющихся ресурсов повышает заинтересованность банка в привлечении депозитов, стимулирует увеличение собственных средств, активизирует борьбу за клиентскую базу и поиск наиболее рентабельных направлений вложения банковского капитала. [1]

Вторым важнейшим принципом деятельности коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность банка предполагает свободу распоряжения собственными средствами и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.

По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом. Весь риск от своих операций он берет на себя.

Третий принцип деятельности коммерческого банка заключается в том, что его взаимоотношения со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, банк исходит из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.[1]

Четвертый принцип деятельности заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Пятый принцип деятельности заключается во взаимной заинтересованности с партнерами. Банки между собой не только конкурируют, но и стараются поддерживать хорошие отношения, что позволяет сократить издержки и повысить финансовую устойчивость. Этому служит развитая система корреспондентских счетов, система межбанковского кредитования, формирования фондов кредитоспособности клиентов, ведение кредитных историй клиентов.

Шестой принцип деятельности - обязательное соблюдение законов, нормативов и правил, регулирующих деятельность коммерческих банков.[4]

1.3. Организационные основы построения системы управления коммерческим банком

Банк, как и любое другое предприятие, имеет определенную систему управления. На структуру банка и систему управления им оказывает влияние цели коммерческого банка и выполняемые им функции.[1]

Организационная и управленческая структуры коммерческого банка регламентируются Уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях. Наиболее типичной организационно-правовой формой банка является акционерная. Высшим органом управления коммерческого банка является общее собрание акционеров, созываемое для решения таких вопросов как:

• изменение устава и уставного капитала банка;

• формирование Совета банка;

• утверждение годовых результатов деятельности банка;

• распределение доходов банка;

• создание и ликвидация дочерних предприятий, филиалов, подразделений.

Для общего руководства работой банка собрание акционеров формирует Совет банка, состоящий, как правило, из учредителей банка. Совет банка определяет стратегические вопросы деятельности банка (направления деловой активности, контроль за работой правления банка и др.).[5]

Из числа членов Совета банка выбирается Президент банка, на которого возлагается руководство Правлением банка.

Президент и Правление банка:

• осуществляют политику банка по кредитной, инвестиционной, валютной и другой видам деятельности;

• координируют деятельность банка и его взаимосвязи в бизнесе;

• решают вопросы формирования кадров и др.

Система управления коммерческим банком (акционерным) может быть представлена в следующем виде.

Рис. 1. Система управления коммерческим банком

Организационное устройство банка определяется выполняемыми коммерческим банком функциями, их величиной, территориальной структурой банка, рыночной средой, в которой функционирует банк и, конечно же, экономической целесообразностью.[4]

В общей организационной структуре банка следует выделить 2 типа отделов:

• отделы, выполняющие линейные функции (заняты операционной работой, т.е. приемом вкладов, выдачей ссуд, покупкой и продажей ценных бумаг и пр.);

• отделы, выполняющие штабные функции (занимаются обслуживанием линейных отделов, т.е. формируют планы, осуществляют набор и подготовку кадров, ведут учет операций, обеспечивают правовое обслуживание операций, занимаются рекламой и продвижением продуктов и т.д.)

Отделы, выполняющие линейные функции могут быть выделены по банковским продуктам или группам потребителей (табл. 1).

Таблица 1: Организационная структура банка (структура отделов)

Тип организационной структуры

Отделы

Построенная по банковским продуктам

Управление краткосрочного кредитования

Управление долгосрочного кредитования

Управление финансовых услуг

Управление доверительных операций

Управление ценных бумаг

Управление системными продуктами

Построенная по группам потребителей

Отдел обслуживания корпораций

Отдел операций на рынке капиталов

Управление персональных банковских услуг

Управление инвестици-онного ме-неджмента

Специализация отделов и управлений может быть еще более детализированной, каждый из отделов (управлений) может в свою очередь подразделяться на насколько более мелких отделов.[1]

В зависимости от степени централизации организационные структуры могут быть централизованными и децентрализованными. Построение оргструктуры по степени централизации определяется следующими факторами:

• важность и количество управленческих решений;

• компетенция низовых звеньев;

• уровень контролируемости низовых звеньев.

В современных условиях наблюдается тенденция к построению децентрализованных организационных структур. Данная структура имеет достоинства и недостатки:

Достоинства:

• ускорение процесса принятия решений;

• повышение эффективности работы высшего руководящего состава;

• повышение вероятности появления новых энергичных и компетентных менеджеров.

Недостатки:

• снижение уровня контроля за работой низовых звеньев;

• трудность в координации действий отдельных подразделений.

