ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Панкова Г.А. 1, Талмачинская М.С. 1
1ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, одним из важнейших инструментов формирования социально-экологической ситуации в мире является экологическая культура.

Под экологической культурой понимается часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных норм, взглядов, установок и моральных ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; целостный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом [4].

Нередко экологическую культуру сложно разделить на главную и второстепенную позицию в системе общечеловеческой культуры. В экологической культуре происходит комплексное взаимодействие деятельно-применительного способа, его воплощения и экологического мировоззрения. Они раскрывают сущность экологической культуры, охватывающей: экологическое образование (процесс обучения и усвоения информации об окружающей среде и формирование экологической культуры), экологическое сознание (комплекс идей, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественной жизни), экологическое поведение и правовую деятельность, сосредоточенную на гармонизации взаимоотношений между человеком и природой [3].

В нашей статье мы рассматриваем сущность и основные составляющие экологической культуры: экологическое сознание (рассматривалось Б.З. Докторовым, С.Д. Дерябо, Л. Яо и др.), образование (анализировалось Данило Ж. Маркович, Э.В. Гирусовым, С.Н. Глазачевым и др.), ценности (исследовались Л. Болтански, Л. Тевено, А.В. Мироновым и др.), экологизация социального управления (научные публикации О.В. Аксеновой, Л.В. Егоровой, И.А. Халий, А.В. Мозговой и др.).

Формирование экологической культуры довольно глубокий процесс, имеющий свою исходную точку – определение места экологической культуры в системе общечеловеческой культуры.

В современном мире необходимо формировать правильные цели для общества, развивать мировоззренческую позицию у личности посредством актуальных научных знаний: экологических, социально-экономических, эстетических и др., при которой преобразуется потребительское отношение к окружающей среде, господствующее в социуме, на экоцентрическое. С помощью деятельно-применимого подхода станет возможным изменение сознания человека, его ценностных установок, базирующихся на духовности, традициях культурно-исторического наследия [2].

Критерии оценки деятельности человека определяются мотивацией и способностью к самоограничению в бесконтрольном потреблении. Осмысленная организованная эмпирическая работа, основывающаяся на эволюционно-синергетическом мироощущении, является показателем развитости поставленного уровня экологической культуры, который подвергнут анализам различных методов социологических исследований.

Овладение знаниями об экологической культуре и рассмотрение реальной сложившейся экоситуации предоставляет возможность к моделированию социокультурной ментальности, выявлению экологических норм и стандартов поведения, формированию личностного отношения граждан к окружающей среде, определению показателя состояния экологической культуры в современном обществе (существующие стереотипы о неисчерпаемости природных ресурсов; потребительские стандарты; недостаток информированности о состоянии экологии; пассивное отношение к защите окружающей среды) [1, c. 97].

2017 год был объявлен Годом экологии в России. Были выполнены главные цели: развитие общих экологических показателей страны; содействие экологической безопасности РФ; привлечение граждан к сохранению природных богатств России; воспитание экологической ответственности всех слоев общества. «Росмолодежь» в качестве рекомендаций в 2017 году определила защиту и сохранение экологической среды как приоритетное направление решения проблем в социальных проектах. Молодёжь активно принимала участие в экофорумах, мастер-классах и реализовывала экологические проекты.

Важно в дальнейшем продолжать вектор развития экологической культуры и экологического сознания, а также разрабатывать новые технологии и методы работы с молодёжью для повышения экологической культуры.

Приведенные выше показатели доказывают, что экологическое сознание и экологическая культура находятся в стадии формирования. Результатом изучения экологической культуры и ее несформированности является создание экологических проектов (разработка мероприятий на основе законов о защите окружающей среды по формированию экокультуры) и акций, которые позволяют изменить главенствующие в сознании ориентации на безграничное развитие производства и потребления, материальных благ, ведущих к возрастанию антропогенной и техногенной нагрузки на природу.

Список литературы:

  1. Алексеев С.М., Сосунова И.А., Борискин Д.А. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы. – М.: НИА–Природа, РЭФИА, 2002. – 302 с.

  2. Марар О.И. Психологические аспекты экологической культуры российского общества в период трансформации // Вестник ВГТУ. – том 2. - № 4.- Воронеж, 2006.

  3. Марар О.И. Экологическая культура в контексте современности // Социально гуманитарные знания. - 2010.- № 5.

  4. Разенкова Д. Ф.Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. — М., 2001. — 162 с.

Просмотров работы: 2720