В России, в связи с отсутствием нормативной базы, до последнего времени для обеспечения пересечения животными (домашними и дикими) устраивались скотопрогоны.Как правило, данные сооружения устраивались в пределах населенных пунктов. Часть этих сооружений может использоваться дикими животными (косули, кабаны, лисы и т.д.), однако за счет небольших габаритов, мест размещения и отсутствия обустройства, скотопрогоны не обеспечивают необходимые условия для перемещения крупных диких животных (лоси, олени) столкновение с которыми наиболее опасно.
Обзор зарубежной литературы показал, что при условии обеспечения габаритов экодуков тоннельного типа они активно используются крупными животными. К примеру, масштабное исследование, проведенное в национальном парке Банф в Канаде, показало, что в январе 2007 года 10 видов крупных млекопитающих (в том числе гризли, койоты, лоси, медведи, вапити, пума, волки) совершили 84 000 переходов по 24 экодукам (мостового и туннельного типов) Банфа.
Экодуки применяются уже более 70 лет. Наблюдения за экодуками показывают, что эти объекты регулярно используются медведями, оленями, волками и лосями. И постоянные их исследования показали, что мостами пользуются не только крупные животные, но и беспозвоночные, а также насекомые.
Животные охотно проходят по туннелям, размеры которых не создают эффекта «коридора», который оценивают показателем стесненности по следующей формуле: Кс=H·B·[КДоп]·L, где Н — высота туннеля, м; В - ширина туннеля, м; L - длина туннеля, м; Кдоп – дополнительные коэффициент для животных в зависимости от их размера.
На экодуках устанавливаются камеры слежения за движением животных: инфракрасные, фотокамеры, реагирующие на движение, камеры пишущие в режиме реального времени. С помощью камер можно определить насколько целесообразна была постройка биоперехода. Также можно определить какие виды животных быстрее адаптируются и первые начинают пользоваться сооружением, в какое время днем или ночью животные чаще пользуются переходом.
На основании вышеизложенного можно сформулировать требования, к туннельным переходам для животных:
- размещение в местах прохождения звериных троп, путей миграции;
- установка примыкающих к туннелю заграждений, выполняющих функцию направляющего и защитного элементов для животных;
- наличие в туннелях воронкообразных (в виде раструба) входов и выходов с отверстиями высотой 7,5 м и шириной 10 м;
- размеры туннельного пространства должны быть не менее 5 м в высоту и 6 м в ширину (оптимальное соотношение высоты (ширины) к длине - 1:10);
- естественное покрытие грунтом (землей, песком каменистой наброской) внутри туннеля;
- звукоизолирующая облицовка туннеля.
Для обеспечения пересечения существующих автомобильных дорог дикими животными, целесообразна адаптация имеющихся дорожных сооружений (мостов, эстакад, виадуков, водопропускных сооружений) для использования в качестве экодуков. Для реализации этих предложений необходимо изменение нормативно-технической базы в части требований к размещению и конструкции экодуков.
В России в настоящее время построено два экодука мостового типа: на Дальнем Востоке (экологический тоннель в заповеднике "Земля леопарда") и в Калужской области на М-3 "Украина".