К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Зимина Т.С. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гражданское ‏ㅤ общество ‏ㅤ и ‏ㅤ его ‏ㅤ отношения ‏ㅤс ‏ㅤ социальным ‏ㅤ государством остаются проблемой, вызывающей дискуссии, несмотря на длительное существование данных институтов. Прежде всего, споры обусловлены отсутствием единого подхода к понятию данных социально-правовых явлений, что вызывает необходимость определиться с данными категориями, их сущностью, признаками, функциями и значением в жизни российского общества. Так, например, дефиниция «социальное государство», несмотря на свое широкое распространение, не имеет четкого общепризнанного унифицированного определения. Сущность данного термина рассматривается с точки зрения различных наук – права, философии, социологии, политологии.

В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости, под которой понимается как понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения. Уполномоченным, на такое распределение, и является социальное государство, выполняющее в обществе функции системы обеспечения социальной справедливости. Таким образом, реализация этой функции представляется главным признаком социального государства. Пожалуй, понятие социальной справедливости является единственным признаком социального государства, с которым согласны практически все исследователи.

К.В. Старостенко, проводя анализ многочисленных определений социального государства отечественными и зарубежными исследователями, выводит следующие общепринятые признаки: демократическая организация государственной власти; высокая нравственность населения и должностных лиц; высокий экономический потенциал, позволяющий не разорять собственников социальными программами; социальный характер экономики, то есть наличие многих форм собственности со значительной долей госсобственности в значимых отраслях; развитое правовое государство; развитое гражданское общество, влияющее на социальную политику; ведение социальной политики через социальные программы высокого приоритета; наличие поставленных целей общего блага и социальной справедливости на государственном уровне; наличие развитого социального законодательства.1

В свою очередь Н.Н. Гриценко определяет общепринятые функции социального государства: обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения; гарантия социального страхования для всех членов общества; обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития; социальная защита нуждающихся; сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ; предоставление социальных услуг.2

В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются: уровень бедности; относительный эффект социальных программ на уровень бедности; доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами; детская смертность; уровень безработицы. Также могут применяться и иные социальные стандарты и показатели.

Правовые нормы, объявляющие то или иное государство согласно Конституции государством социальным, широко распространены. В их основе лежит широкий пласт международного законодательства, который раскрывает это общее и широкое понятие «социальное государство». Не всегда существует прямая привязка конкретных норм права к исследуемому понятию, количество этих норм велико. Рассмотрим некоторые из них.

Одним из критериев определения социального государства является определение «государство правовое». В правовом государстве в основу формирования системы права положены международные акты, фиксирующие права человека.

Основной нормой международного права в данном аспекте является, на наш взгляд, п. 1 ст. 25 1. Международного пакта о гражданских и политических правах.3 «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». Как видно содержание данного пункта в целом описывает основные функции социального государства.

Всеобщая декларация прав человека конкретизирует социально-экономические права и свободы, которые государства-подписанты обязаны гарантировать и защищать: п. 1. ст. 23 «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы»; п. 2. ст. 23 «Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд»; п. 3. ст. 23 «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения» и т.д.4

Среди международных правовых актов, регулирующих правовую основу социального государства, необходимо упомянуть локальную, действующую только на страны ЕС, Социальную Хартию 1961-1996 годов.5 Хартия предлагает защиту прав в трех основных областях: защита прав человека на рабочем месте и трудовых прав; специальная защита социально уязвимых групп за пределами работы; всеобщая социальная защита населения.

Таким образом, проведя анализ правовых и теоретических источников можно выделить общепринятые черты и признаки социального государства, которые совпадают не только в трудах исследователей, но и в международных правовых документах. Прежде всего, это направленность государства на социальную справедливость, наличие гражданского общества, развитая правовая система и соблюдение социально-экономических прав граждан.

Статья 7 Конституции РФ устанавливает статус государства как государства социального: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Тут же дается и краткое содержание понятия с точки зрения законодателя: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.6

Помещенные в 1 главу данные положения определяют базовые понятия. Дальнейшее содержание Конституции, а конкретно, 2 главы, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Положения 2 главы непосредственно не привязаны к понятию «социального государства», но раскрывают, на основании каких ценностей и принципов будет достигаться выполнение норм 7 статьи Конституции. Среди таки статей необходимо упомянуть право на жизнь (ст. 20), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37), на отдых (ч. 5 ст. 37), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологическую безопасность (ст. 42), на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44). Также следует упомянуть и 48 статью Конституции, гарантирующую получение квалифицированной юридической помощи. Без правовой компоненты социальное государство не может быть построено.

