ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Алексеева Д.С. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Игра является ведущим видом деятельности в период дошкольного детства. В связи с этим основным на­правлением педагогической работы, как в массовых, так и в специальных дошкольных учреждениях является руководство игрой. Выделяется целый ряд игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные игры-забавы и творческие сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевой игре при­надлежит особая роль в развитии лич­ности ребенка, поэтому в дальнейшем, говоря об игре, будем иметь в виду данный вид игры [2].

Изучением игры и ее влияние на психическое развитие ребенка занимались многие ученые: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. По мнению многих педагогов и психологов, в игре ребенок воспринимает окружающий мир, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер.

Изучению сюжетно-ролевой игры посвящены исследования: Д.Б. Эльконина, В. Запорожец, С.Л. Новоселовой, Д.В. Менджерицкой и др. Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковский, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин) [2, 4, 10].

Сюжетно-ролевую игру следует отличать от других видов игр (подвижных, дидактических), прежде всего, наличием сюжета. В подвижной или дидактической игре главным является соблюдение правила, а предмет, с которым производиться действие, строго определен (мяч, фишки, карточки, кубики). Отличием сюжетно-ролевой игры является отсутствие заранее сформулированных правил, в ней допускаются свободные вариации в выборе и использовании предметов. Применяться могут самые разнообразные материалы-игрушки и так называемые предметы-заместители, порой лишь отдаленно напоминающие те, которые предусмотрены в сюжете. Более того, сюжетно-ролевая игра может протекать с минимальным количеством предметов, многие из которых могут просто подразумеваться. Однак, если отсутствует сюжет, то не будет как таковой и сюжетно-ролевой игры. Это обстоятельство и заставляет в первую очередь определить тематическое содержание и структуру построения сюжета [1].

Д.Б. Эльконин выделил следующие взаимосвязанные компоненты, составляющие структуру сюжетно-ролевой игры [10]:

  1. Роли, которые берут на себя дети и ролевое поведение;

  2. Содержание игры;

  3. Игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми;

  4. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

  5. Использование ролевого диалога;

  6. Выполнение правил;

У детей с нарушением интеллекта игровая деятельность в дошкольном возрасте развивается крайне медленно и без специального обучения остаётся на уровне манипуляций с игрушками. Большинство действий с игрушками, выполняемых детьми этой категории, отличаются однообразием и, как правило, не имеют игрового содержания.

Актуальность изучения особенностей игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта заключается в том, что целенаправленное систематическое руководство игровой деятельностью детей с дошкольного возраста нарушением интеллекта в условиях специального детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений об окружающем мире, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать речевое общение и повысить эффективность коррекционно-педагогической работы в специальном детском саду [8].

Специалисты определяют умственную отсталость, как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), и значительно сниженным уровнем физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств (В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф) [6].

Дошкольники с нарушениями интеллекта, по результатам исследований Д.В. Менджерицкой, С.Л. Но­воселовой, Е.С. Слепович, У.В. Ульенковой и др., обычно играют неинтенсив­но, не проявляют в играх инициативы и творчества, оказываются не способ­ными действовать в воображаемой си­туации и с воображаемыми предмета­ми. Действия «как будто», «понарошку», типичные для нормальных детей этого возраста, у них, как правило, отсутст­вуют. Наблюдая за самостоятельными играми детей, можно отметить неус­тойчивость игрового сюжета. Они достаточно быстро уходят от игры и начинают заниматься другой деятель­ностью.

Теоретическое исследование научной литературы по проблеме исследования показало что, сюжетно-ролевая игра у детей с нарушением интеллекта не возникает стихийно, а требует специального обучения. Формирование игровой деятельности у детей с данной патологией требует углубленного исследования компонентов сюжетно-ролевой игры [8].

Для изучения сюжетно-ролевой игры мы провели констатирующий эксперимент, на базе Сургутского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Добрый волшебник». В эксперименте приняли участие дети 6-7 лет с нарушением интеллекта. Количество человек в экспериментальной группе - трое дошкольников с диагнозом F-70 (по МКБ-10).

Для изучения уровня сформированности сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта мы использовали следующие методы:

- беседы со специалистами (выявлялись интересы ребенка, особенности поведения и игровой деятельности);

- направленное наблюдение. Проводилось за игровой деятельностью детей в условиях групповой комнаты.

Для проведения эксперимента нам понадобилось специально оборудованное помещение для игр. В группе имелись зоны для сюжетно-ролевых игр хорошо обеспеченные тематическими игрушками.

Для нашего эксперимента мы с детьми, находились в зоне для сюжетно-ролевой игры «Больница» и «Магазин». Материалы использовались имеющиеся в группе.

Для выявления особенностей сюжетно - ролевой игры у детей данной категории использовалась модифицированная методика «Схема обследования игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин [8].

Предложенная методика позволяет качественно и количественно проанализировать развитие сюжетно-ролевой игры в свободной и специально организованной деятельности детей и выделить уровень ее развития.