В условиях децентрализованной оргструктуры за вышестоящими органами всегда закрепляются следующие функции:

• установление целей и задач банка;

• выработка стратегии банка;

• определение стратегических зон хозяйствования (направлений деятельности);

• разработка нормативной документации банка;

• определение требований к учету и отчетности.[4]

состав имущества банка

Основные средства и расчеты по капитальным вложениям коммерческих банков подлежат отражению на балансовых счетах первого и второго порядка, входящих в состав раздела 6 Плана счетов "Средства и имущество", подраздела "Имущество банков":

604 Основные средства банков (активный)

60401 Категория 1 - здания и сооружения

60402 Категория 2 - легковой автотранспорт и легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных

60403 Категория 3 - Оборудование, транспортные средства и другие основные средства, не включенные в 1 и 2 категории

60404 Земля

60405 Долгосрочно арендуемые основные средства

605 Основные средства, переданные в пользование организациям банков (активный)

606 Износ (амортизация) основных средств (пассивный)

Капитальные вложения (активный)

60701 Собственные капитальные вложения

60702 Капитальные вложения, осуществленные сверх имеющихся источников

608 Лизинговые операции (активный)

609 Нематериальные активы (активный)

60901 Нематериальные активы

60903 Износ нематериальных активов (пассивный)

610 Хозяйственные материалы (активный)

61001 Канцелярские принадлежности

61002 Запасные части, включая шины для автотранспорта, а также средства вычислительной техники

61003 Оборудование, требующее монтажа

61006 Другие материалы

611 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (активный)

61101 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

61103 Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов

612 Реализация (выбытие) имущества банков

61201 Реализация (выбытие) имущества банков П

61202 Реализация (выбытие) имущества банков А

К основным средствам банка относится его материально-техническая база: здания (помещения), вычислительная и организационная техника, мебель, сейфовое оборудование и другой хозяйственный инвентарь, который согласно установленной в бухгалтерском учете классификации средств может относиться к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам.

Кроме того, банки могут пользоваться в своей деятельности различными правами, которые в учете называются нематериальными активами.[5]

2 Глава. Основные подходы, применяемые для оценки рыночной стоимости. 2.1. Отличительные особенности банка как объекта оценки

Понятие стоимости требует определения содержания данной категории для кредитной организации. Категория стоимости обычно используется для определения товара. В процессе слияний и поглощений банк-объект для покупателя (эквайера) следует рассматривать как объект купли-продажи, т. е. товар.

Известно, что товар обладает двумя свойствами:

· потребительной стоимостью;

· стоимостью.

Потребительная стоимость заключается в способности продукта труда удовлетворять какую-либо потребность, т. е. обладать полезностью.

Особенностью потребительной стоимости является то, что кредитная организация производит не вещественные продукты труда, а услуги. Своеобразие потребительной стоимости услуг заключается не в свойствах вещи, а полезном эффекте конкретного труда - банковских служащих.[1]

Услуги коммерческих банков по проведению расчетных операций, кредитованию, приобретению и размещению на рынке ценных бумаг и другие имеют потребительную стоимость. Именно полезный эффект от продажи основных банковских услуг является объектом купли-продажи, когда они приобретают форму товара.[5]

Известно, что часть операций, совершаемых на рынке, может проводиться только банками.

К их числу относятся:

- операции по привлечению средств во вклады, депозиты

- предоставление денежных средств взаймы (кредитование)

- расчетно-кассовое обслуживание

- валютно-обменные операции

- гарантийные и др.

В то же время некоторые операции, такие как, операции с производными инструментами совершаются, в основном, только банками (сделки своп, фъючерсные, форвардные и др.) Эксклюзивный характер банковских операций уже сам по себе создает потребительную стоимость для потенциального покупателя. Кроме того, отдельные виды операций банка требуют получения соответствующего подтверждения его готовности (банка) с точки зрения квалификационного уровня персонала, либо степени финансовой надежности кредитного учреждения к их совершению для получения лицензии.[7]

Второй важной характеристикой банка как товара является стоимость. Стоимость - это денежный эквивалент, который покупатель готов обменять на какой-либо предмет или объект.

Стоимость отличается от цены. Под ценой понимается денежное выражение стоимости обмениваемых на рынке товаров, включая их полезность. Поскольку цена является денежным выражением стоимости, постольку разграничим виды стоимости применительно к объекту исследования.

В современной теории и практике выделяют следующие виды стоимости:

· балансовая;

· рыночная;

· ликвидационная;

· стоимость функционирующего предприятия.

Под балансовой стоимостью понимают стоимость, по которой актив (обязательство) отражается в отчетности его владельца. В большинстве стран финансовая отчетность основывается на первоначальной стоимости, поскольку активы отражаются в бухгалтерском учете по цене приобретения (размещения).[3]

Из этого следует, что бухгалтерская или балансовая (учетная) стоимость отражает финансовое состояние объекта оценки на определенную дату в прошлом.

