ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ДИЗАЙНА

Дадаян Е.А. 1, Бердник Т.О. 1
1Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В XIX веке в связи с активным развитием индустриального производства возникла потребность индивидуального оформления продукции. В эпоху массового производства дизайн стал наиболее действенным фактором, продвигающим товар.Благодаря этому произошло активное внедрение дизайнеров в формирование современного общества. Дизайн вносит свои коррективы на всех этап создания: начиная с внешнего вида продукции, художественного оформления и заканчивая смысловой нагрузкой. Как писала Мосорова Надежда Никаноровнав своей диссертации на тему «Философия дизайна: Социально-антропологические проблемы»: «Дизайн – это носитель социальных изменений… Крупные изменения, происходящие в социальных качествах предметной оснащенности бытия человека, являются важнейшими показателями грандиозного размаха дизайна, неисчерпаемого многообразия его феноменов и безграничной силы воздействия на человека»[1].

При разработкеобъект проектирования наделяется определенными свойствами: функциональными и эстетическими. Задачей дизайна является поиск золотой середины между ними. Это поиск баланса и гармонии между красотой и безопасностью, изящностью и утилитарной функциональностью.

При изучении дизайнерской деятельности в контексте ее эстетической функции можно заметить, что дизайнявляется неотъемлемой частью духовной жизни человека. В каждой сфере деятельности человек проектирует, создаёт и формирует по законам красоты. В этом выражается стремление человека к эстетическому совершенству. Профессиональный дизайнер не просто проектирует материальные объекты и системы, он формирует идеологию, влияющую на все процессы преобразования общества. Каждый вид дизайнерской деятельности дает почву для развития общественной жизни. При этом важнейшая миссия дизайнера состоит в воспитании эстетического вкуса потребителя.

Эстетика это, прежде всего, философское учение об искусстве как форме общественного сознания. Эстетика не является устоявшимся сводом догматических знаний и норм, она формируется и меняется вместе с обществом. Эстетический подход соединяет в себе художественный опыт со всего мира и всех времен. Начиная с древних времён, человек стремился окружить себя красотой. Если рассмотреть орудия труда древнего человека, то можно заметить, что они продумывались не только с технической стороны. В создании предметов окружения древний человек так же стремился к выразительности форм. Одежда, рисунки на стенах, украшения носили не только утилитарную функцию.

Как уже было сказано, эстетика – наука, изучающая общественное сознание. Именно сознание человека, его предпочтения, его выбор формирует эстетику. С изменением мира меняется и представление об эстетических критериях.

Процесс созданиядизайнерского объекта дуалистичен. При созидании чего-либо дизайнер всегда задумывается над функциональными и эстетическими сторонами объекта проектирования, тем самым «программируя» мировоззрение человека и его самого, живущего среди творений специалиста.Эстетическая сторона его работы всегда не постоянна и меняется вместе с историей и переменой во вкусах общества.

Дизайн, в первую очередь, нацелен на формирования мира, где бы человек испытывал как физический, так и психологический комфорт. Второе непосредственно связано с решением эстетической задачи, но при этом в единстве функции с красотой.

Для того чтобы разобрать дизайн в эстетическом контексте, рассмотрим пример: обустройство жилого пространства или рабочей зоны. Каждый элемент интерьера, будь то мебель или книги на полке, обязан нести в себе не только утилитарный характер. Безусловно, вещь должна полезной, качественной и комфортной, но при этом не стоит забывать и про красоту. Каждый элемент вынужден гармонично вписываться в среду, акцентировать индивидуальность всего интерьера.

Стоит обратить больше внимания на предметы, окружающие людей большую часть их жизни. Рассмотреть хотя бы обои. Именно ими большинство людей покрывают стены в своих квартирах. От этого элемента интерьера зависит многое. Для передачи определённой атмосферы дизайнер разрабатывает рисунок и фактуру, подбирает цветовую гамму и материалы для этого покрытия. Каждый предмет окружения служит для воплощения в жизнь любых замыслов дизайнера.

