ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

Михайлова Э.Ю. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В экономической теории для конкретных расчетов поведения экономических показателей важное значение имеет понятие эластичности. Под эластичностью понимается реакция экономического показателя на изменение какого-либо фактора или группы факторов.

Эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Существует три вида эластичности: эластичность по цене, эластичность по доходу, перекрестная эластичность.

Эластичность спроса по цене является показателем процентного изменения спроса какого-либо товара или услуги в результате изменения цены. Другими словами, это показатель степени чувствительности, процентного изменения спроса на какой-либо товар или услугу в результате изменения цены товара.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен: ,где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %;

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак “минус” опускается).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Существует два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

Рис.1 «Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен»

»

Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п.

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности: спрос эластичен; спрос неэластичен; спрос с единичной эластичностью.

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их: .

На этой формуле мы можем видеть, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса ,но и от их фактических значений.

Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

Факторы, определяющие эластичность спроса:

1. Заменяемость товара или услуги, когда степень их замещения товарами-заменителями определяет уровень эластичности спроса на данный товар или услугу. Так, например, на рынке с совершенной конкуренцией кривая спроса любого товара совершенно эластичной;

2. Удельный вес в доходе потребителя, когда доля расходов на данный товар в бюджете потребителя определяет степень эластичности спроса на него. Чем больше товар или услуга занимает долю в бюджете (например, машины, недвижимость), тем выше будет эластичность спроса на данный товар, а чем ниже стоимость товара (например, канцтовары), тем спрос менее эластичен на него;

3. Предметы роскоши и предметы необходимости, когда степень необходимости товара или услуги определяет и степень эластичности спроса на них. Кривая спроса товаров первой необходимости обычно бывает неэластичной, а у предметов роскоши высокоэластичной;

4. Количество времени, когда время определяет степень эластичности спроса на товар или услугу. Спрос на товар или услугу более эластичен, чем больше прошло времени для принятия решения. Потребитель в связи со своей привычкой не сразу определяет сократить или увеличить потребление данного товара или услуги, но с увеличением времени с момента изменения цены корректирует свои действия (например, находит товары-заменители).

Эластичностью спроса на одно блага относительно цен на другое называется перекрестной эластичностью.

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Розанова, Н.М. Макроэкономика: Учебник. Продвинутый курс. В 2 т. 2-е изд., перераб., и доп / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 665 c.

  2. Дрогобыцкий, И. Н. Системный анализ в экономике: учебник; рекомендовано УМО «Профессиональный учебник» для студентов вузов / И. Н. Дрогобыцкий. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 423 с.

  3. Исследование операций в экономике: учебное пособие: рекомендовано МО РФ / ред. Н. Ш. Кремер. — 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт, 2013. — 438 с.

  4. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб.пособие / В. Г. Когденко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 392 с.

Просмотров работы: 916