ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Царёв Д.А. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для вчерашнего выпускника педагогического вуза или колледжа начало работы в школе может оказаться настоящим испытанием.

Освоение новой социальной роли и получение первого опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности могут сопровождаться конфликтными ситуациями, возникающими с руководством образовательного учреждения, коллегами, учащимися и их родителями. Вчерашние студенты оказываются моложе большинства своих коллег и родителей учащихся, что создаёт определённые барьеры в общении, так как к мнению и советам молодого учителя попросту никто не прислушивается.

Представления о профессии и о роли в коллективе могут значительно разойтись с реальностью и привести к потере ориентиров в профессиональной деятельности и разочарованию в выбранной профессии. Данной явление получило название «кризис профессиональных экспектаций» [3]. Также не каждый начинающий педагог оказывается готовым к тому, что сложившаяся в его сознании «модель идеального ученика» [2] не так часто находит своё воплощение в жизни. Это означает, что не все учащиеся готовы к сотрудничеству и дружественно настроены к школе, стремятся к знаниям, не нарушают дисциплину на уроке и т.д. Наоборот, учитель должен быть готов к работе с пассивными, ленивыми и непослушными детьми и делать всё, чтобы искоренить в их личностях эти негативные качества, уделяя им столько же времени и внимания, сколько и их более успешным товарищам. Учитель должен помнить, что каждый ребёнок имеет право и должен получить качественное образование.

На основе анализа школьных систем разных стран Барбер М., Муршед М. [1] пришли к заключению, что поддержка, оказываемая учителям в период профессиональной подготовки и в первые годы работы редко бывает эффективной в той мере, в какой могла бы быть. Более того, можно наблюдать существенный разрыв между тем, что будущие учителя изучают в ходе профессиональной подготовки, и тем, что им предстоит делать на своём рабочем месте. Другая проблема, выделенная экспертами – привлечение к учительской профессии подходящих людей, которые должны обладать высоким общим уровнем языковой и математической грамотности, хорошо развитыми коммуникативными навыками и навыками межличностного взаимодействия, готовностью учиться и наличием мотивации учить. Только студенты, демонстрирующие достаточно высокие академические результаты во время подготовки могут быть приняты на работу в школу.

На успешности профессиональной адаптации начинающего учителя могут негативно сказаться следующие факторы:

  • недостаточный уровень развития профессионально важных качеств личности;

  • отсутствие адекватного социально-профессионального интереса к содержанию педагогической деятельности;

  • низкая организационная культура труда в образовательном учреждении;

  • неудовлетворительный психологический климат в коллективе;

  • недостаточная обеспеченность необходимыми учебными и научными материалами;

  • неудобный режим работы;

  • невысокая заработная плата и др.

С другой стороны, выбор школы в качестве места работы гарантирует высокую степень социальной защищённости в виде оплачиваемых больничных листов и отпуска, а также комфортные условия труда, соответствующие принятым санитарно-гигиеническим нормам, и хорошие перспективы для карьерного роста.

Установлено [4, 7], что молодые работники в целом лучше адаптируются к условиям труда и профессиональным задачам. Однако с возрастом накапливается необходимый опыт адаптации, который позволяет общаться с коллегами на равных и находить компромиссные решения, проявляя гибкость и избегая категоричности в суждениях. Помимо возраста, на процесс адаптации также влияет пол работника. Учителя-мужчины лучше адаптируются к содержанию педагогической деятельности, в то время как у учителей женского пола преобладает ориентация на социальную адаптацию. К индивидуально-типологическим особенностям личности учителя, от которых зависит успешность профессиональной адаптации, относятся тип нервной системы, уровень развития мотивационной сферы психики, адекватность самооценки, уровень самоконтроля, степень эмоциональной устойчивости и самостоятельности при выполнении работы и т.д.

С нашей точки зрения, ситуация, когда начинающий учитель покидает школу после полугода работы в ней, неприемлема. С другой стороны, учитель, испытывающий серьёзные трудности в процессе профессиональной адаптации, но продолжающий выполнять свои обязанности, в какой-то степени даже опасен для учащихся, ведь профессия педагога – не просто профессия, а призвание и высокая миссия сотворения личности. Задача любого учителя заключается не просто в передачи подрастающему поколению знаний, умений и навыков, но также в воспитании и всестороннем развитии школьников. Понятно, что разочарованный, не верящий в успехи учащихся и свои собственные силы учитель не в состоянии достичь этой важнейшей цели.

Профессиональная адаптация — процесс сложный, многомерный, противоречивый, который обычно охватывает период от одного года до пяти лет [5]. Однако, он подлежит диагностике при помощи анкет, опросников и другого диагностического инструментария, а также последующему описанию, контролю и коррекции. Одной из методик, с помощью которых возможно осуществлять научно-методическое сопровождение процесса адаптации учителя, является «Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации учителя средней школы», разработанный М.А. Дмитриевой [6]. Данный опросник способен выявить отношение учителя к учебному заведению, характер отношений с педагогическим коллективом, удовлетворённость своим положением в нём и условиями труда, отношение к работе, учащимся, коллегам, руководству образовательного учреждения. Именно по данным критериям судят об успешности прохождения первичной профессиональной адаптации.

