ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кудашева А.А. 1
1Владимирский Государственный Университитет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Конституции РФ отсутствуют положения, ограничивающие право на занятие предпринимательской деятельностью по сферам деятельности, либо по кругу лиц. У физического или юридического лица, при наличии имущества, существует право на его использование для осуществления различных видов предпринимательской деятельности.

Положение, содержащиеся в статье 22 ГК РФ гласят: «Никто не может быть ограничен в дееспособности и правоспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом», следовательно, конституционное право в предпринимательской деятельности может быть ограничено лишь федеральным законом, и должно быть соотнесено с требованиями, установленными ч.3 ст. 55 Конституции РФ.

В качестве ограничения этого права могут выступать запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для различных субъектов, либо запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для определенных субъектов на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности можно классифицировать следующим образом:

1)ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением или преступлением:

ограничения, налагаемые при совершении:

-правонарушений, предусмотренных административным законодательством;

-преступлений, установленных уголовным законодательством;

2) Ограничения, связанные с профессиональной деятельностью: установленные для федеральных и мировых судей, для государственных служащих, а также специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций (адвокатов, нотариусов, служащих бирж и т.д.);

3) Ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя банкротом (несостоятельным)

4) Ограничения по возрасту, а также ограничения, связанные с признанием лица недееспособным;

5) Ограничения, применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности.1

Ограничения, связанные с государственными служащими, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, предполагают недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления. Данные положения указаны в Федеральном законе от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О службе в таможенных органах Российской Федерации", который указывает на определенные ограничения, относительно сотрудников таможенных органов. В Законе РФ от 07 февраля 2011 г. "О полиции", содержатся запреты, применительно к сотрудникам полиции. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) устанавливает запрет на совмещение основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью для работников прокуратуры.

Вышеуказанный перечень федеральных законов приводит к таким видам запретов, как: недопустимость состоять в членстве органа управления коммерческой организации (если иное не установлено законом или в установленном порядке служащему не поручено участвовать в управлении организацией), заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью кроме педагогической, научной, творческой, и др.

Более жесткие ограничения установлены Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.06.2017) "О Федеральной службе безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017), который содержит запрет для сотрудников и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и оказывать различное содействие физическим и юридическим лицам в ее осуществлении. Виды деятельности, на которые наложены ограничения, определяются российским законодательством.

Ограничение на занятие предпринимательской деятельностью также установлены для такой категории лиц, как: «нотариусы, адвокаты, служащие фондовых бирж, товарных бирж и др2». В частности, речь идет о служащих товарных бирж, которые не могут быть участниками или учредителями брокерских фирм, не имеют возможности и права использовать служебную информацию в своих собственных интересах, не могут участвовать в биржевых сделках и иное. Служащие фондовых бирж не могут быть участниками или учредителями организаций, не вправе принимать участие в операциях на фондовой бирже в качестве индивидуальных предпринимателей или профессиональных участников рынка ценных бумаг.

При нарушении ограничений, установленных законодательством РФ, лицо несет ответственность в виде признания совершенных сделок недействительными, а также рассмотрение руководителем организации вопроса о соответствующей судьбе служащего, допустившего определенные нарушения в занимаемой должности.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом запрещает в течение одного года с момента признания его банкротом осуществлять государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 216). 3

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гласит «государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом), осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступивший в регистрирующий орган в установленном порядке.» Применительно к юридическим лицам аналогичных запретов закон не устанавливает.4

Административное законодательство предусматривает установление дисквалификации по отношению к лицу, совершившему правонарушение. Данный вид наказания содержится в ст. 3.11 КоАП, и заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается исключительно судьей.5

Ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью может применяться и к лицам, привлеченным к уголовной ответственности в качестве основной или дополнительной меры наказания.

Если данная мера применяется как основной вид наказания, то в приговоре указывается срок лишения права, предусмотренный уголовным законодательством от одного года до пяти лет. Если лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью выражается в виде дополнительного наказания, то наказание может быть установлено от шести месяцев до трех лет (ст. 47 УК). В приговоре указывается вид предпринимательской деятельности, которыми осужденному запрещается заниматься в течение определенного срока, установленного судом.

Совмещение нескольких видов деятельности, помимо предполагаемого конфликта интересов, увеличивает количество коммерческих рисков. Организация-банкрот, как яркий пример возможных проблем6. Необходимо различать обязательные требования к осуществлению предпринимательской деятельности и ограничение права к ее осуществлению (минимальный размер уставного капитала, государственная регистрация, лицензирование и т.д.). Обязательные требования устанавливают лишь особые условия приобретения права на ведение предпринимательской деятельности, не касаясь при этом права на его ведение.

Отдельного правового регулирования требует вопрос, связанный с определением видов деятельности, которым не может занимать индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Я считаю, что данный перечень должен содержать в отдельном, едином правовом документе, а не в различных федеральных законах и иных актах.

Также, я считаю, что данное ограничение введено не с целью показать, что предпринимателям будет сложно реализовать себя в определенных направлениях ввиду различных причин. Эти ограничение предоставлены с целью разграничить сферы влияния между предпринимателем и государством, поскольку большая часть видов деятельности, несомненно, принадлежит государству. На самом деле, на сегодняшний день, складывается довольно интересная ситуация. С одной стороны существуют государственные поддержки и поощрения со стороны государства в сфере предпринимательского развития, упоминается значимость данной деятельности в экономике страны, при этом серьезно ограничивается субъективный состав индивидуальных предпринимателей, определяется ограниченный круг лиц и видов деятельности, в направлении которых запрещено работать. Существует множество недоработок в вопросе ограничения права на занятие предпринимательской деятельности, на который законодателям следует обратить более пристальное внимание, для урегулирования экономической ситуации в стране.

Список использованной литературы:

  1. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. в ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г.// СЗ РФ. 2009. №4. Ст. 445; 2009. № 1. Ст. 2;

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954;

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

  4. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». (ред. от 29.12.2012, с изм. от 30.12.2012) // СЗ РФ 28.10.2002, N 43, ст. 4190;

  5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ 28.07.1997, N 30, ст. 3586;

  6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ 02.08.2004, N 31, ст. 3215;

  7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.12.2012) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ 20.11.1995, N 47, ст. 4472;

  8. Губин Е. П., Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние, значение и перспективы развития // Предпринимательское право в рыночной экономике. М., 2014

  9. Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2001.

  10. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб. М.: Юристъ, 2014 г.

1 Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб. М.: Юристъ, 2014 г.

2 Губин Е. П., Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние, значение и перспективы развития // Предпринимательское право в рыночной экономике. М., 2014

3 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О несостоятельности (банкротстве)", //СПС «Консультант Плюс».

4 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», //СПС «Консультант Плюс».

5 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2017), //СПС «Консультант Плюс».

6 Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2011.

Просмотров работы: 3425