При этом важно принять во внимание недостаток балансовой стоимости, который состоит в том, что финансовая отчетность редко в точности отражает деятельность любого предприятия, даже в отношении завершенных сделок.[7]

Любой вид деятельности, в том числе банковская деятельность отличается незавершенным характером ряда операций.

Например, у кредитных организаций к таким сделкам можно отнести: нереализованные курсовые разницы в иностранной валюте, нереализованный доход по ценным бумагам, расходы и доходы будущих периодов, а также ряд других статей.

Из этого вытекает, что при проведении оценки стоимости на основе балансовых данных результат оценки может быть существенно искажен, поскольку целью деятельности кредитных организаций является увеличение стоимости банка.

Рыночная стоимость или «справедливая рыночная стоимость» - цена, по которой актив (обязательство) перейдет от продавца к покупателю при условии, что обе стороны обладают одинаковой информацией об этом активе (обязательстве) и ни на одного из них не оказывается давление с целью купить или продать актив (обязательство). При определении рыночной стоимости балансовая стоимость корректируется в зависимости от факторов времени и риска.[1]

В конкретный период времени рыночная стоимость активов и обязательств банка может быть больше или меньше балансовой стоимости. Это зависит от:

· уровня процентных ставок;

· валютного курса;

· изменения жизненного цикла актива;

· нереализованных убытков или прибыли по активу (обязательству).

Под влиянием названных факторов собственный капитал банка в результате снижения стоимости активов может существенно снизиться, либо приобрести отрицательное значение, что изменит реальную стоимость банка.

Стоимость функционирующего предприятия - это стоимость актива (обязательства) или предприятия, которая определяется способностью актива (обязательства) приносить доход в течение определенного промежутка времени.

Указанный вид стоимости используется для определения стоимости банка с целью его приобретения или продажи. Определить стоимость функционирующего предприятия возможно лишь на основе прогнозирования потоков денежных средств, скорректированных на риск и альтернативную стоимость затрат на капитал, сложившийся на рынке.

Ликвидационная стоимость актива (обязательства) - обычно представляет собой рыночную стоимость обязательства за вычетом всех затрат, связанных с реализацией, включая комиссии на реализацию, стоимость рекламы, затраты на хранение и т. п. Ликвидационная стоимость может различаться в зависимости от того, является продажа срочной или она происходит в обычном порядке. В последнем случае ликвидационная стоимость будет близка к реальной рыночной стоимости за вычетом затрат.

В практической деятельности иногда оценка рыночной стоимости банка подменяется рейтинговой оценкой, оценкой финансовой устойчивости кредитной организации кредиторами, органом надзора, либо на основе аудиторской проверки. Во всех вышеперечисленных случаях речь идет не об оценке рыночной стоимости, а о подробном анализе финансовой устойчивости кредитных организаций, который проводится на основе балансовых данных и другой информации, не учитывающий факторы времени и риска.[6]

Стоимость кредитного портфеля в соответствии, например, с методикой Департамента организации санирования Банка России определяется расчетным путем на основе корректировки балансовой ссудной задолженности на размер резервов на возможные потери по ссудам, в том числе с учетом затрат по созданию дополнительных резервов. В данном случае можно с уверенностью сказать о том, что выявляется остаточная стоимость кредитного портфеля, а не рыночная.[1]

В некоторых случаях может проводиться оценка, например, финансовой устойчивости банка, на основе балансовой стоимости активов и обязательств.

При рейтинговой оценке кредитных организаций используются балансовые данные и внутренняя информация, на основе которой оценивается качество активов, ликвидность, прибыльность, достаточность капитала с учетом риска и качества активов, а также качество управления -- менеджмент.

Другими словами, проводится анализ и оценка финансового состояния кредитной организации на определенную дату в прошлом, а не оценка стоимости банка как объекта купли-продажи.

При слияниях или присоединениях, проведении реструктуризации, продажи активов кредитной организации, в том числе при ее ликвидации должна выявляться рыночная стоимость бизнеса, его подразделений, отдельных элементов -- активов или обязательств, поскольку в данном случае задача состоит в определении стоимости объекта предполагаемой сделки.

Определение рыночной стоимости банка относится к наиболее сложным методологическим вопросам и требует исследования проблем, раскрывающих ценность банка как фирмы, его структурных подразделений, отдельных категорий активов.

Существующие методология и практика оценки бизнеса, которые весьма активно развиваются в России за последние годы, пока не в должной мере учитывают особенности функционирования банков и настоятельно требуют конкретизации. [5]

2.2. Особенности использования доходного подхода при оценке стоимости банка

В рамках доходного подхода можно выделить два основных метода, с помощью которых осуществляется оценка стоимости банков:

1) метод капитализации доходов;

2) метод дисконтирования денежных потоков.

