ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Ефанова Е.В. 1
1ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в нашей стране сохраняется актуальность проблемы коррекции звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эта проблема считается наиболее распространенной среди других речевых расстройств [1]. Работа по коррекции произношения звуков является одним из ключевых звеньев подготовки к успешному освоению школьной программы, овладению чтением и письмом в условиях развития современной системы образования. Недостаточная эффективность существующих методов коррекции звукопроизношения подтверждается тем, что в последнее время состояние речевого развития дошкольников ухудшается и в первые классы школ поступает свыше 50 % детей с дефектами звукопроизношения [7], что затрудняет обучение русскому языку (дислексия, дисграфия). Нарушение чтения и письма в свою очередь приводят к неуспеваемости школьника по другим предметам.

В связи с этим, одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у старших дошкольников. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы [2]. Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать как самостоятельный дефект речи или как один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. Под дислалией понимается нарушение произносительной стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата и нормальном слухе. В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, выделяют простую и сложную дислалию. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры) [4]. Продолжительность коррекции простой дислалии составляет от одного до трех месяцев, сложной дислалии – от трех до шести месяцев.

Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались многие ученые (А.Г.Богомолова, К.П.Беккер, Л.С.Волкова, Р.Е.Левина, О.В.Правдина, Е.Ф.Рау, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, М.Е.Хватцев и другие). Большое количество методик преодоления дефектов звукопроизношения разработано Ф.А.Рау, М.Е.Хватцевым [6].

Работа по формированию правильного произношения при дислалии проводится поэтапно и последовательно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели. Исходя из целей и задач логопедического воздействия выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения: подготовительный этап, включающий в себя подготовку речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков (дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики); этап формирования первичных произносительных усилий и навыков (постановка звука, его автоматизация, дифференциация); этап формирования коммуникативных умений и навыков (формирование умения и навыков правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения, обогащение словарного запаса) [5].

При этом на всех этапах обучения правильному произношению целесообразно использовать упражнения в форме игр. Игровые средства обучения являются ведущими в дошкольном возрасте независимо от нарушения, так как игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях [3].

Результатами эффективно проведенной логопедической работы по коррекции звукопроизношения в дошкольном учреждении должны стать исправленное звукопроизношение, активизация словарного запаса, улучшение состояния грамматического строя речи в целом. Первые успехи в чтении и письме смогут оказать положительное психотерапевтическое воздействие на личность ребенка, будут способствовать развитию познавательной деятельности.

Библиографический список

  1. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации [Текст] / А.А. Баранов // Педиатрия. – 2012. – № 3. – С. 9-14.

  2. Дудьев, В.П. Психомоторика: cловарь-справочник [Текст] / В.П. Дудьев. – М.: Владос, 2009. – 366 с.

  3. Каверова, Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр [Текст] / Э.А. Каверова // Специальное образование. – 2015. – № 11. – С. 145-148.

  4. Кальянов, И.В. Классификация и диагностика речевых нарушений [Текст] / И.В. Кальянов. – М.: МГПУ, 2012. – 162 с.

  5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2012. – 200 с.

  6. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Мир книги, 2008. – 248 с.

  7. Чон, О.В. Актуальность коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе использования дидактических игр [Текст] / О.В. Чон, И.Б. Пименова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С. 541-542.

Просмотров работы: 300