На экспериментальной площадке «Больница», дети показали более высокий результат, чем в сюжетно-ролевой игре «Магазин». Дети чаще пользовались предметами-заместителями, контактировали с другими участниками игры, вели ролевой диалог, пользовались сюжетной атрибутикой по назначению. Некоторые участники игры проявляли желание принять на себя главную роль. Как пояснил нам воспитатель группы, на занятиях дети знакомились с этой профессией, поэтому дети играли более активно.

В игре «Магазин», дети испытывали трудности: не контактировали друг с другом, не выполняли поставленных задач, хаотично ходили по экспериментальной площадке. В ходе игры было понятно, что у детей узкое представление о продуктах питания, о поведении в магазине. Во время игры дети практически сразу отступили от цели игры, поэтому игра не разворачивалась полноценно. В связи с этим у детей быстро пропал интерес к игре, в игре дети были пассивны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра только начинает развиваться. У детей скудное представление об окружающем мире, во время игры дети выполняют однообразные действия, не входят в другую роль и не следуют правилам, не выдерживают сюжетную линию игры, редко пользуются предметами-заместителями, а если и пользуются, то только ранее изученными. В игре со сверстниками ведут себя пассивно, отсутствие ролевого диалога.

Гистограмма 1. Итоговые (сравнительные) показатели сформированности компонентов сюжетно-ролевой игры (в баллах).

Анализируя полученные данные и учитывая итоговые результаты отраженные в гистограмме 1, видно, что дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта, принимавшие участие в эксперименте, большинство показали низкий результат, можно предположить что сюжетно-ролевая игра у детей с нарушением интеллекта развита на низком уровне.

В ход наблюдения за самостоятельными играми детей с нарушением интеллекта, все дети соглашались играть, проходили в специально отведенную зону для сюжетно-ролевых игр, где разворачивался игровой сюжет по заданной тематике. Выраженных эмоциональных проявлений дети не демонстрировали, только в ходе игры некоторые дети могли проявлять свои эмоции в виде удовлетворенности игрой, негативизма.

Дети выбирали игрушки, которые на их взгляд подходили для игры в определенной роли, но не использовали их по назначению. Манипулировали игрушками без определенной цели, предметы-заместители не использовались. В характере действий с игрушками наблюдалась бедность, стереотипность действий, отсутствие замысла.

Игровое поведение наблюдалось не у всех детей принимавших участие в процессе игры. Дети заходили в игровой уголок совершали действия с игрушками, выполняли несколько действий выстроенных в логическую цепочку, затем выходили из игры. Дети с низким уровнем развития сюжетно-ролевой игры в своей игре отображали только знакомые им сюжеты и действия, повторяя их многократно.

Особое внимание уделялось как ребенок воспринимает себя в роли, называет ли себя тем персонажем которого играет. В основном дети выполняли роли автономно, не пытаясь создавать единого сюжета игры. Речевое сопровождение при этом отсутствовало. Дети практически не общались между собой. Речь эпизодична, ограничивалась названием игрушки и обозначение действия с ней. Иногда речь не соответствовала игровой ситуации и действиям которые они выполняли.

В основном игровая деятельность детей происходила в одиночестве или игра рядом. Дети не пытались вступить в деловой контакт с напарником по игре. Таким образом, ни в одной игре у детей не было подлинных партнерских отношений. Большинство детей во время игры не придерживались правил игры и не согласовывали свои действия с партнером по игре.

Таким образом, дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта не могут погрузиться в роль, устойчиво действовать в рамках своей роли, ставить игровые задачи и подчиняться правилам игры.

Изучив особенности сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением интеллекта можно сделать вывод, что становление игровой деятельности, в том числе сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением интеллекта происходит замедленно и своеобразно (В.И. Лубовский, Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Л.М. Шипицына).

У детей с нарушением интеллекта фактически не возникает подлинного интереса к игре, отмечается слабая выраженность кратковременность и неустойчивость интереса к игрушкам. На протяжении всего дошкольного возраста доминирующим остается предметное содержание игры. Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций.

Особенности ролевого поведения дошкольников с нарушением интеллекта заключается в том, что даже в конце дошкольного возраста дети не могут самостоятельно взять на себя роль и действовать с ней до конца игры. Отмечается слабая погруженность в роль, нелогичность, обрыв логической линии во время игры. Образы, которые воссоздаются во время игры, характеризуются однообразием, бедностью, стереотипностью.

Список используемых источников

  1. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. – 155 с.

  2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] // Вопросы психологии, 1996, №6.- С. 62-76

  3. Выготская, Г.Л., Соколова, Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей [Текст] // Дефектология. – 1974. - №5 – С. 66-69

  4. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст]. – М., Педагогика – 2005.- 199 с.

  5. Зворыгина, Е.В., Комарова, Н.Ф. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1989. - №5. – С. 31

  6. Катаева, А.А. Дошкольная олигофрено-педагогика [Текст]: Уч. Пособие/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2001. – 208 с.

  7. Мануйленко, З.В. Роль игры в воспитании дошкольника [Текст]. – М., 1951

  8. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст]: учеб. Метод. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой - СПб.: ЛОИУУ, 1996. – 96 с.

  9. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]: учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожакарь, С.Е. Шукшина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 146 с.

  10. Эльконин, Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] // Дошкольное воспитание, 1976. - №5. – С. 73-97

Просмотров работы: 769