Метод капитализации доходов, как правило, применим либо для крупных устойчиво функционирующих банков (например, Сбербанк России), либо для небольших кредитных организаций, где отмечаются стабильные темпы роста бизнеса. В общем случае рассчитанную оценку следует подтвердить с помощью результатов, полученных в рамках других подходов (методов). [4]

Метод дисконтирования денежных потоков чаще всего применяется при наличии неустойчивой динамики доходов банка на период прогнозирования. При оценке стоимости банка в ходе его использования следует обратить внимание на следующие моменты.

1.Для прогноза доходов и расходов банка как клиентоориентированного бизнеса может быть использована информация о характеристиках его клиентской базы (или клиентеллы) и ее динамике. В отношении банков специфика использования данной модели заключается в прогнозировании непосредственно финансового результата, т. е. доходов за вычетом всех расходов. Это позволяет достаточно точно определить суммарный денежный поток по банку.

2. По мнению многих специалистов в области оценки, для определения стоимости банка более всего подходит модель собственного капитала (денежного потока на акции). В рамках этой модели свободный денежный поток определяется как денежный поток от основной деятельности плюс источники поступления денежных средств за вычетом использованных валютных денежных резервов.

3. Учитывая, что банковский сектор является высокорискованной сферой экономики, прогнозный период следует принять в интервале 15 - 20 лет с детализацией расчетов на основе динамики клиентской базы на первые 5 - 8 лет. Для последующего подпериода проводятся уже упрощенные расчеты. При этом можно ожидать, что терминальная стоимость (стоимость в постпрогнозном периоде) в рамках такой схемы расчетов должна составлять примерно 80 - 85 % от совокупной стоимости банка.

4. Расчет ставки дисконтирования является ключевым этапом применения метода дисконтирования денежных потоков при оценке стоимости банка. При ее определении следует обратить внимание на следующее:

а) нюансы использования модели собственного капитала для оценки банков;

б) особенность расчета безрисковой ставки для банка;

в) возможность и условия применения традиционных моделей, в частности, модели CAPM и модели кумулятивного построения.[8]

При оценке стоимости банка в рамках модели собственного капитала в качестве ставки дисконтирования следует принимать не средневзвешенную стоимость капитала, как это происходит при расчете стоимости промышленных компаний, а ставку дисконтирования для собственного капитала. Расчет безрисковой ставки дисконтирования можно выполнять на основе ставки LIBOR с учетом странового риска России. В качестве альтернативы следует применять аналогичные ставки рынка межбанковского кредитования на рынках Европы (EURIBOR, LIBOR в различных валютах) соответствующей срочности. Отказ от использования других подходов к определению безрисковых ставок (доходность к погашению ОФЗ, ОВВЗ) обусловливается, в первую очередь, пока еще незначительным уровнем развития фондового рынка в России (что не позволяет достоверно судить о минимальной доходности отдельных финансовых инструментов), а также активным использованием банками ставки LIBOR как одного из источника фондирования кредитных сделок и операций с ценными бумагами.

Элементом, усложняющим процесс расчета безрисковой ставки, является определение премии за страновой риск. Целесообразно полагать, что на текущий момент ее величина для России находится в пределах 3 - 5 %. Тем не менее, в каждом конкретном случае лучше воспользоваться несколькими источниками информации, подтверждающими принятые значения риска.[7]

Что касается использования модели CAPM, то существует потенциальная возможность ее применения. В настоящее время большинство работающих в РФ банков являются акционерными обществами, значительная часть из них функционирует в форме открытых акционерных обществ, т. е. для этих банков имеется принципиальная возможность проведения IPO с последующим обращением акций на биржевых площадках, в т. ч. и зарубежных. Однако недостаточная развитость российского фондового рынка и фактическое отсутствие котировок акций отечественных банков вынуждают говорить о модели САР М пока только в перспективе.

На текущей момент при оценке стоимости российского коммерческого банка приходится использовать модель кумулятивного построения. В соответствии с ней ставка дисконтирования рассчитывается путем дополнения безрисковой ставки премиями за риски инвестирования в конкретный банк. Использование метода кумулятивного построения снимает проблему расчета поправочного коэффициента. Кроме того, устраняются методологические несоответствия, связанные с допущениями, лежащими в основе модели САР М.[8]

Вместе с тем, возникает, как минимум, одна новая проблема: необходимость экспертного определения поправок и их адаптация применительно к российским условиям. Ее решение возможно путем проведения соответствующих опросов инвесторов с последующей подготовкой конкретных практических рекомендаций по формированию поправок.

