СПЕЦИФИКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГРАЖДАН - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СПЕЦИФИКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГРАЖДАН

Валикова Н.А. 1
1ВлГУ Юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос о соотношении и взаимодействии таких категорий как «социальное право», «социальная защита» и «социальное государство, который рассматривается юридической теорией и практикой, в настоящее время является актуальным.

В современном законодательстве особое место уделяется социальным правам человека и гражданина, рассматриваемым во взаимосвязи их с институтом социальной защиты. Это связано с тем, что социальные гарантии предоставляются социализированными источниками путем реализации социальных прав через систему социальной защиты.

В социологическом словаре авторов Г.В. Осипова и Л.Н. Москвичева социальные права представлены как «гарантированные государством основные материальные блага и услуги, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности граждан в случае безработицы, потери кормильца, наступления старости, болезни, а также возникновения чрезвычайной ситуации в жизни гражданина и (или) его семьи».

В Конституции РФ провозглашен основной принцип прав и свобод человека и гражданина, где гарантируется равенство их прав и свобод, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, каждый имеет право на охрану здоровья и получение образования, трудоустройство и жилье и т.д.

Приоритетной задачей социальных прав является обеспечение дохода и материальных благ человека, необходимых для его социализации. Права являются гарантом социальной защищенности граждан. Защита социальных прав – общественно значимая задача в социальном государстве.

В 20 веке в Конституции ряда стран входят такие понятия как «социальное государство» и «социальное право», что делает вопрос о социальном государстве мировым.

Для России формирование социальной государственности происходит на основании положений Конституции РФ, что повышает интерес к исследованию вышеуказанных понятий.

Многие известные ученые, В.Д. Роик, А.Е. Козлов, Н.С. Бондарь и другие, рассматривали в своих работах проблему трактования социальных прав и социальной защищенности граждан, соотношения социальных категорий и социального государства.

Безусловно, права человека неразрывно связаны с социальной защищенностью.

Так политика государства обеспечивает права и гарантии человека в области уровня жизни, удовлетворения потребностей граждан: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни, в случае потери кормильца, для воспитания детей и т.д.

Думается, что социальная защита населения должна быть регламентирована и гарантирована как государством, так и мировым сообществом. В процессе развития общества раскрывается защищенность личности и ее прав.

Через систему социальной защиты реализуется социальное право, как право индивида на получение материальных благ, предоставляемых при определенных условиях за счет экономических возможностей общества лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Нашей стране пришлось пережить не один экономический кризис. Это время когда большая часть граждан нуждается в социальной защите их прав. Государство, в свою очередь, старается оказывать социальную поддержку населению.

На данный момент Президент страны В.В. Путин говорит о том, что Россия вышла из экономического кризиса, но при этом народ, по – прежнему, остается в тяжелом положении и нуждается в помощи со стороны государства и защите своих прав и свобод.

В Российском законодательстве существует ряд законов, посвященных вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и др. Следовательно, целесообразно рассмотреть, как действуют эти законы на практике.

Так, например, во Владимирской области реализуется государственная программа «Социальная поддержка отдельных категорий граждан во Владимирской области на 201402020 гг.» Согласно этой программе социальная помощь оказывается малоимущим семьям и матерям-одиночкам, школьникам и студентам, ветеранам труда и пенсионерам. Анализ деятельности программы говорит о положительном результате ее реализации.

В г. Радужный Владимирской области Майские указы Президента РФ В.В.Путина, программа развития социальных гарантий (от 7 мая 2012 г.), выполнены: дети от трех до семи лет обеспечены местами в дошкольных учреждениях на 100%, повышена заработная плата всех категорий педагогических работников, дети от пяти до восемнадцати лет на 75 % включены в систему дополнительного образовании, созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для оказания адресной социальной помощи населению органы социальной защиты совместно с волонтерами проводят активную работу, которая является ведущим видом помощи нуждающихся граждан.

Кроме того, в ряде краев, областей, регионов Российской Федерации существуют федеральные законы и подпрограммы, обеспечивающие социальную защиту опекаемых детей и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Если ранее защита их прав обеспечивалась Семейным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ, то на данный момент их гарантии защищены еще и подзаконодательными актами местных органов власти.

К сожалению, в нашей стране еще не существует единой системы профилактической помощи неблагополучным семьям, направленной на упреждение социального сиротства. Поэтому, с одной стороны, государство проявляет обеспокоенность вышеуказанной проблемой, с другой – не доводит данное законодательство до логического конца. В связи с этим можно говорить о том, что в России существует противоречивость в нормативно – правовой системе.

Очевидно, что социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человека не зависимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, за которую отвечает Министерство здравоохранения и социального развития в России. Эффективная социальная защита предполагает своевременное реагирование государства на изменения, происходящие в стране в области экономики и социальной сферы жизни населения, чтобы избежать общенародного недовольства и предупредить социальный конфликт.

Список использованных источников

  1. Конституция РФ, М.: 2016

  2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ// СПС Консультант плюс. - 2017

  3. Федеральный закон от 21.12. 1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ// СПС Консультант плюс. – 2017

  4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 -ФЗ (ред. От 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 24 ноября 1995 г. №181- ФЗ// СПС Консультант плюс. – 2017

  5. "Гарант-Интернет", юридическая обработка: НПП "Гарант-Сервис" , 2001

  6. Интернет ресурс www. studwoow.ru

  7. Информационный бюллетень администрации ЗАТО г. Радужный №17 от 08.03. 2018

  8. Научный журнал Право и образование, статья Роль социальных прав в обеспечении социальной защищенности граждан, 2010

  9. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев М.: 2014

Просмотров работы: 111