ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

Иванцова А.О. 1, Марус Ю.В. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение колебаний объемов и продолжительности производства того или иного товара (услуги) позволило установить, что эти показатели изменяются во времени циклически, закономерными и поддающимися измерению интервалами. В экономической науке явление периодического колебания объемов и продолжительности производства и сбыта продукта называют экономическим циклом жизни товара (услуги) или коротко - циклом жизни товара (услуги).

Жизненный цикл товара (услуги) – это время существования товара (услуги) на рынке. Концепция жизненного цикла услуги исходит из того, что любая услуга рано или поздно вытесняется с рынка другой, более совершенной или дешевой услугой. Могут быть услуги-долгожители, но вечных услуг нет

Жизненный цикл услуг обладает следующими особенностями:

1. Несмотря на разнообразие временных этапов, в течение которых услуги сохраняют свою жизнеспособность, усредненная продолжительность жизненного цикла услуг превышает аналогичные показатели для товаров, имеющих материальную форму существования. Это обусловлено большими возможностями в области модификации услуг и поиска услуги - новинки.

2.Продолжительность стадий, обеспечивающих основной объем прибыли, приносимой услугой за весь период ее существования, выше, чем в условиях товарного рынка.

3. Период, предшествующий получению устойчивой прибыли, относительно не велик в виду меньшей трудоемкости процесса производства новой услуги и меньших инвестиционных затрат.

4. Степени риска от неопределенности реального реагирования потребителей на появление услуги-новинки ниже, чем для товаров, имеющих материально-вещественное выражение. Это вызвано более тесными контактами между производителями и потребителями услуг и возможностью немедленной проверки реакции потребителей на пробные услуги. В зависимости от услуги и, что немаловажно, от характера ее предоставления, жизненный цикл услуги может равняться нулю, или бесконечности.

Принято выделять шесть основных стадий жизненного цикла услуги, для каждой из которых характерно определенное сочетание маркетинговых мероприятий, предоставляющее возможность производителю услуг осуществлять стратегические замыслы и формировать тактику по ведения на рынке.

Наглядно данные стадии представлены в табл. 1.

Таблица 1

Стадии жизненного цикла услуги

Стадия

Характеристика

Разработка услуг

Осуществляется поиск, производство и подготовка к внедрению на рынок услуги-новинки

Внедрение

Обеспечивается осведомленность потребителей об услуге-новинке. Моральное стимулирование

Рост потребления услуги

Осуществляются активные рекламные мероприятия, пропаганда. Сокращение значимости стимулирования

Зрелость услуги

Рост экономического стимулирования под воздействием конкуренции. Осуществление процесса модификации услуги. Период начала разработки новой услуги

Насыщение рынка услугой

Обострение процесса конкуренции. Рост затрат на маркетинг, ведение агрессивной рекламной политики

Спад спроса на услугу

Прекращение производства услуги и замена ее на услугу-новинку, либо реанимация спроса

Этапы жизненного цикла образовательной услуги:

I этап – этап внедрения услуги (в данном случае образовательной) на рынок. Объемы их производства и реализации растут медленными темпами. Услуги являются новыми (содержат новые образовательные программы и стандарты), поэтому возникают трудности с их реализацией.

К приобретению новых услуг настороженно относятся многие потребители. Спрос мал, производство не отложено, затраты на рекламу велики, каналы распределения только устанавливаются.

II этап – этап роста спроса на услугу. На этом этапе темпы роста продаж резко возрастают, услуга образования признается покупателями. Разработка новых образовательных программ интенсивно модернизируется, издержки на неё сокращаются, растет качество предоставляемой услуги, реклама налажена. На этом этапе затраты образовательного учреждения (организации) на модернизацию производства и самой услуги могут достигать 50-60% общих затрат на производство образовательных услуг.

III этап – этап зрелости услуги, относительной стабильности жизненного цикла образовательной услуги. Большинство покупателей уже сделали свой выбор. Пик продаж, темпы их роста падают. Образовательное учреждение предпринимает разнообразные методы стимулирования спроса: снижает цены на образовательные услуги, предоставляет льготы при поступлении, улучшает сервис.

IV этап – этап насыщения. Рост продаж прекращается. На этом этапе высока вероятность повторного технологического совершенствования услуг образования и развитие технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.

V этап – этап спада. Он характеризуется резким сокращением объемов реализации услуг вследствие насыщения рынка и удовлетворенности покупательского спроса, а также усиления конкуренции со стороны других образовательных учреждений. Пытаясь удержать свои позиции, учебные заведения вкладывают дополнительные средства в модернизацию, повышение качества оказываемых услуг, прекращают производство неконкурентоспособных видов услуг .

Делая вывод о жизненном цикле образовательной услуги, можно сказать, что:

1. жизненный цикл услуги в отличие от ЖЦ товара более продолжителен, гибок, менее рискован, вследствие наличия на каждом этапе тесной обратной связи между провайдерами и потребителями, а также больших возможностей для усовершенствования;

2. продолжительность жизнеспособности образовательных программ, реализуемых посредством услуг, сокращается, в то время как жизненный цикл образования индивида увеличивается, спрос на различные образовательные услуги имеет тенденцию к росту;

3. в последние десятилетия усиливается взаимовлияние и увеличивается состав субъектов, которые участвуют в предоставлении образовательных услуг, что диктует необходимость построения новой системы организации и управления в сфере образовательных услуг, которая была бы способна адаптивно реагировать на изменения ситуации на рынке труда. Кроме того, появляется возможность различным экономическим субъектам, концентрируясь на определенной стадии ЖЦ ОУ, быть активными участниками и «полноценно пользоваться экспортным потенциалом глобального рынка образовательных услуг» .

Выделенные особенности жизненного цикла образовательной услуги актуализируются в связи с возобновившимся процессом глобализации.

Просмотров работы: 673