МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОЕКТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОЕКТОВ

Кибизова Е.А. 1
1Российский Государственный Социальный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в России наиболее известны следующие западные методики: UNIDO и электронная версия этой программы COMFAR; методики Всемирного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития, фирмы «Goldman, Suchs & Co», фирмы «Ernst & Young».

На основе западных и современных разработок в области методов оценки эффективности инвестирования туристских проектов применительно к условиям современной российской экономики специалисты ряда научных институтов, других структур выпустили методические рекомендации по оценке инвестиций (в частности «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утверждённые министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительству, Государственным комитетом промышленности РФ, методики Инвестиционно-финансовой группы, Российской финансовой корпорации, фирмой «Альт» и другими).

В этих методиках используются методология и базовые принципы оценки эффективности инвестирования туристских проектов, широко применяемые на практике [2]. Важнейшими из этих принципов являются: определение стратегии финансирования инвестиционного проекта; учёт результатов финансового состояния предприятия и рынка, рисков инвестиционного проекта; оценка возврата инвестируемого капитала на основе показателя денежного потока; соизмерение разновременных показателей инвестируемого капитала и денежного потока посредством дисконтирования; дифференциация нормы дисконта и её форм при дисконтировании денежного потока для различных проектов в зависимости от уровня риска и целей оценки.

Эффективность инвестирования туристских проектов определяется на основе следующих методов: по виду хозяйствующих субъектов; по виду обобщающего показателя; по методу сопоставления затрат и результатов [1].

При инвестировании туристских проектов рекомендуется оценивать следующие виды эффективности: предполагаемая эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте венчурным инвесторам [3].

Все действующие принципы оценки эффективности проектов могут быть разделены на три группы: методологические, методические и операционные [4].

  • Методологическиепринципы – это наиболее общие, мало зависящие от специфики и особенностей конкретного проекта. Их действие распространяется на все виды и модификации проектов.

  • Методическиепринципы связаны со спецификой конкретного проекта и в первую очередь с его экономической и финансовой привлекательностью.

  • Операционныепринципы облегчают процесс оценки проекта с информационно-вычислительной точки зрения.

При анализе туристского проекта в зависимости от специфики самого инвестируемого проекта могут применяться так же и другие подходы. Например, могут существовать ещё и «частные» принципы, в соответствии с которыми проводятся определённые этапы оценки или учитываются отдельные специфические моменты для конкретного обстоятельства проекта. Такие правила, в основном, основанные на практическом опыте, конкретизируют общие принципы, применяемые к определенной ситуации, и в случае необходимости используются для описания соответствующих этапов оценки.

Существует небольшое количество подходов, позволяющих в той или иной степени определить эффективность инвестирования туристского проекта [5]. Среди них можно выделить следующие (табл. 1):

Метод

Авторы

Сутьметода

1.Оценка эффективности посредством метода учёта неопределённости

Т.Ф.Гареев

Используется интервальный подход с применением неопределённости Гурвица «критерий оптимизма- пессимизма» Эож=λЭmax+ (1+λ)Эmin, где Эmax,min- интервальные эффекты; 0≤λ≤1. Применяется так же теория нечётких множеств и лингвистических переменных с общей теорией неопределённостей.

2.Мультипликативный метод оценки

В.И.Лукашёв

Установление эффективности достигается определением мультипликативных связей между компонентами макропоказателей в данной экономической системе и их структурным обоснованием, включая отдельные виды технологий. Предлагается 2 критерия: динамический критерий окупаемости и критерий сравнения периода окупаемости туристского мероприятия с фактическим размером срока окупаемости капиталовложений в данной экономической системе.

3.Однокритериальные методы оценки экономической эффективности туристских проектов.

UNIDO, дополненная М.В.Гречишкиным, Д.Е.Иванником, Д.П.Савчуком и др.

В условиях плановой экономики: 1)абсолютная эффективность капитальных вложений; 2)сравнительная эффективность кап. вложений. В условиях рыночной экономики: 1)период окупаемости (PPb); 2)коэффициент эффективности инвестиций (ARR); 3)чистый дисконтированный доход (NPV); 4)индекс рентабельности (PI); 5)внутренняя норма доходности (IRR).

4.Технико-экономическая модель

М.А.Бек, Н.Н.Бек

Использование 2 критериев: 1 – критерий минимума приведённых затрат; 2 – интегральный (обобщающий) показатель качества.

5.Модель комплексной количественной оценки туристского проекта

В.Кузьменко

- предполагает решение проблемы учёта факторов успеха/неудачи при процессе инвестирования. При этом, индекс ключевых показателей играет двойную роль: учёт риска реализации туристского проекта; определение степени ценности туризм для компании (помимо финансовых выходов)

6.Показатель экономического эффекта

 

Определяются частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материало- и энергоёмкость, показатели технического уровня, качество туризм и пр. Э= Результат-Затраты.

7.Поликритериальная оценка эффективности

О.В.Крехивский

Логическая схема, предусматривающая расчленение совокупности показателей на группу показателей первого ранга (основных) и на группу показателей второго ранга (вспомогательных). Принимаемое решение должно обеспечить достижение положительного результата по показателям первой группы при наименьших уступках показателям второй группы.

8.Метод приведённых затрат

 

Зi=Ci*Eн*Ki=min, где Ci – затраты на производство;Eн – нормативы эффективностикапиталовложений; Ki – инвестиции по подобному варианту проекта.

9.Оценка на основе анализа динамики развития фирмы

Г.П.Куклин

S=1+DEF+2*DEH+4*DEL+8*DEZ, где DE (F, H, L, Z) – оценка динамики эффективности использования основного и оборотного капиталов, труда и затрат на производство. Состояние динамики фирмы позволяет определить «узкие места», для которых и следует разработать программу целенаправленного воздействия на экономику с целью устранения недостатков.

10.Метод суммирования оценок показателей для общей оценки туристского проекта

А.И.Губенко

или

Методика позволяет учесть, в том числе, и способность удовлетворения потребностей покупателей.

11.Метод собственного капитала

В.П.Савчук

Оценивается эффективность использования собственного капитала, следовательно, прогнозируются денежные потоки для собственника капитала, который определяет для себя показатель дисконта.

12.Метод математического моделирования.

L.Ustinowitch, W.Podweazko, A.Korablikov

Основой моделирования являются возможные вероятные интервалы возможных вариаций параметров. Целью моделирования являются: нахождение зон, характеризующих качество инвестиционных решений. Так же определяется необходимость нахождения рисковой и безрисковой зон. На основе определения, формируются модели для описания: зон инвестиций без риска; зоны нормального риска; зоны повышенного риска и; зоны убыточных инвестиций.

Таблица 1. Обзор основных подходов в определении оценки эффективности инвестирования туристского проекта.

Методы, изложенные выше, позволяют производить оценку туристского проекта в два этапа, в зависимости от сути и цели метода. На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом и определяется источник финансирования. На втором этапе оценки эффективности проекта уточняется состав участников и определяется его реализуемость в увязке с набором критериев оценки каждого эксперта. В случае неудовлетворения ожиданий, некоторые моменты осуществления реализации проекта могут быть пересмотрены. Тем не менее основываться только на определённой группе «популярных» показателей и подходов, по нашему мнению, невозможно. Лишь формирование определённых взаимосвязанных логических блоков, с подразумеванием принципа BSC, позволит связать множество показателей в качественно простые и объективно-отражательные стратегические сбалансированные карты.

Просмотров работы: 234