Конституция провозглашает, что все перечисленные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17) и обязывает государство всецело защищать и признавать их (ст. 2). В целом, указанные права человека и принципы построения социального государства, базирующиеся на них, соответствуют общепринятым международным документам, вроде «Декларации прав человека», принятой ООН в 1948 году.

Относительно понятия гражданского общества, оно рассматривается в специальной литературе как ‏ㅤ сложная ‏ㅤ и ‏ㅤ многоуровневая ‏ㅤ система ‏ㅤ невластных ‏ㅤ связей ‏ㅤ и ‏ㅤ структур, включающая в себя механизм ‏ㅤ межличностных ‏ㅤ отношений, ‏ㅤразвивающихся ‏ㅤ вне ‏ㅤ рамок ‏ㅤ и ‏ㅤ за пределами ‏ㅤ вмешательства ‏ㅤ государства, ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ разветвленную ‏ㅤ систему ‏ㅤ независимых ‏ㅤ от ‏ㅤ государства ‏ㅤ общественных ‏ㅤ институтов, ‏ㅤ реализующих индивидуальные ‏ㅤ и ‏ㅤ коллективные ‏ㅤ потребности субъектов общественных отношений. ‏ㅤ Структуру гражданского ‏ㅤ общества, как правило, представляют как совокупность следующих элементов ‏ㅤкак:

  • общественные ‏ㅤ объединения ‏ㅤ и ‏ㅤ организации;

  • негосударственные ‏ㅤ социально-экономические ‏ㅤ отношения ‏ㅤ и ‏ㅤ институты ‏ㅤ (собственность, ‏ㅤ трудовые ‏ㅤ отношения, ‏ㅤ предпринимательство);

  • совокупность ‏ㅤ независимых ‏ㅤ от ‏ㅤ государства ‏ㅤ производителе);

  • политические ‏ㅤ партии ‏ㅤ и ‏ㅤ движения;

  • сфера ‏ㅤ воспитания ‏ㅤ и ‏ㅤ негосударственного ‏ㅤ образования;

  • система ‏ㅤ негосударственных ‏ㅤ средств ‏ㅤ массовой ‏ㅤ информации;

  • семья;

  • церковь ‏ㅤ и ‏ㅤ др.

В ‏ㅤ структурном ‏ㅤ отношении ‏ㅤ гражданское ‏ㅤ общество ‏ㅤ можно ‏ㅤ представить ‏ㅤ в ‏ㅤ виде ‏ㅤ динамично развивающихся ‏ㅤ трех ‏ㅤ основных ‏ㅤ направлений: ‏ㅤ

1.экономические ‏ㅤ отношения (отношения ‏ㅤ собственности); ‏ㅤ

2.политические отношения (участия ‏ㅤ в ‏ㅤ различного ‏ㅤ рода ‏ㅤ партиях, ‏ㅤ движениях, ‏ㅤ гражданских ‏ㅤ инициативах, ‏ㅤ ассоциациях); ‏ㅤ

3. культурно-духовные отношения, представленные ‏ㅤ процессом функционирования ‏ㅤ и ‏ㅤ развития ‏ㅤ гражданского ‏ㅤ общества ‏ㅤ в ‏ㅤ общественном ‏ㅤ и ‏ㅤ индивидуальном ‏ㅤ сознании, ‏ㅤ выражающихся ‏ㅤ в ‏ㅤ виде ‏ㅤ научных ‏ㅤ теорий, ‏ㅤ концепций ‏ㅤ на ‏ㅤ уровне ‏ㅤ общественной ‏ㅤ психологии ‏ㅤ в ‏ㅤ форме ‏ㅤ обыденного ‏ㅤ сознания, ‏ㅤ житейского ‏ㅤ опыта, ‏ㅤ традиций, ‏ㅤ обычаев ‏ㅤ и ‏ㅤ т.п. ‏ㅤ

Эффективное развитие перечисленных направлений одновременно выступают и условиями успешного функционирования самого гражданского общества.

Таким образом, гражданское ‏ㅤ общество ‏ㅤ представляется как ‏ㅤ совокупность негосударственных ‏ㅤ и ‏ㅤнеполитических ‏ㅤ отношений ‏ㅤ (экономических, ‏ㅤ социальных, ‏ㅤ культурных, ‏ㅤ корпоративных, ‏ㅤ семейных, ‏ㅤ религиозных), ‏ㅤ составляющих специфичную ‏ㅤ область реализации прав и свобод, ‏ㅤ интересов субъектов общественных отношений.

