О ЭКОДУКАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

О ЭКОДУКАХ

Селезнева А.В. 1, Карев С.В. 1
1Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экодуки/биопереходы (мостового, тоннельного и трубного типов)– представляют собой замаскированный под естественную среду переход для диких животных, который пересекает оживлённую трассу или железную дорогу.У таких мостов есть два очевидных и необходимых предназначения:Первое – они позволяют животным свободно мигрировать между двумя частями искусственно разделённого человеком их ареала обитания.Второе – они позволяют защитить автомобилистов от столкновения с крупными дикими животными.

В России, в связи с отсутствием нормативной базы, до последнего времени для обеспечения пересечения животными (домашними и дикими) устраивались скотопрогоны.Как правило, данные сооружения устраивались в пределах населенных пунктов. Часть этих сооружений может использоваться дикими животными (косули, кабаны, лисы и т.д.), однако за счет небольших габаритов, мест размещения и отсутствия обустройства, скотопрогоны не обеспечивают необходимые условия для перемещения крупных диких животных (лоси, олени) столкновение с которыми наиболее опасно.

Обзор зарубежной литературы показал, что при условии обеспечения габаритов экодуков тоннельного типа они активно используются крупными животными. К примеру, масштабное исследование, проведенное в национальном парке Банф в Канаде, показало, что в январе 2007 года 10 видов крупных млекопитающих (в том числе гризли, койоты, лоси, медведи, вапити, пума, волки) совершили 84 000 переходов по 24 экодукам (мостового и туннельного типов) Банфа.

Экодуки применяются уже более 70 лет. Наблюдения за экодуками показывают, что эти объекты регулярно используются медведями, оленями, волками и лосями. И постоянные их исследования показали, что мостами пользуются не только крупные животные, но и беспозвоночные, а также насекомые.

Животные охотно проходят по туннелям, размеры которых не создают эффекта «коридора», который оценивают показателем стесненности по следующей формуле: Кс=H·B·[КДоп]·L, где Н — высота туннеля, м; В - ширина туннеля, м; L - длина туннеля, м; Кдоп – дополнительные коэффициент для животных в зависимости от их размера.

На экодуках устанавливаются камеры слежения за движением животных: инфракрасные, фотокамеры, реагирующие на движение, камеры пишущие в режиме реального времени. С помощью камер можно определить насколько целесообразна была постройка биоперехода. Также можно определить какие виды животных быстрее адаптируются и первые начинают пользоваться сооружением, в какое время днем или ночью животные чаще пользуются переходом.

На основании вышеизложенного можно сформулировать требования, к туннельным переходам для животных:

- размещение в местах прохождения звериных троп, путей миграции;

- установка примыкающих к туннелю заграждений, выполняющих функцию направляющего и защитного элементов для животных;

- наличие в туннелях воронкообразных (в виде раструба) входов и выходов с отверстиями высотой 7,5 м и шириной 10 м;

- размеры туннельного пространства должны быть не менее 5 м в высоту и 6 м в ширину (оптимальное соотношение высоты (ширины) к длине - 1:10);

- естественное покрытие грунтом (землей, песком каменистой наброской) внутри туннеля;

- звукоизолирующая облицовка туннеля.

Для обеспечения пересечения существующих автомобильных дорог дикими животными, целесообразна адаптация имеющихся дорожных сооружений (мостов, эстакад, виадуков, водопропускных сооружений) для использования в качестве экодуков. Для реализации этих предложений необходимо изменение нормативно-технической базы в части требований к размещению и конструкции экодуков.

В России в настоящее время построено два экодука мостового типа: на Дальнем Востоке (экологический тоннель в заповеднике "Земля леопарда") и в Калужской области на М-3 "Украина".

Просмотров работы: 464