Особо следует подчеркнуть, что для использования доходного подхода поток доходов (доходность) банка не должен быть отрицательным, ни на пределе положительным. Если в банке наблюдаются отрицательные либо предельно положительные денежные потоки в ограниченном периоде времени, то можно использовать средние показатели доходности за ряд лет, но уже в рамках сравнительного подхода при сопоставлении оцениваемого банка и его аналогов.[5]

2.3. Особенности использования затратного подхода при оценке стоимости банка

При использовании затратного подхода для оценки стоимости банка особую значимость приобретают следующие аспекты.

1. Стоимость кредитного портфеля как элемента активов банка можно определить с помощью доходного или затратного подходов. При этом возможны, по крайней мере, три случая в зависимости от степени полноты имеющейся информации.

Первый случай - представлена полная информация относительно каждой ссуды, включая основные условия кредита и ретроспективную информацию о данном заемщике за ряд лет. Тогда для оценки кредитного портфеля необходимо построить денежный поток, включающий погашение основной суммы долга и проценты по кредиту, комиссии, уплачиваемые заемщиком, условия организации использования резерва по обесценению. В соответствии с параметрами кредитного договора определяется размер процентной ставки, сумма кредита, размеры комиссий, периодичность использования кредита, а также график его погашения.

Ставка дисконтирования в этом случае может быть определена по одному из альтернативных вариантов как:

а) ставка LIBOR (EURIBOR) соответствующей срочности с учетом странового риска;

б) средняя ставка кредитования на рынке межбанковских кредитов (MIBOR, MosPrime или MIACR);

в) средняя ставка кредитования юридических и физических лиц;

г) ставка, рассчитанная по модели CAPM с учетом влияния отраслевого коэффициента в (для кредитов свыше одного года);

д) на основе трансфертных цен банка (для всех без исключения заемщиков).

Второй случай - имеется достаточная информация по всему совокупному портфелю (разбивка кредитов по секторам и срокам, установлена средневзвешенная процентная ставка), однако оценщик не располагает информацией об условиях каждой конкретной сделки. Для этого варианта целесообразно воспользоваться методами и приемами, изложенными для первого случая, при этом прогнозные оценки и соответствующие расчеты будут осуществляться по укрупненным группам.

Третий случай - доступна весьма ограниченная информация, формируемая преимущественно из внешних источников. При таком варианте вполне допустимо использовать элементы затратного подхода: стоимость оценивать как разницу между брутто-оценкой по балансу и величиной резервов, сформированных с учетом представлений оценщика относительно уровня их достаточности.

Наиболее важным этапом определения рыночной стоимости кредитного портфеля является оценка адекватности созданного резерва под обесценение, так как данная величина может оказывать существенное влияние на стоимость финансового актива банка. Следует признать, что введение Положения ЦБ РФ, к сожалению, позволило кредитным организациям фактически «уйти» от создания резервов путем их отнесения к первой категории качества.

Представляется, что для первоначальной оценки резерва под обесценение кредитного портфеля выданные ссуды целесообразно разделить на три категории:

1) так называемые «существенные» кредиты, которые в результате обесценения могут оказать заметное влияние на стоимость кредитного портфеля в целом и на совокупные результаты банка (резерв по ним представляет существенную долю от общей величины создаваемого резерва по портфелю банковских ссуд);

2) ссуды с явными признаками обесценения (резерв по которым, вероятно, будет полностью использован);

3) остальная часть кредитного портфеля (оценка обесценения соответствующих ссуд может проводиться по отдельным группам или на индивидуальной основе). Для этого ссуды группируются по сходным характеристикам риска, формируя так называемые пулы, в частности, по секторам экономики, в которых заемщики осуществляют свою деятельность, с последующим подразделением по видам валют. В зависимости от процентных ставок и на основе динамики убытков по каждому пулу определяется резерв.

2. Какие-либо особые методы и приемы при оценке инвестиционных и торговых ценных бумаг банка вряд ли существуют, однако применительно к банковским условиям стоит отметить некоторые специфические моменты.

Торговые ценные бумаги подлежат периодической переоценке в соответствии с требованиями ЦБ РФ, тем не менее оценщик может и самостоятельно провести измерения ценности данных бумаг.

Что же касается инвестиционного портфеля, то здесь целесообразно, как и в случае со ссудными операциями, проверить уровень достаточности создаваемых резервов в расчете на возможные потери. Возможны также действия оценщика по установлению справедливой рыночной стоимости, в частности с помощью доходного подхода (исходя из инвестиционного характера ценных бумаг).

3. При оценке стоимости коммерческого банка в рамках затратного подхода возникает проблема корректировки ряда статей, характерных для ведения банковского бизнеса.

