ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА. ДОНАЛЬД СЬЮПЕР И ШАРЛОТТА БЮЛЕР. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИХ РАБОТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА. ДОНАЛЬД СЬЮПЕР И ШАРЛОТТА БЮЛЕР. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИХ РАБОТ

Бочаров Е.В. 1, Сорокина Е.Н. 2
1НГГТИ(ФТСТ)
2Невинномысский Государственный ГУманитарно-Технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Шарлотта Бюлер родилась в 1893 году в Берлине. Она является доктором философии, психологом создателем известной теории о жизненном пути. Так же она является основателем гуманистической психологии. Самым главным ее трудом является ряд исследований, написанный в ее книге “Жизненный путь как психологическая проблема”.

Дональд Сьюпер родился в 1910 году в Америке. Он является выдающимся психологом, специалистом по проблемам психологии развития. В основу его трудов легла теория профессионального развития. Эта теория была построена на учении не менее известного психолога, Шарлотты Бюллер о жизненном пути. На основе этого, Дональд Сьюпер показал, что профессиональное развитие проходит ряд стадий.

Проблемы жизненного пути человека.

Что такое жизнь? Каковы нормы жизненного пути? Человечество уникально, а уникально тем, что каждый человек индивидуален. Над вопросом “что является нормой в жизненном пути” очень много людей ломают голову. Кто-то мечтает выйти замуж пораньше, а кто-то мечтает получить высшее образование. Но так же существует очень много стереотипов. Например, для большинства людей не является нормой, когда человек в свои 40 лет становится студентом в каком-либо учебном заведении. Такие отклонения от нормы являются индивидуальным жизненным сценарием. Не обязательно соответствовать установленным обществом нормам. На развитие жизненного пути играют роль личные желания и различные факторы.

Стадии развития профессиональной личности по Шарлотте Бюлер.

Шарлоттой Бюлер была создана модель стержневого свойства личности, которая определяет фазы жизни.

1 фаза (с 16 до 20 лет). Человек, обладает недостаточным самосознанием. У него отсутствует самоопределения, т.к. Человек еще молодой и не набрался опыта.

2 фаза ( с 16 до 30 лет). В этой фазе у человека появляется первый опыт в разных видах трудовой деятельности. Появляется полная свобода действий и в этой фазе происходит поиск спутника жизни.

3 фаза. В ней не указан точный промежуток жизни, так как в этой фазе человек уже определился, нашел свое призвание.

4 фаза (... – 65 лет). Человек уже начинает стареть. По статистике, очень много людей в этом возрасте начинают уходить с работы. У многих завершается путь к самоосуществлению.

5 фаза (65-70 лет). Человек уже достаточно стар для трудовой деятельности. Старик начинает жить прошлым. Анализирует свою прошедшую жизнь.

Именно Дональд Сьюпер, опираясь на труд Шарлотты Бюлер, создал более обширную модель профессионального развития личности на основе этой модели. Даже можно свободно сказать, что он продолжил её труд.

Я – концепция.

Дональд Сьюпер изучал термин Я - концепция в ходе чего, смог определить профессиональную Я - концепцию. Это была одна из значимых его работ. В ней выделялись такие черты, помимо стандартных качеств, как уверенность в себе, реализм, рациональность и самооценка.

В этом произведении Дональд Сьюпер лишил конкретики все определения, дабы дать свободу для дальнейшего изучения данного термина своим преемникам. Таких, как С.Т. Джанерьян.

“Если подробно исследовать личностные характеристики, то их количество может увеличится до бесконечности” – писал об этом известный психолог, Роберт Бетс в 1994 году.

Стадии развития профессиональной Я – концепции по Дональду Сьюпер.

В своей интерпретации стадий развития профессиональной Я - концепции, Дональд Сьюпер выделяет 5 стадий:

1 стадия: Стадия пробуждения или детство – благодаря наставлениям семьи и окружению в этой стадии у человека развиваются основные профессионально – подходящие способности. Интерес к той или иной профессии/специальности.

2 стадия: Стадия исследования или юность – происходит реализация первого профессионального решения, т.е. окончательный выбор своей профессии и поступление в высшее или средне - профессионально образовательное учреждение.

3 стадия: Стадия установления и консолидации – она состоит из двух фаз. Это проба и стабильность. Стадия начинается сразу, после начала трудовой деятельности. В ней заключается профессиональный рост и развитие, либо профессиональный кризис, в ходе которого можно вернутся в самое начало первой стадии/повторению цикла.

4 стадия: Стадия сохранения – это защита своего профессионального статуса. Плюсом этой стадии является занятие руководящих должностных постов.

5 стадия: Стадия убывания – в этой стадии человек уходит из профессиональной жизни, т.е. выходит на пенсию. На пенсии человек анализирует свою прошедшую профессиональную жизнь.

Заключение

Исследуя эти обе работы двух замечательных психологов, одна из которых основатель гуманистической психологии, а другой специалист по проблемам психологии развития можно сделать вывод. Эти два человека подарили миру очень полезные работы, по которым изучаются многие студенты по всему земному шару. Очень полезно знать эти стадии развития, опираясь на них, можно построить собственную индивидуальную модель жизненного пути.

Дональд Сьюпер, можно сказать, продолжил работу Шарлотты Бюлер. Если сравнить эти две модели, то невооруженным глазом видно, что они практически одинаковы. Отличиями является, что детство у Шарлотты Бюлер не расписано, а в модели Дональда Сьюпера детство – это как таковой “фундамент”. Благодаря семье происходит самоопределение в жизни. Некоторые родители обучают детей своей профессии, а некоторые – направляют детей в нужное русло выбора профессии. Ибо каждый человек хочет, чтобы его ребенок вырос лучше своих родителей, достиг большего, получил хорошо оплачиваемую профессию.

Список литературы

Super, D. E. (1949). Appraising vocational fitness by means of psychological tests. New York, NY: Harper.

Super, D. E. (1951). Vocational adjustment: Implementing a self-concept. Occupations, 30, 88–92.

Super, D. E. (1954). Career patterns as a basis for vocational counseling. Journal of Counseling Psychology, 1, 12–20.

Super, D. E. (1955). Transition: From vocational guidance to counseling psychology.

Bühler Ch. Basic theoretical concepts of humanistic psychology. — Amer. Psychol., 1971, v. 26, No. 4.

Bühler Ch: Genetic aspects of the self. — In: Fundamentals of psychology of the self.— Annals of the New York Academy of Sciences, v. 96, art. 3. N. Y., 1962.

Bühler Ch. Meaningful living in the mature years. — In: Aging and leisure. (Ed. by R. W. Kleemeir). N. Y., 1961.

Просмотров работы: 610