Если наши предшественники в попытках окружить себя прекрасным следовали за своей интуицией, то современные дизайнеры профессионально работают над гармонией пространства. В процессе профессионал не только основывается на опыте предшественников, он создает индивидуальную концепцию, опирается потребности человека, его вкусы и образ жизни.

Эстетические аспекты, которые курирует дизайнер многообразны: внешний вид, пропорции, формы и линии, цвет и текстура. В совокупности это создает у покупателя образ готового продукта. В эстетическом контексте при разработке продукта следует учитывать отличия предмета от его аналогов, насколько важно это отличие для него. В настоящее время в условиях огромного предложения на рынке качественной высокотехнологичной продукции основными характеристиками при выборе товара потребитель ставит эстетические.

В процессе разработки дизайнер учитывает целевую аудиторию, для которой разрабатывается изделие. Немалую роль в создании играют модные тенденции. От класса потребительской аудитории определяется характер и индивидуальность изделия. Чем разнообразней потребительская база, тем более самобытным или усредненным становиться товар.По различным признакам выделяют возрастные группы, социально-имущественные, культурно-региональные и другие. Для каждой группы требуются свои эстетические характеристики. Если раскладывать по возрасту, то продукция, предназначенная для молодёжи чаще всего яркая и современная; для пожилого потребителя продукциюделают более консервативной, традиционной и привычной по своим визуальным характеристикам.

Человек при оценке изделия хочет получить от него в первую очередь эстетическое удовольствие. Если вещь полезна, но внешне вызывает отвращение, то шанс её покупки резко падает. Суть дизайна –создать уникальный продукт, облагораживающий среду обитания людей.

Эстетическая задача дизайнерской деятельности сводится, по сути своей, к гедонистической функция - функция получения наслаждения. При этом гедонистическая функция не подразумевает сведения всех потребностей человека к телесночувсвенным наслаждениям. В данном контексте она выражается в том впечатлении, которое изделие оказывает на человека. Удовольствие может быть интеллектуальным. Эстетическое удовольствие приходит к человеку независимо от того, получает ли он пользу от продукции или нет.Гедонистическая функцияхарактеризует те приятные чувства и эмоции, которые испытывает человек при контакте с предметом. Эта функция проявляется при рассмотрении предметной среды как постоянно развиваемого, обновляемого и совершенствуемого мира материально-художественной культуры.

Дизайн взял на себя проблему решения сочетания красоты и пользы. Современный дизайнер ставит перед собой задачу не допускать борьбы между красотой и пользой, он старается свести их к взаимовыгодному дополнению друг друга. Великое множество предметов было создано именно с преобладающими утилитарными требованиями к их оформлению. Дизайн возник с ростом промышленности, когда ручной труд заменил машинный, дизайнеры стали необходимыми чтобы связать производителя и потребителя.

Список использованных источников.

1.Мосорова Н. Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы :Дис. проф., канд. фил. наук: 09.00.13 – Екатеринбург, 2001. – 6 с.

2. Рунге В. Ф. « Основы методологии дизайна» - М.: М3 Пресс, «Социально политическая МЫСЛЬ», 2005. – 368 с.

3. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть / Изд. 2-е, доп. — М.: Издательство "Европа", 2006. — 320 с.

4.Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование Учеб. пособие.- М., 2005.- 138 с.: ил.

5. Социально-политические аспекты современного российского дизайна. // Интеллигенция и власть на пороге XXI века. Тезисы, конф. – Екатеринбург, 1996

6. Приоритетность гуманистического дизайна – путь выживания России. // Наука и образование. Тезисы, конф. Института истории и археологии УрО РАН. – Екатеринбург, 1999

7. Иттен Й. Искусство формы.– М.: Изд. Д.Аронов, 2001. – 124 с., ил.

8. Иттен Й. Искусство цвета. – М.: Изд. Д.Аронов, 2001. – 83 с., ил.

Просмотров работы: 964