образовательном процессе выходило развитие личности школьника, его мышления и творческих способностей.
Ни одна учебная дисциплина, кроме логики, не учит этому специально.
При изучении даже самого элементарного курса логики школьники учатся думать и рассуждать, отстаивать в споре свою точку зрения, делать правильные выводы. Также логика учит:
самостоятельно мыслить,
творчески подходить к выполнению любого задания,
искать различные варианты его решения,
отбирать среди них наиболее оптимальный.
Развитие начальных математических представлений предполагает ознакомление детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, с формой и величиной предметов, временными и пространственными ориентировками. Способность верно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов представляет собой ведущее условие и фундамент математического развития детей дошкольного возраста, на котором базируется познание количественных отношений больше - меньше, равенство-неравенство. Формирование понятий о величине предметов и понимания отношений длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже, больше - меньше предоставляет возможность наглядно продемонстрировать дошкольникам скрытые математические взаимосвязи, углубить представления о числе.
Решение задачи на логику предполагает сложный мыслительный процесс. Это последовательное совершение определённых логических действий, работа с понятиями, использование различных логических конструкций, построение цепочки точных рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями.
Классические логические, комбинаторные и истинностные задачи, закономерности и математические ребусы, задачи про фигуры в пространстве и развертки, на перестановки и движение, на взвешивание и переливание; решаемые с конца, с помощью таблиц, отрезков, графов или кругов Эйлера – это далеко не все разнообразие логических задач, при решении которых активизируются всевозможные мыслительные операции и развивается творческое, нестандартное мышление.
В чём же прелесть логических задач?
они будут одинаково интересны и увлечённым математикой детям, и «гуманитариям»;
многие из них не требуют знаний школьной программы.
Задачи, предлагаемые в школьном курсе, должны быть нацелены не на механическое решение однотипных задач, не на поиск верного ответа (их может быть несколько или не быть вообще), а на умение делать выводы, анализировать, сравнивать, мыслить, применять наблюдательность и собственный жизненный опыт. Кроме того, логические задачи – это отличный способ развить то, что называют смекалкой.
Хотите развить у ребенка нестандартное мышление и гибкую логику – давайте ему хорошую зарядку для ума в виде разнообразных логических задач, для решения которых нужно использовать разные логические законы и методы решения (метод с конца, табличный метод, с помощью графов или кругов Эйлера и т.д.)
Подходите к обучению системно: от теории к задачам, от простого к сложному, от знакомства с новыми типами заданий к рефлексии.
Учитывайте специфику мышления у детей младшего школьного возраста – используйте визуальные образы и наглядные материалы.
Важно не навязывать детям способ решения, а стараться проводить разбор так, чтобы они сами путем логических рассуждений нашли правильный ответ.
Внедряйте игровые элементы в процесс обучения, используйте обучающие возможности IT.
Занятия логикой, как и спортивные тренировки, нуждаются в регулярности и постепенном повышении сложности задач.
Список используемой литературы
1. Вечтомов Е. М., Петухова Я. В. Решение логических задач как основа развития мышления // Концепт. -2012. - № 8 (август). - ART 12109. - 1,2 п. л.
2. Горев П. М. Уроки развивающей математики в 5-6-х классах средней школы // Концепт. - 2012. -№ 10 (октябрь). - ART 12132. - 0,6 п. л.
3. Андреев Н.Н., Коновалов С. П., Панюнин Н. М. (ред.-сост.) Математическая составляющая, М.: Фонд «Математические этюды», 2015 . - 151 с.