Социальное ‏ㅤ государство, ‏ㅤобозначая и реализуя ‏ㅤ свои ‏ㅤ цели ‏ㅤ и ‏ㅤ задачи, согласует их с правом ‏ㅤ, совершенствуя механизм правового регулирования, расширяя права и свободы личности ‏ㅤ, что согласуется с демократическим правовым государством. Именно правовое, демократическое государство призвано ‏ㅤ обеспечивать ‏ㅤ необходимые для индивида и общества блага -‏ㅤ социальную ‏ㅤ безопасность, ‏ㅤ материальные ‏ㅤ условия ‏ㅤ свободы ‏ㅤ и ‏ㅤ достойного ‏ㅤ существования ‏ㅤ каждого ‏ㅤ человека. ‏ㅤ

Правовым ‏ㅤ является ‏ㅤ такое ‏ㅤ государство, ‏ㅤ в ‏ㅤ котором ‏ㅤ установлен ‏ㅤ и ‏ㅤ поддерживается ‏ㅤ демократический ‏ㅤ правопорядок ‏ㅤ и ‏ㅤ соответствующий ‏ㅤ ему ‏ㅤ социально-правовой ‏ㅤ климат ‏ㅤ в ‏ㅤ обществе, ‏ㅤ а ‏ㅤ отношения ‏ㅤ личности ‏ㅤ (населения) ‏ㅤ и ‏ㅤ власти ‏ㅤ основаны ‏ㅤ на ‏ㅤ праве ‏ㅤ и ‏ㅤ обусловленных ‏ㅤ им ‏ㅤ принципах ‏ㅤ взаимной ‏ㅤ ответственности ‏ㅤ друг ‏ㅤ перед ‏ㅤ другом ‏ㅤ и ‏ㅤ неукоснительного ‏ㅤ осуществления ‏ㅤ предусмотренных ‏ㅤ законом ‏ㅤ обязательств ‏ㅤ (правового ‏ㅤ долга).

Реальное, развитое социальное государство ‏ㅤ – ‏ㅤ это ‏ㅤ наивысшая ступень ‏ㅤ государственности, государство, ‏ㅤ служащее ‏ㅤ интересам ‏ㅤ общества в целом и каждому индивиду в отдельности, ибо объектом ‏ㅤ социальных ‏ㅤ устремлений ‏ㅤ государства ‏ㅤ является ‏ㅤ человек, ‏ㅤ его потребности ‏ㅤ и ‏ㅤ интересы. «Россию действительно можно будет назвать социальным государством лишь в будущем, после того, как она станет правовым государством».7

Понятие сущности и назначения социального государства актуально в современный период, учитывая, что сегодня в российском государстве, декларируемым в Основном законе как правовое и социальное, только создаются необходимые условия для формирования истинно гражданского общества и социального государства.

Список ‏ㅤ литературы
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993

  2. Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)//СПС Консультантплюс

  3. Международный пакт о гражданских и политических правах. принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/ conventions/pactpol.shtml ( дата обращения 12.12.2017)

  4. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948// Российская газета, 10.12.1998

  5. Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И., Шулус А.А. Осно-вы социального государства: учебник для вузов / под общ. ред. д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф А.А. Шулуса. М.: Издательский дом АТИСО, 2009. 440 с.

  6. Старстенко К.В., Кузьменков В.А., Пушков А.А.. Основы социального государства. Орел. 2012. 270 с.

  7. Эрбутаева З.К. Современная Россия на пути к социальному государству// В сборнике: Право, общество, государство: проблемы теории и истории сборник статей Всероссийской студенческой научной конференции. Российский университет дружбы народов. 2017. С. 57-59

1 Старстенко К.В., Кузьменков В.А., Пушков А.А.. Основы социального государства. Орел. 2012. С.30

2 Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И., Шулус А.А. Основы социального государства: учебник для вузов / под общ. ред. д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф А.А. Шулуса. М.: Издательский дом АТИСО. 2009. С.79

3 Международный пакт о гражданских и политических правах. принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/ conventions/pactpol.shtml ( дата обращения 12.12.2017)

4 Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948// Российская газета, 10.12.1998

5 Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)//СПС Консультантплюс

6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993; Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, №9, ст. 851.

7 Эрбутаева З.К. Современная Россия на пути к социальному государству// В сборнике: Право, общество, государство: проблемы теории и истории сборник статей Всероссийской студенческой научной конференции. Российский университет дружбы народов. 2017. С. 59

Просмотров работы: 2305