Если результаты проведённого исследования неутешительны и свидетельствуют о низком уровне адаптации начинающего карьеру учителя, руководством учебного заведения совместно с более опытными членами педагогического коллектива, выступающими в качестве наставников, должны быть приняты меры в его поддержку. C точки зрения работодателя, профессиональная адаптация – это система мер, направленных на профессиональное становление работника, формирование у него необходимых профессиональных и социальных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высоких результатов.

Активизация профессиональных усилий и приобретение опыта работы помогут молодому специалисту миновать стадию кризиса. В своём исследовании Барбер М., Муршед М. [1] отмечают, что в мировой практике одним из наиболее эффективных инструментов помощи начинающему учителю является наставничество со стороны более опытных коллег по работе. Подобная помощь осуществляется посредством обмена профессиональными знаниями и навыками работы, оказания консультации в вопросах методики преподавания, планирования уроков, оценивания результатов учащихся, взаимодействия с их родителями и организации учебного процесса в целом. Подобный обмен опытом между учителями может происходить в процессе делового общения на рабочем месте.

Учитель должен не просто на высоком уровне владеть преподаваемым предметом, но также уметь выполнять обязанности классного руководителя, составлять психолого-педагогическую характеристику класса, изучать индивидуальные особенности учащихся и учитывать их в работе, то есть индивидуализировать учебный процесс. В процессе профессиональной адаптации начинающий учитель также должен усвоить новые нормы и ценности, в полной мере осознать и принять цели своей деятельности, согласовать свою индивидуальную позицию и позицией коллектива, выработать собственный стиль педагогического общения. Таким образом, начинающему учителю также нужен свой учитель и воспитатель, или, по-другому, наставник, который бы поделился накопленным за годы работы в школе опытом, помог молодому учителю осмыслить свою работу со всеми её достоинствами и недостатками и поверить в собственные силы. Со временем также уйдёт страх потерпеть неудачу и совершить ошибку.

Руководство школы должно стремиться создать для начинающего учителя благоприятные условия работы, а также перспективы для дальнейшего профессионального совершенствования и карьерного роста. Не лишним будет, если на случай прихода в школу молодых специалистов руководство подготовит для них всевозможные полезные и удобные памятки, например:

— памятка классного руководителя;

— памятка по организации работы с неуспевающими учащимися;

— методический глоссарий;

— анализ урока;

— как правильно организовать работу с родителями;

— методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятии;

— методическая копилка по определению типа урока, эффективному выбору работы с обучающимися;

— психологические упражнения для развития внутренних средств саморегуляции [5].

Ширшова И.А. [5] описала изменения в трёх аспектах профессионального поведения, которые имеют место в процессе движения от начинающего учителя к учителю-эксперту:

1. Поведенческая парадигма меняется от следования абстрактным принципам к применению своего уникального профессионального опыта.

2. Происходит сдвиг от восприятия педагогической ситуации как структуры дискретной, не связанной с целым, к восприятию системному, где каждый элемент рассматривается как часть целого, функционально и структурно с ним связанный.

3. Меняется сама педагогическая позиция учителя: от стороннего наблюдателя – к активному участнику образовательного процесса, способному влиять на ход и развитие педагогической ситуации.

Подводя итог, можно выделить следующие виды деятельности, которые способствуют преодолению трудностей профессиональной адаптации и развитию мотивации к творческому поиску начинающего учителя.

  • «школа молодого учителя»;

  • наставничество;

  • инструктаж;

  • анкетирование, опросы;

  • собеседование;

  • консультирование;

  • совместное планирование и взаимопосещение уроков, мастер-классы, тренинги;

  • работа в методическом объединении учителей;

  • участие в научно-исследовательской, проектной, инновационной, издательской деятельности (семинары и конференции профессиональной направленности, подготовка научных работ, реализация проектов и т.д.);

  • участие в творческой деятельности, конкурсном движении, грантах, программах, стажировках;

  • повышение квалификации.

Также стоит отметить, что немаловажную роль в профессиональной адаптации начинающего учителя играет успешная выработка практических навыков ещё на этапе педагогического образования. Данный факт означает, что студентам педагогических вузов стоит с полным серьёзом отнестись к прохождению школьной практики, что позволит овладеть минимумом педагогических умений и навыков в работе с детьми и познакомиться с особенностями протекания учебного процесса в образовательном учреждении.

Список литературы

1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах // Вопросы образования. – 2008. – №3. – С.7-61.

2. Даукша, Л. М. Педагогическая психология: Учеб.-метод. комплекс [Электронный ресурс] / Л. М. Даукша, Л. В. Чекель.– Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2008.– URL: http://ebooks.grsu.by/pedpsihologia/glossarij.htm (дата обращения: 20.04.2017).

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Учебн. пособие. – 2 е изд., перераб. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

4. Панченко Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 c.

5. Ширшова И. А. Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности в современной школе // Учёные записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 27 (66). 2014 г. № 3. С. 3-17.

6. Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова, О.В. Кожевникова. Часть 3. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. – 144 с.

7. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г С. Никифорова. — СПб.. Питер, 2006. — 607 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

Просмотров работы: 248