Представляется, что денежные средства и их эквиваленты следует учитывать за минусом ФОРов на счетах в ЦБ РФ. Указанные средства создаются в целях регулирования Банком России банковской системы и не могут использоваться тем или иным банком по своему усмотрению. В то же время ФОР должен учитываться при определении ликвидационной стоимости, точнее, конкурсной массы обанкротившегося банка.

Статьи «Наличная валюта», «Драгоценные металлы и камни», «Средства в других банках» необходимо скорректировать с учетом степени риска, характерной для данного типа активов в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков».

Отдельно следует сказать о банках, утративших лицензии ЦБ РФ. У организаций, у которых отозвана лицензия или для которых возможно событие такого рода, следует на 100 % уменьшить балансовую стоимость актива.

Требуется также уделять особое внимание оценке стоимости принадлежащей банку недвижимости, включая земельные участки, так как очень часто коммерческие банки обладают значительными внеоборотными активами, которые не отражаются в их официальной отчетности, хотя от владения такими активами зависит (зачастую существенно) стоимость собственного капитала банка.

Прочие активы оцениваются по их рыночной стоимости.

4. Как известно, в официальном отчете банка предусмотрена отдельная строка, где необходимо отразить величину нематериальных активов банка. Как правило, в отчетности данная позиция равна нулю либо несоизмеримо мала по сравнению с суммарными активами банка. Более того, «из состава капитала второго уровня у российских банков вычитаются все нематериальные активы».

Вместе с тем, отсутствие оценки нематериальных активов при характеристике условий формирования основного капитала банка, хотя и может соответствовать сугубо формальным условиям бухгалтерского учета, тем не менее не отражает реально складывающейся ситуации вклада этого актива в конечные результаты деятельности оцениваемого банка. В частности, генеральная лицензия Банка России является вполне определенным нематериальным активом, который, без всяких сомнений, способствует генерированию доходов оцениваемого банка. Таким образом, в первом приближении нематериальные активы банка можно определить как стоимость лицензии на осуществление банковских операций (плюс другие виды лицензий), что формирует репутационную стоимость банка.

Учитывая особую значимость лицензии для банка и специфическую систему надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций, ставку роялти в данном случае можно принять по верхней границе рекомендуемого диапазона, т. е. на уровне 10 % от валового дохода банка. Таким образом, стоимость нематериальных активов банка оценивается как сумма годовых отчислений по стандартной ставке роялти (10 %), деленная на соответствующий коэффициент капитализации (ставка средней доходности для категории однородных банков). Если оцениваемый банк имеет несколько лицензий, то ставка капитализации будет зависеть от той доли дохода, которая доминирует в общих доходах банка, поскольку в качестве однородных банков могут быть приняты их различные кластеры (инвестиционные, универсальные, расчетные и др.).

5. Определение рыночной стоимости обязательств банка является одним из основных этапов оценки, однако до настоящего момента не имеет четкой методической базы.[6]

Для решения данной проблемы можно рекомендовать подход, предложенный К. Мерсером. Его суть заключается в использовании элементов доходного подхода для расчетов стоимости обязательств. При этом все ресурсы банка делятся на беспроцентные, процентные до востребования, депозиты денежного рынка, сбережения, депозитные сертификаты меньше $100 000 и депозиты больше $100 000. Для каждого из приведенных типов счетов определяется брутто-остаток, количество счетов, процентная доля средств, имеющихся в наличии, эффективная стоимость ресурсов, альтернативная ценность средств. После этого рассчитывается «спрэд» на один счет, а также «срок жизни» депозитной базы на основе динамики остатков открытых и закрытых счетов депозитов каждого типа. Указанный подход близок к методике расчетов денежного потока на основе изменения клиентской базы и представляется достаточно точным, так как отражает объективную динамику «выживаемости» счетов клиентов. В целях адаптации данной методики к российским условиям следует провести аналогичную разбивку по счетам клиентов (т. е. по срокам, суммам и условиям платности). Единственной проблемой, с которой может столкнуться оценщик, является недостаток информации о структуре депозитного портфеля банка.[8]

При оценке методом чистых активов обязательно требуется учитывать следующие внебалансовые обязательства банка:

1) гарантии и поручительства, выданные в пользу третьих лиц;

2) прочие обязательства внебалансового характера, относящиеся к пассивным счетам (недовнесенная сумма в обязательные резервы по счетам в иностранной валюте и валюте РФ; штрафы, не уплаченные за недовзнос в обязательные резервы, и др.). Прочие элементы внебалансовых обязательств, например, неиспользованные остатки по кредитным линиям и кредитам в форме «овердрафт», нецелесообразно принимать во внимание при расчетах, так как данные обязательства носят как бы «временный» характер и могут быть в любой момент (по заявлению клиента) переведены в задолженность по ссуде, что увеличит совокупную стоимость активов банка. Кроме того, банки, как правило, неадекватно отражают указанные обязательства в финансовой отчетности в целях улучшения обязательных нормативов Банка России.[7]

При этом весовые коэффициенты, отраженные в Инструкции ЦБ РФ, возможно применять для корректировки суммы внебалансовых обязательств, исходя из присущего им уровня кредитного риска и вероятности погашения. При оценке рыночной стоимости банка нормативные документы ЦБ РФ могут быть применены, но в ограниченных пределах. Если же оценка проводится в целях определения ликвидационной стоимости, нормативно-расчетной стоимости или специальной стоимости (т. е. нерыночной), то возможно более широкое использование указанных документов.

При этом целесообразно учитывать следующее:

1) при определении ликвидационной стоимости не следует вычитать из суммы активов фонды обязательного резервирования, целесообразно принимать обязательства банка по их балансовой стоимости и производить оценку с точки зрения срочной реализации активов банка (с учетом ликвидационных скидок и повышенных ставок дисконтирования);

2) при определении нормативно-рассчитанной стоимости или специальной стоимости необходимо воспользоваться Инструкцией ЦБ РФ. При этом из состава капитала кредитной организации целесообразно исключить субординированные кредиты, займы и привилегированные акции, так как они по своей экономической сути относятся либо непосредственно к обязательствам, либо к «гибридным» инструментам (имеются в виду привилегированные акции) и включены в расчет собственного капитала как капитал второго уровня (дополнительный капитал) по требованию Базельского комитета (Базель-2).[6]

2.4. Особенности использования сравнительного подхода при оценке стоимости банка

В рамках сравнительного подхода при оценке стоимости банка могут быть использованы три основные метода: метод компании-аналога, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов. При их практическом применении целесообразно выделить три группы проблем:

1) информационная;

2) выбор мультипликатора;

3) использование банков-аналогов.[1]

Сущность информационной проблемы определяется необходимостью поиска адекватных и репрезентативных данных для проведения расчетов. Представляется, что источниками информации для оценки стоимости банков могут служитьданные с фондовых площадок (РТС, ММВБ, западные биржи), специализированные информационные базы данных (AK&M и т. д.). К ним также относятся деловые СМИ («Эксперт», «Ведомости», «Коммерсантъ», «Бизнес и банки», «Финанс», «RBC daily», ежемесячный журнал «РБК»), а также специализированные сайты Интернета.[8]

Адекватность полученной информации почти не зависит от самого ее источника. Имеет значение, насколько она может быть подтверждена альтернативными информационными каналами. Это означает, что следует опираться на свершившиеся факты либо на события, вероятность которых очень высока. Что касается репрезентативности информации, то следует учитывать несколько принципиальных моментов:

а) данные фондовых площадок можно использовать, но только в отношении банков аналогичных размеров и примерно такого же уровня надежности;

б) необходимо обязательно принимать во внимание временной фактор;

в) важно учитывать заинтересованность третьих лиц в сделке, а также иные существенные факторы (масштаб сделки, возможность премии, учет скидки за неконтрольный характер). Существенное значение имеет и то, как Банк России относится к данной сделке.[4]

Выбор мультипликатора для оценки банка является важнейшим этапом, во многом определяющим в дальнейшем обоснованность рассчитанной его рыночной стоимости.

Исключительно для банков можно выделить следующие типы моментных мультипликаторов: «цена / чистые активы», «цена / валовые активы», «цена / собственный капитал по Базелю», «цена / кредитный портфель (юридических и/или физических лиц)», «цена / портфель ценных бумаг (для продажи, инвестиционный, торговый портфель)», «цена / депозиты (юридических и/или физических лиц)».[8]

Перечень интервальных мультипликаторов можно представить как: «цена / процентный доход (либо чистый процентный доход)», «цена / доходы за вычетом расходов с инвестиционными ценными бумагами, торговыми ценными бумагами и иностранной валютой», «цена /комиссионные доходы (либо чистые доходы от комиссионных операций)», «цена / прибыль до налогообложения и резервов, созданных в соответствии с требованиями Банка России», «цена / стоимость клиентеллы».[6]

Проблему использования банков-аналогов можно разделить на две составляющие:

1) поиск отечественных аналогов

2) поиск зарубежных аналогов.

Существует ряд рекомендаций, которые следует учитывать при отборе отечественных банков-аналогов:

а) необходимо, чтобы оцениваемый банк и банки-аналоги принадлежали к одному сегменту (потребительское кредитование, автокредитование, операции на рынке капиталов) и кластеру (универсальные банки, инвестиционные банки, расчетные банки и т. д.) банковского сектора. При этом, если акции оцениваемого банка не котируются на рынке, то нецелесообразно рассматривать в качестве аналогов банки, акции которых уже присутствуют на организованном рынке ценных бумаг;

б) при расчетах следует исключить данные о котировках банков, которые вовлечены в те или иные судебные процессы или тяжбы;

в) ни один из отобранных банков-аналогов не должен быть «фигурантом» возможных сделок по слиянию и присоединению (поглощению), хотя подобная информация может использоваться при оценке банка методом сделок;

г) недопустимо использовать информацию о банках, находящихся в трудном финансовом положении, тем более, в предбанкротном состоянии;

д) рекомендуется использовать деление банков по группам их надежности (устойчивости) в соответствии с международными (Standard&Poors, Moody's, Fitch) либо российскими рейтингами;

е) важным моментом является региональный аспект деятельности банка. При этом банки с развитой филиальной сетью следует рассматривать отдельно от региональных или столичных банков (г. Москва и г. Санкт-Петербург).[4]

Что касается поиска зарубежных банков-аналогов, то представляется целесообразным использовать значения их мультипликаторов с задержкой по временному лагу в 10 - 15 лет.

Расчет рыночной стоимости собственного капитала банка в рамках сравнительного подхода.

Сравнительный подход к оценке бизнеса базируется на предположении о цене, заплаченной на открытом рынке за актив с похожими характеристиками.

Сравнительный подход эффективен и может использоваться только тогда, когда существует достаточно полная и достоверная информация о рынке акций компаний, аналогичных оцениваемому объекту, либо о сделках с банками-аналогами.[7]

Заключение

При проведении слияний, присоединений, ликвидации, реструктуризации или приватизации возникает потребность в оценке стоимости объектов сделки. Поскольку банковская деятельность в рамках конкретной кредитной организации может стать объектом купли-продажи, постольку можно говорить о том, что банк можно рассматривать как товар со всеми присущими ему свойствами: полезности и стоимости.

Банк имеет потребительную стоимость, которая заключается в полезности предоставляемых им продуктов и услуг. При этом потребительная стоимость банковской деятельности обусловлена не только наличием лицензий на конкретные виды деятельности, но и добавленной потенциальной стоимостью ресурсной базы банка, а также наличием системы страхования депозитов. Наряду с очевидными признаками потребительной стоимости банковских услуг, кредитные организации обладают стоимостью.

Методология оценки стоимости кредитных организаций достаточно сложна и мало изучена в российской и зарубежной литературе. Следует говорить об оценке стоимости банка как единого объекта, когда рассматривается вопрос о слиянии или присоединении.

Возможности оценки стоимости банка как непрерывно функционирующей структуры, на наш взгляд, ограничены, с одной стороны, возможностью получения всей необходимой информации независимым оценщиком, с другой, отсутствием отлаженной системы бюджетирования в российских банках, трансфертным ценообразованием и распределение затрат между подразделениями банка.

В этой связи, на современном этапе нужно сделать выбор в пользу оценки по капиталу.

Однако и этот подход требует учета особенности оценки рыночной стоимости обязательств, которые создают потенциальную добавленную стоимость, без учета которой окончательный вывод будет недостоверным. Более того, практическое применение метода оценки по капиталу имеет ограничения, которые связаны с затруднениями при определении ставки дисконта. Таким образом, не умаляя значение использования приведенных выше методов оценки банка как единого объекта, применение метода чистых активов можно рассматривать как наиболее легко реализуемую концепцию в оценке с учетом текущих возможностей.

По мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике страны набор применяемых методов в оценке может быть расширен, в первую очередь за счет оценки стоимости банка по капиталу. В то же время остается немало спорных вопросов по проведению оценки рыночной стоимости активов коммерческих банков.

Список литературы

1. Грязнова А., Федотова М. (ред.) “Оценка бизнеса”, Москва, Финансы и статистика, 2010 г.

2. Джеймс Р. Хитчнер. Три подхода к оценке стоимости бизнеса. Издательство: Маросейка, 2008 г.

3. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Мирзажанов С.К. Оценка бизнеса, 2008), Серия: Профессиональное издание для бизнеса, Издательство: Эксмо, 2008 г.

4. Косорукова И.В., Бакалов А.С. Пособие по дисциплине «Оценка стоимости бизнеса». - М., 2005г.

5. Федотова М.А., Уткин Э.А. Оценка недвижимости и бизнеса. Учебник. - М.: ЭКМОС, 2009 г.

6. Черняк В.З. Оценка бизнеса. - М.: Финансы и статистика,2004 г.

7. Интернет-сайт Московской биржи (http://rts.micex.ru/)

8. Интернет-сайт Центрального банка РФ (http://www.cbr.ru/)

Просмотров работы: 384